БЖД как наука. Цели и задачи бжд. Аксиома о потенциальной опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:49, доклад

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Основной задачей БЖД, как учебной дисциплины является обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам, необходимым для:
1) создания нормативно-комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД КАК НАУКА.docx

— 14.72 Кб (Скачать файл)

БЖД КАК НАУКА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЖД. АКСИОМА О ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ.

  

   Безопасность жизнедеятельности  — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

   Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

    Основной  задачей БЖД, как учебной дисциплины является обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам, необходимым для:

1) создания нормативно-комфортного  состояния среды обитания в  зонах трудовой деятельности  и отдыха человека;

2) идентификации негативных воздействий  среды обитания естественного  техногенного и антропогенного  происхождения (по программе:  в чем разница техногенного  и антропогенного?);

            3) разработки и реализации мер  защиты человека и среды обитания  от негативных воздействий;

            4) проектирования и эксплуатация  техники, технологических процессов  и объектов экономики в соответствии  с требованиями по безопасности  и экологичности;

5) обеспечения устойчивости функционирования  объектов и технических систем  в штатных и чрезвычайных ситуациях;

6) принятия решений по защите  производственного персонала и  населения от возможных последствий  аварий, катастроф, стихийных бедствий  и применения современных средств  поражения, а также принятие  мер по ликвидации их последствий;

7) прогнозирования возникновения  чрезвычайных ситуаций, развития  негативных тенденций и оценки  последствий их действий;

8) соблюдения контроля и управления  правовыми, нормативно-техническими  и организационными основами  безопасности жизнедеятельности;

9) выполнения требований к операторам  технических систем и инженерно-техническим  работникам (ИТР) по обеспечению  безопасности и экологичности деятельности.

   Опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

   Вредный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях сможет вызвать профессиональное заболевание.

   Опасный фактор - фактор среды и трудового процесса, который сможет быть причиной острого заболевания, травмы, внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Согласно  классификации опасные и вредные  факторы по природе воздействия  на человека подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические  и психофизиологические.

   К физическим факторам относят: движущиеся части машины и механизмов, оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, повышенная яркость источника света, пульсация светового потока

К химическим факторам относятся вещества, которые по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие группы: обинтоксичные; раздражающие; сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания); канцерогенные (вызывающие развитие опухолей); мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола, тосизола, оксид углерода, сернистый ангидрит, оксиды азота, аэрозоли свинца и др. токсичные пыли. Сюда относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним.

 

К биологическим факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы) и макроорганизмы (клещи, комары, грызуны, крупные животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

 

К психофизиологическим факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (эмоциональное, умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения), сменность работы, монотонность.

   Одним  из главных понятий БЖД является  так называемая «аксиома о потенциальной опасности».

   Анализ общественной  практической деятельности дает  основание для утверждения о  том, что любая человеческая  деятельность потенциально опасна.

   Потенциальная опасность  заключается в скрытом, неявном  проявлении опасностей (например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Углекислый газ не имеет цвета и запаха, а нарастание его концентрации проявляется появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Однако в целом организм человека, пребывающий систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, ритма и глубины дыхания, увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления и т.д. Как следствие, в определенных областях деятельности это может привести к травматизму).

   Потенциальная опасность  как явление – это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.


Информация о работе БЖД как наука. Цели и задачи бжд. Аксиома о потенциальной опасности