Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 15:20, реферат
Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте,
экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение
противником в случае военных действий различных видов оружия, создают
ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.
Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий
объективных и субъективных факторов.
В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная
ситуация определяется как "обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".
Введение
1. Стихийные бедствия:
1.1. – землетрясения
1.2. – наводнения
1.3. – ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи
1.4. – селевые потоки и оползни
1.5. – метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы
1.6. – пожары
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера:
2.1. – аварии и их характеристики
2.2. – аварии на химически и радиационно опасных объектах
2.3. – аварии на взрывопожароопасных объектах
2.4. – аварии на гидродинамических объектах
2.5. – аварии на транспорте
3. Чрезвычайные ситуации военного времени:
3.1. – ядерное оружие
3.2. – химическое оружие
3.3. – биологическое (бактериологическое) оружие
Список использованной литературы
скоростью до 100 м/с (360 км/ч). Давление воздуха внутри воронки резко
понижено, поэтому туда засасывается все, что вихрь может оторвать от земли и
поднять по спирали вверх, перенося на значительные расстояния. Двигаясь над
местностью, смерч разрушает постройки, линии передач, мосты и т.п.
Лучшее средство спасения при приближении торнадо – укрыться в убежище. Если
смерч застал вас в дороге, на открытой местности, лучше всего скрыться в
кювете дороги, яме, рве, овраге и плотно прижаться к земле. В городе надо
немедленно покинуть автомобиль, автобус, трамвай и спрятаться в ближайшем
подвале, убежище, метро, подземном переходе.
1.4. Селевые потоки и оползни
Сель – это
внезапно формирующийся в
обломков горных пород и грунта, возникающий в бассейнах небольших рек и сухих
руслах после интенсивного таяния снега, ливневых осадков, а также прорывов
моренных и завальных озер при обвалах, землетрясении, оползнях.
Селевые потоки могут быть локальными (в руслах притоков рек и в балках),
общего характера (проходят по основному руслу реки) и структурными
(двигающимися прямолинейно, вне русла реки). При движении селевой поток
разрушает все на своем пути. Высота потока может достигать в горах десятков
метров, но при выходе в долины сеть расширяется, скорость движения
замедляется и постепенно поток останавливается. Если на пути селя окажется
поселок или другие сооружения, они будут погребены и разрушены.
Основной способ борьбы с селями – закрепление и стимулирование развития
почвенного и растительного покрова на горных склонах, и особенно в местах
зарождения селей, а также уменьшение поступления поверхностных вод, спуск
талой воды, перекачка воды с помощью насосов, правильное размещение на
склонах гор различных инженерных гидротехнических сооружений. Эффективный
способ борьбы с селями – улавливание их специальными котлованами, а также
искусственное разжижение селевого потока водой.
Оползни –
это скользящее движение
влиянием силы тяжести. Они возникают из-за нарушения равновесия, вызванного
различными причинами (подмывом пород водой, ослабление их прочности вследствие
выветривания, переувлажнение осадками и подземными водами, неразумной
хозяйственной деятельностью человека и др.). Оползни могут быть на склонах
крутизной 20 градусов и более. Они способны вызвать крупные завалы или
разрушения автомобильных и железных дорог, разрушение населенных пунктов,
гибель людей.
Большинство потенциальных оползней можно предотвратить, если своевременно
провести и организовать противооползневый режим: устройство постоянных
водостоков, дренажей, временных снеговых канав и валов для поверхностного
стока талых и ливневых вод; планировку поверхности стока с выравниванием
бугров, заполнением ям и канав, заделкой трещин, приданием уклонов бессточным
участкам; озеленение склонов.
Обвалы – это отрыв и стремительное падение больших масс горных
пород, их опрокидывание, дробление и скатывание вниз на крутых и обрывистых
склонах.
При угрозе оползня, селя или обвала (при наличии времени) организуется
эвакуация населения в безопасные места. Перед оставлением дома наиболее
ценное имущество укрывается от воздействия грязи и влаги. Двери и окна плотно
закрываются. Электричество, газ, водопровод отключаются.
После окончания оползня, селя или обвала, убедившись в отсутствии второй
угрозы, необходимо вернуться к своим домам и немедленно приступить к розыску
пострадавших, оказанию им первой медицинской помощи, локализации и ликвидации
других последствий.
Снежные лавины также относятся к оползням и возникают также, как и
другие оползневые смещения. Они возникают на заснеженных склонах крутизной
30-40 градусов. На таких склонах лавины сходят тогда, когда слой свежевыпавшего
снега составляет 30 см, а для формирования лавин из старого (лежалого) снега
необходим слой снега до 70 см. Для того, чтобы лавина могла начать движение,
длина открытого склона гор должна быть 100-500 м. Скорость лавины может
достигать 100 м/с. Начав движение от случайного, нередко ничтожного толчка,
лавина низвергается вниз, захватывая по пути новые массы снега, камни и
предметы. Сход лавины нередко угрожает населенным пунктам, спортивным и
санаторно-курортным комплексам, железным и автомобильным дорогам, линиям
электропередач и другим народнохозяйственным объектам.
Защита от лавин может быть пассивной и активной. При пассивной избегают
использования лавиноопасных склонов или ставят на них заградительные щиты.
При активной защите производят обстрел лавиноопасных склонов, вызывая сход
небольших, неопасных лавин, препятствуя таким образом накоплению критических
масс снега.
В целях защиты от лавин сооружений, дорог, домов устраиваются лавинорезы,
защитные стенки. Вдоль дорог высаживаются лесополосы, устанавливают защитные
щиты.
1.5. Метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы
Эти явления характеризуются перемещением огромных масс снега с большой
скоростью (50-100 км/ч) в течение от нескольких часов до нескольких суток.
Особенно опасны снежные бури при низкой температуре или при ее резких
перепадах. В этих условиях снежная буря превращается в подлинное стихийное
бедствие, нанося большой ущерб населению и народному хозяйству. Снегом
заносятся дома, дороги, останавливается движение всех видов транспорта,
рвутся провода, ломаются столбы и опоры линий электропередачи и др.
Снежные заносы представляют собой наибольшую опасность для людей и техники,
застигнутых в пути далеко от человеческого жилья. Не следует пытаться
преодолеть сугробы в автомобиле. Его лучше остановить, поставить двигателем в
наветренную сторону, полностью закрыть жалюзи, укрыть радиатор. Периодически
выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под
ним. Не отходить от автомобиля. Двигатель периодически можно прогревать, не
допуская проникновения выхлопных газов в кабину.
1.6. Пожары
Ландшафтные
пожары имеют причинами
обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, удары молний, а
также самовозгорание торфа и сухой растительности. Основными видами пожаров как
стихийных бедствий, охватывающих большие территории, являются:
1) лесные пожары – неуправляемое горение растительности,
распространяющееся на площади леса в засушливое время года:
– низовые лесные пожары характеризуются горением лесной подстилки,
надпочвенного покрова и подлеска без захвата крон деревьев;
– верховые пожары развиваются, как правило, из низовых и
характеризуются горением крон деревьев;
– подземные (почвенные) пожары возникают иногда как продолжение
лесных. Они возникают на участках и торфяными почвами или имеющих мощный слой
подстилки. Горение происходит медленно, беспламенно. Подгорают корни
деревьев, которые падают, образуя завалы.
2) торфяные пожары чаще всего бывают в местах добычи торфа, возникают
обычно из-за неправильного обращения с огнем, от разрядов молнии или
самозагорания. Торф горит медленно на всю глубину его залегания. После
выгорания торфа образуются пустоты, в которые могут проваливаться люди,
животные и техника. Торфяные пожары охватывают большие площади и трудно
поддаются тушению.
3) степные (полевые) пожары
возникают на открытой
сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают
летом, реже – весной и практически отсутствуют зимой.
С целью предупреждения пожаров проводится разъяснительная работа с населением
о недопущении разведения костров в лесу и соблюдении мер предосторожности при
курении и т.п. При попадании в зону лесного пожара необходимо выяснить
направление ветра, чтобы определить направление движения огня и направление
маршрута выхода из леса. Выходить из леса нужно в наветренном направлении и
быстро.
При нахождении в зоне пожара рекомендуется, если это возможно, окунуться в
одежде в ближайшем водоеме. Выйдя из него, обернуть голову мокрой рубашкой
или чем-либо другим. Во избежание вдыхания горячего воздуха или дыма нужно
дышать через мокрую ткань воздухом, прилегающим к земле, и двигаться под
прямым углом к направлению распространения огня.
Основными способами борьбы с лесными и степными пожарами являются:
захлестывание кромки огня, засыпка его землей, заливка водой (химикатами),
создание заградительных и минеральных полос, пуск встречного огня (отжиг).
Тушение подземных пожаров осуществляется двумя способами. При первом – вокруг
торфяного пожара на расстоянии 8-10 м от его кромки роют траншею (канаву)
глубиной до грунта или до уровня грунтовых вод и наполняют ее водой. Второй
способ заключается в устройстве вокруг пожара полосы, насыщенной растворами
химикатов.
При тушении подземного пожара личный состав подвергается воздействию дыма с
высоким содержанием окиси углерода, поэтому работы по тушению пожара должны
проводиться в изолирующих противогазах или в фильтрующих с гопкалитовыми
патронами.
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в мирное время – это
промышленные аварии с выбросом опасных (отравляющих) химических веществ
(АОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном,
автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
В зависимости от масштаба, чрезвычайные ситуации делятся на аварии, при
которых наблюдается разрушение технических систем, зданий, сооружений,
транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых
наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий
применяются критерии: число погибших во время катастроф; число раненых
(погибших от ран, ставших инвалидами); индивидуальное и общественное
потрясение; отдаленные физические и психические последствия; экономические
последствия; материальный ущерб.
2.1. Аварии и их характеристики
Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно
растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов,
нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в
промышленности и сельском хозяйстве.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и
тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль).
Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем
большинстве случаев они имеют одинаковые фазы развития.
Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в
оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по
себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта
фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. На
второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное.
Как правило, на второй фазе у операторов не бывает ни времени, ни средств для
эффективных действий. Собственно авария происходит на третьей фазе, как
следствие двух предыдущих.
Причины аварий:
– просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;
– некачественное строительство или отступление от проекта;
– непродуманное размещение производства;
– нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной
подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
В зависимости от вида производства аварии и катастрофы на промышленных
объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом АХОВ, выбросом
радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.
2.2. Аварии на химически и радиационно опасных объектах
Крупные аварии на химически опасных объектах (ХОО) являются одними из
наиболее опасных технологических катастроф, которые могут привести к
массовому отравлению и гибели людей и животных, значительному экономическому
ущербу и тяжелым экологическим последствиям.
Причины аварий, в большинстве случаев, связаны с нарушениями установленных
норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции ХОО,
нарушением тех-нологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин
и механизмов, аппаратов и реакторов, низкой трудовой и технологической
дисциплины производственного процесса.
К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и
реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и
захоронению радиоактивных отходов и т.д.
Радиационная авария – авария на радиационно опасном объекте,
Информация о работе Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях