Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:52, реферат
Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес.
Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д.
Введение
Проблема детских церебральных параличей
является одной из актуальных проблем
детской ортопедии и невропатологии. Социальная
значимость этой проблемы настолько велика,
что вполне закономерен все увеличивающийся
к ней интерес.
Детский церебральный паралич
является сложным заболеванием центральной
нервной системы, ведущим не только к двигательным
нарушениям, но и вызывающим задержку
или патологию умственного развития, речевую
недостаточность, нарушение слуха и зрения
и т.д.
Тяжесть инвалидизации
у 20-35% больных оказывается настолько значительной,
что они не обслуживают себя, не передвигаются,
оказываются не обучаемыми . Важность
этой проблемы определяется увеличивающейся
распространенностью и социальной значимостью
заболевания, влекущего за собой тяжелую
инвалидизацию.
Наибольшую актуальность проблема детского
церебрального паралича получила за последнее
десятилетие, так как заболевание это
стало встречаться значительно чаще. К
изучению этой патологии приковано внимание
многих ученых не только у нас, но и за
рубежом.
Однако до настоящего времени мало изучена
распространенность детского церебрального
паралича
Лечение ДЦП. Возможные методы. Использование ЛФК (лечебной физкультуры) для лечения заболевания и адаптации больных
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Лечебная физкультура(ЛФК), а именно: комплекс физических упражнений стимулирующих внутренние силы организма- одна из важнейших составляющих медицинской реабилитации больных ДЦП. Кроме упражнений в комплекс входит: закаливание, массаж, мануальная терапия и труд.
В комплексе это помогает разнообразить и интенсифицировать двигательную деятельность больных, что является важной предпосылкой лечения.
ЛФК позволяет создать для больного динамичный двигательный режим, активизировать энергетику и защитные силы организма. Тренируются не только пораженные органы, но и весь организм. Для получения положительного оздоравливающего эффекта заниматься надо долго и упорно.
.
Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:
С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
1. регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
2. строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
Больные
с церебральным параличом могут
развивать мышечную силу посредством
выполнения упражнений с постепенно
увеличивающейся
Специальная
физкультура путем
C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия.
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжитель ность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.
Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.
Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.
В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.
В старших
классах предусматривается
Больным
с церебральным параличом после
выпуска из школы должна быть предоставлена
возможность продолжить освоение техники
того или иного вида спорта, так
как людям с затруднением в
движениях для освоения техники
требуется больше времени, чем всем
остальным. С 1978 г. проводятся спортивные
состязания по таким видам спорта,
как кегли, бильярд, настольный теннис,
стрельба из лука, поднятие штанги, плавание,
велосипедный спорт, слалом на колясках,
позволяющим больным с
Иппотерапия.
Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.
Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.
В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры ( ЛФК ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде ( ЛВЕ ) и огромное желание самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.
Под психогенным
фактором подразумеваются две
Под биомеханическим
фактором подразумевается влияние
колебаний, возникающих и идущих
от спины движущейся лошади в трех
взаимно перпендикулярных плоскостях.
Эти колебания вызывают поочередное
напряжение и относительное расслабление
почти всех групп мышц, с большим
акцентом на мышцы туловища. Это
обуславливает частичную ( а в некоторых
случаях необходимую ) нормализацию мышечного
тонуса, снижение спастичности,
уменьшения объема и амплитуды непроизвольных
движений, улучшение
координации, что в свою очередь улучшает
статиколокомоторные функции.
Рассматривая
иппотерапию как особую форму ЛФК, при
ее использовании необходимо соблюдать
те же принципы, которые характерны для
ЛФК, а именно:
1. Индивидуализация
в методике и дозировке
2. Регулярность
воздействия, так как только
регулярные занятия
3. Длительность
применения метода, так как восстановление
нарушенных функций основных
систем организма возможно
4. Постепенное
нарастание нагрузки в
5. Разнообразие
и новизна в проведении
6. Умеренность
воздействия, т.е. умеренная,
7. Соблюдение
цикличности - чередование более
интенсивных нагрузок с
8. Учет возрастных особенностей.
Больным
так же помогает массаж. Известно, что
он оказывает влияние как на центральную
нервную систему, так и на периферическую.
Он может успокоить, снять слишком
сильное психическое