Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:57, лекция
Валеология (valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. (И. И. Брехман, 1980)
В основе валеологии лежат:
нормальная физиология
генетика
психология
педагогика
Лекция №1. Валеология как наука
I.Понятие Валеология, предмет ее изучения. Взаимодействие Валеологии и других наук
Валеология (valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. (И. И. Брехман, 1980)
В основе валеологии лежат:
Предметом изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Израиль Ицкович Брехман (1921, Самара – 9 июля 1994) - российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент АТН России, создатель науки Валеология, изобретатель многих препаратов.
II.Здоровье. Уровень здоровья.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а нетолько отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ, 1948)
Здоровье человека - его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И. И. Брехман).
Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, Н. Л. Полонский).
Индивидуальное здоровье человека – это гармоническое
единство всевозможных обменных процессов
в организме, что создает условия для оптимальной
жизнедеятельности всех систем и подсистем
организма (А. Д. Адо).
Здоровье – это процесс сохранения и развития
биологических, физиологических, психологических
функций, трудоспособности и социальной
активности человека при максимальной
продолжительности его активной жизни
(В. П. Казначеев).
Определение уровня здоровья населения:
Вклад различных факторов в состояние
здоровья:
- наследственность - 20 %;
- окружающая среда - 20 %;
- уровень медицинской помощи - 10 %;
- образ жизни - 50 %.
Развернутый
вариант:
- человеческий фактор - 25 % (физическое
здоровье - 10 %, психическое здоровье - 15
%);
- экологический фактор - 25 % (экзоэкология
- 10 %, эндоэкология - 15 %);
- социально-педагогический фактор - 40
% (образ жизни: материальные условия труда
и быта - 15 %, поведение, режим жизни, привычки
- 25 %);
- медицинский фактор - 10 %.
III.Факторы, влияющие на здоровье
Медицинская активность – это типичная для определенного исторического периода деятельность людей по отношению к своему (личному) и общественному здоровью.
Она включает:
1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;
2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечении, других медицинских мерах;
3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.);
4) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающее охрану и укрепление здоровья.
Составляющие здорового образа жизни: соблюдение суточного режима, занятие физической культурой; общение с природой; положительное отношение к себе; ощущение счастья; отсутствие пристрастия к наркотикам; умеренное потребление алкоголя; правильное питание; духовная жизнь; отсутствие привычки к курению; отсутствие беспорядочной половой жизни; закаливание; гигиена; оптимистическое отношение к жизни; деятельность на пользу обществу; материальное и физическое благополучие и здоровье окружающих.
Факторы нездорового образа жизни: материальное неблагополучие; плохие жилищные условия; слабая социальная поддержка; вредные привычки (курение, пьянство, гиподинамия); физические и психические перегрузки; экологические вредности; недостаточное образование; дисгармония интимных отношений; чрезмерные претензии и недовольство жизнью; неполноценное питание; отклонение от духовных норм и критериев общечеловеческой морали.
Характеристика образа жизни
Комплексное социально-гигиеническое исследование образа жизни и заболеваемости учителей с временной утратой трудоспособности (ВУТ).
Наследственность.
Аномалии индивидуального развития.
Тератогенез (teratos -урод, чудовище) - возникновение врожденных пороков в результате нарушения нормального эмбриогенеза.
Причины уродств
Типы уродств (по причинам возникновения)
I тип Закладка какого-либо органа не образуется или сильно деформирована (ананцефалия).
II тип Нарушена последовательность в закладке органа. Вначале мочеточник потом почки.
III тип Подавление закладки органов (микроцефалия, карликовость)
IV тип Чрезмерное разрастание органов
V тип Изменение количества частей органа - числа пальцев или извилин, селезенка, надпочечники, матка.
VI тип Нередуцирующиеся эмбриональные структуры (сохранение жаберных дуг, незаростание боталлового протока)
1/2 всех зародышей не доживают до рождения. Отбор патологически измененных зародышей еще на уровне спермато- и овогенеза
Лекция №2. Основы общей патологии
I. Введение.
Патология - (patos - болезнь) наука, изучающая болезнь, ее сущность и закономерности развития.
Общая патология изучает расстройства обмена веществ, кровообращения, роста и развития
Частная патология изучает закономерности возникновения и развития отдельных заболеваний (туберкулез, грипп, гипертония) их осложнений и исходов.
Вывод патология изучает:
1.Все многообразие отклонений здоровья от нормы.
2.Причины и закономерности возникновения болезней.
3.Научное обоснование для лечения.
5.Болезнь проще предупредить, чем лечить.
Основные теоретические положения медицины:
1.Организм единое целое, а не сумма отдельных частей или клеток.
2.Единство внешних и внутренних факторов болезни вытекает из общебиологической закономерности единства организма и окружающей среды.
3.Патологические процессы тесно связаны с физиологическими.
4.Организм человека существенно отличается от организма животного: а) наличие второй сигнальной системы; б) социум.
II. Здоровье и болезнь.
Норму нелегко отличить от патологии:
1.Усиленная секреция желудочного сока после еды - норма, гиперсекреция вне приема пищи - патология.
2.Появление бороды и усов у женщин, увеличение молочной железы у мужчин - патология.
3.Возникновение одышки у гимнаста при выполнении обычного комплекса упражнений - патология, у нетренированного человека - норма.
Вывод: Где норма и патология решается с учетом индивидуальных особенностей, условий, возраста, пола, тренированности.
Болезнь - реакция организма на повреждающее воздействие, сопровождается расстройством нормальной жизнедеятельности, снижением приспособляемости к окружающей среде, ограничением трудоспособности.
Клинические проявления болезни - симптомы.
Симптомы
Объективные - выявляются при обследовании (сыпь, опухоли,повышение температуры,нарушение ритма сердца, лабораторные анализы и т.д.)
Субъективные - о них сообщает больной (тошнота, рвота, боль, слабость и др.)
Совокупность симптомов, свойственных определенной болезни - симптомокомплекс.
Патологический процесс - совокупность меняющихся во времени расстройств структуры и функций каких-либо органов. Болезнь сопровождается многими патологическими процессами.
Стадии патологического процесса:
1) Скрытый (латентный)
2) Продромальный
3) Выраженных проявлений болезни
4)Завершение (исход)
1) Скрытый период - время, в течение которого организм вырабатывает определенные ответные реакции на воздействие болезнетворного агента. У инфекционных болезней - инкубационный период.
Отсутствует при отравлении
Несколько лет - проказа
2-6 дней при скарлатине
24-34 часа при гриппе
Знание о скрытом периоде - профилактика болезней (изоляция, карантин, прививки лечебными сыворотками)
Отличать скрытый период: а) от латентного периода, латентные формы болезней (туберкулез, сифилис), когда болезнь протекает долго без клинических проявлений.
б) от бактерионосительства - люди могут быть совершенно здоровыми сами, но быть распространителями инфекции
2) Продромальный период начинается с первых нечетких проявлений болезни: недомогание, головная боль, снижение аппетита, небольшое повышение аппетита
3) Период выраженных проявлений болезни
Длительность
Острые - несколько дней до нескольких часов (грипп,чума)
Подострые - менее четкий цикл течения - несколько месяцев
Хронические - на годы (туберкулез, ревматизм)
Рецидивы - возврат болезни после кажущегося выздоровления.
Осложнения - присоединение к основным проявления болезни других изменений, не обязательных для данной болезни. Осложнение протекает значительно тяжелее. ОРЗ - воспаление легких
4) Исход болезни.
Полное выздоровление - исчезновение всех болезненных явлений и восстановление нормальных функций организма. Но это не значит бесследно - невосприимчивость к данной инфекции (оспе, кори, дифтерии); повышение чувствительности (рожа)
Неполное выздоровление, когда после болезни сохраняется нарушение функций - остаточные явления (коклюш - кашель; скарлатина - ослабление сердца)
Патологическое состояние - это следствие болезни, а не ее проявление. Культя конечности - инвалид.
Смерть
Клиническая
Биологическая
III. Этиология и патогенез
Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезней. Отвечает на вопрос: Чем вызвана болезнь?
1.Наличие возбудителя (при инфекциях)
2. Условия окружающей среды
3. Состояние организма.
Патогенез (patos - страдание) - это механизм возникновения и развития болезней. Отвечает на вопрос: как и почему и каким образом развивается болезнь?
Типы лечения
Этиотропное - изменяющее условия, способствующее развитию болезни.
Патогенетическое - воздействие на механизмы развития болезни. Свои особенности у каждого больного.
Симптоматическое
Закономерности патогенеза
1.Патогенез - цепь реакций организма, когда первично действующий патогенный раздражитель уже может не оказывать влияние на все последующие проявления болезни.
2.Один и тот же патогенный раздражитель может вызывать многообразные формы и варианты болезни.
3.Разные патологические раздражители могут вызывать одну и ту же очень близкую по характеру реакцию.
4.Развитие заболевания зависит не только от свойств патологического раздражителя, но и от состояния организма и от внешних факторов.
Пути распространения болезнетворного агента в организме
Путем соприкосновения (лишай)
Гематогенный и лимфогенный
Неврогенный (вирусы бешенства)