Введение в валеологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:57, лекция

Краткое описание

Валеология (valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. (И. И. Брехман, 1980)
В основе валеологии лежат:
нормальная физиология
генетика
психология
педагогика

Вложенные файлы: 1 файл

Лекц.по валеол.-1и 2.ppt

— 1.32 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Лекция №1. Валеология как наука

 

I.Понятие Валеология, предмет ее изучения. Взаимодействие Валеологии и других наук

 

Валеология (valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. (И. И. Брехман, 1980)

В основе валеологии лежат:

  • нормальная физиология
  • генетика
  • психология
  • педагогика

 

Предметом изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Израиль Ицкович Брехман (1921, Самара – 9 июля 1994) - российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент АТН России, создатель науки Валеология, изобретатель многих препаратов.

 

 

 

 

II.Здоровье. Уровень здоровья.

 

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а нетолько отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ, 1948)

Здоровье человека - его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И. И. Брехман).

Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, Н. Л. Полонский).

 

 

 

 

Индивидуальное здоровье человека – это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо). 
 Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

 

 

 

 

Определение уровня здоровья населения:

  • демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни)
  • показатели заболеваемости
  • болезненность
  • инвалидизация

 

 

 

 

Вклад различных факторов в состояние здоровья: 
- наследственность - 20 %; 
- окружающая среда - 20 %; 
- уровень медицинской помощи - 10 %; 
- образ жизни - 50 %. 
Развернутый вариант: 
- человеческий фактор - 25 % (физическое здоровье - 10 %, психическое здоровье - 15 %); 
- экологический фактор - 25 % (экзоэкология - 10 %, эндоэкология - 15 %); 
- социально-педагогический фактор - 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15 %, поведение, режим жизни, привычки - 25 %); 
- медицинский фактор - 10 %.

 

III.Факторы, влияющие на здоровье

 

 

 

 

 

 

 

Медицинская активность – это типичная для определенного исторического периода деятельность людей по отношению к своему (личному) и общественному здоровью.

Она включает:

1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;

2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечении, других медицинских мерах;

3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.);

4) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

 

 

 

 

Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающее охрану и укрепление здоровья.

 

 

 

 

Составляющие здорового образа жизни: соблюдение суточного режима, занятие физической культурой; общение с природой; положительное отношение к себе; ощущение счастья; отсутствие пристрастия к наркотикам; умеренное потребление алкоголя; правильное питание; духовная жизнь; отсутствие привычки к курению; отсутствие беспорядочной половой жизни; закаливание; гигиена; оптимистическое отношение к жизни; деятельность на пользу обществу; материальное и физическое благополучие и здоровье окружающих.

 

 

 

 

Факторы нездорового образа жизни: материальное неблагополучие; плохие жилищные условия; слабая социальная поддержка; вредные привычки (курение, пьянство, гиподинамия); физические и психические перегрузки; экологические вредности; недостаточное образование; дисгармония интимных отношений; чрезмерные претензии и недовольство жизнью; неполноценное питание; отклонение от духовных норм и критериев общечеловеческой морали.  

 

 

 

 

Характеристика образа жизни

 

 

 

 

Комплексное социально-гигиеническое исследование образа жизни и заболеваемости учителей с временной утратой трудоспособности (ВУТ).

 

 

 

 

Наследственность.

Аномалии индивидуального развития.

 

Тератогенез (teratos -урод, чудовище) - возникновение врожденных пороков в результате нарушения нормального эмбриогенеза.

 

Причины уродств

 

Типы уродств (по причинам возникновения)

 

I тип Закладка какого-либо органа не образуется или сильно деформирована (ананцефалия).

II тип Нарушена последовательность в закладке органа. Вначале мочеточник потом почки.

 

 

 

 

III тип Подавление закладки органов (микроцефалия, карликовость)

IV тип Чрезмерное разрастание органов

V тип Изменение количества частей органа - числа пальцев или извилин, селезенка, надпочечники, матка.

VI тип Нередуцирующиеся эмбриональные структуры (сохранение жаберных дуг, незаростание боталлового протока)

1/2 всех зародышей не доживают до рождения. Отбор патологически измененных зародышей еще на уровне спермато- и овогенеза

 

 

 

 

Лекция №2. Основы общей патологии

 

I. Введение.

Патология - (patos - болезнь) наука, изучающая болезнь, ее сущность и закономерности развития.

Общая патология изучает расстройства обмена веществ, кровообращения, роста и развития

Частная патология изучает закономерности возникновения и развития отдельных заболеваний (туберкулез, грипп, гипертония) их осложнений и исходов. 

 

Вывод патология изучает:

1.Все многообразие отклонений здоровья от нормы.

2.Причины и закономерности возникновения болезней.

3.Научное обоснование для лечения.

 

 

 

 

5.Болезнь проще предупредить, чем лечить.

 

Основные теоретические положения медицины:

 

1.Организм единое целое, а не сумма отдельных частей или клеток.

 

2.Единство внешних и внутренних факторов болезни вытекает из общебиологической закономерности единства организма и окружающей среды.

 

3.Патологические процессы тесно связаны с физиологическими.

 

4.Организм человека существенно отличается от организма животного: а) наличие второй сигнальной системы; б) социум.

 

 

 

 

II. Здоровье и болезнь.

Норму нелегко отличить от патологии:

1.Усиленная секреция желудочного сока после еды - норма, гиперсекреция вне приема пищи - патология.

2.Появление бороды и усов у женщин, увеличение молочной железы у мужчин - патология.

3.Возникновение одышки у гимнаста при выполнении обычного комплекса упражнений - патология, у нетренированного человека - норма.

 

Вывод: Где норма и патология решается с учетом индивидуальных особенностей, условий, возраста, пола, тренированности.

 

 

 

 

Болезнь - реакция организма на повреждающее воздействие, сопровождается расстройством нормальной жизнедеятельности, снижением приспособляемости к окружающей среде, ограничением трудоспособности.

 

Клинические проявления болезни - симптомы.

 

Симптомы

 

Объективные - выявляются при обследовании (сыпь, опухоли,повышение температуры,нарушение ритма сердца, лабораторные анализы и т.д.)

 

Субъективные - о них сообщает больной (тошнота, рвота, боль, слабость и др.)

 

Совокупность симптомов, свойственных определенной болезни - симптомокомплекс.

 

 

 

 

Патологический процесс - совокупность меняющихся во времени расстройств структуры и функций каких-либо органов. Болезнь сопровождается многими патологическими процессами.

 

Стадии патологического процесса:

 

1) Скрытый (латентный)

2) Продромальный

3) Выраженных проявлений болезни

4)Завершение (исход)

 

1) Скрытый период - время, в течение которого организм вырабатывает определенные ответные реакции на воздействие болезнетворного агента. У инфекционных болезней - инкубационный период.

Отсутствует при отравлении

Несколько лет - проказа

2-6 дней при скарлатине

24-34 часа при гриппе

 

 

 

 

Знание о скрытом периоде - профилактика болезней (изоляция, карантин, прививки лечебными сыворотками)

 

Отличать скрытый период: а) от латентного периода, латентные формы болезней (туберкулез, сифилис), когда болезнь протекает долго без клинических проявлений.

б) от бактерионосительства - люди могут быть совершенно здоровыми сами, но быть распространителями инфекции

 

2) Продромальный период начинается с первых нечетких проявлений болезни: недомогание, головная боль, снижение аппетита, небольшое повышение аппетита

 

3) Период выраженных проявлений болезни

 

Длительность

 

Острые - несколько дней до нескольких часов (грипп,чума)

 

Подострые - менее четкий цикл течения - несколько месяцев

 

Хронические - на годы (туберкулез, ревматизм)

 

 

 

 

Рецидивы - возврат болезни после кажущегося выздоровления.

Осложнения - присоединение к основным проявления болезни других изменений, не обязательных для данной болезни. Осложнение протекает значительно тяжелее. ОРЗ - воспаление легких

 

4) Исход болезни.

Полное выздоровление - исчезновение всех болезненных явлений и восстановление нормальных функций организма. Но это не значит бесследно - невосприимчивость к данной инфекции (оспе, кори, дифтерии); повышение чувствительности (рожа)

 

Неполное выздоровление, когда после болезни сохраняется нарушение функций - остаточные явления (коклюш - кашель; скарлатина - ослабление сердца)

 

Патологическое состояние - это следствие болезни, а не ее проявление. Культя конечности - инвалид.

 

Смерть

 

Клиническая

 

Биологическая

 

 

 

 

III. Этиология и патогенез

 

Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезней. Отвечает на вопрос: Чем вызвана болезнь?

 

1.Наличие возбудителя (при инфекциях)

2. Условия окружающей среды

3. Состояние организма.

 

Патогенез (patos - страдание) - это механизм возникновения и развития болезней. Отвечает на вопрос: как и почему и каким образом развивается болезнь?

 

Типы лечения

 

Этиотропное - изменяющее условия, способствующее развитию болезни.

 

Патогенетическое - воздействие на механизмы развития болезни. Свои особенности у каждого больного.

 

Симптоматическое

 

 

 

 

Закономерности патогенеза

 

1.Патогенез - цепь реакций организма, когда первично действующий патогенный раздражитель уже может не оказывать влияние на все последующие проявления болезни.

 

2.Один и тот же патогенный раздражитель может вызывать многообразные формы и варианты болезни.

 

3.Разные патологические раздражители могут вызывать одну и ту же очень близкую по характеру реакцию.

 

4.Развитие заболевания зависит не только от свойств патологического раздражителя, но и от состояния организма и от внешних факторов.

 

Пути распространения болезнетворного агента в организме

 

Путем соприкосновения (лишай)

 

Гематогенный и лимфогенный

 

Неврогенный (вирусы бешенства)


Информация о работе Введение в валеологию