Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:38, реферат
Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) на нынешнем этапе своего развития проходят процесс реформирования и модернизации на качественно более высокий уровень. Этот процесс многоуровневый и сложный изначально, и ещё он более осложнён предшествующими непоследовательными и непродуманными реформами, которые привели к неудовлетворительным последствиям, усугубившими положение ВС РФ.
Введение
1. Сохранение потенциала Стратегических Сил сдерживания
2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск
3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил)
4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил
5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности
6. Совершенствование военной науки и военного образования
7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки
Заключение
Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна осуществляться с учетом требований современной вооруженной борьбы, развития средств, форм и способов ее ведения. Сейчас это происходит далеко не всегда.
Особый разговор – подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации. В массовом масштабе она не соответствует плановым цифрам, устанавливаемым для военных кафедр вузов как в сторону значительной недоподготовки, так и в сторону переподготовки. И тот и другой варианты являются недопустимыми, поскольку по одним военно-учетным специальностям Вооруженные Силы недополучают большое количество необходимых в запасе офицерских кадров, а по другим – в запасе накапливается большое количество офицеров, которое во много раз превышает их мобпотребность, и на что затрачиваются значительные финансовые средства. В результате сегодня практически востребован только каждый десятый специалист, подготовленный на этих кафедрах.
Главными причинами сложившегося положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации военного образования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего содержания; недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей; снижение контроля над учебным процессом в ВВУЗах и над организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках.
Крайне важно, чтобы из ВУЗов выпускался офицер-профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий системой приемов и способов обучения подчиненных. При этом учебные программы, предметы обучения должны быть жестко, системно увязаны по этапам обучения. В этой связи каждый командир должен осознавать необходимость строжайшего соблюдения установленного порядка подготовки и проведения каждого занятия с подчиненными и в целом учебного процесса. В основу должны быть положены простые и понятные всем принципы обучения.
Совершенствование системы образования требуется, в том числе, в связи с частичным переводом ВС РФ на контрактную основу. Офицер должен быть способен эффективно руководить подчиненными, имеющими, порой большой, жизненный опыт, образовательный уровень и т.д.
Для решения наиболее сложных проблем военного образования Правительством РФ 27 мая 2002 года была принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».
В ближайшие годы совершенствование системы военного образования будет осуществляться с учетом формирования межведомственной (сопряженной) системы подготовки кадров по военным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
До конца 2005 года параметры системы военного образования должны быть приведены в соответствие с новыми задачами, структурой и численностью военной организации, порядком прохождения военной службы офицерами. На базе реформированных ВУЗов и научно-исследовательских организаций планируется создать профильные научно-учебные центры.
В 2006-2010 годах предстоит обеспечить организационно-правовые и экономические условия построения новой системы военного образования. Речь идет о включении в эту систему:
- военно-учебных заведений, гражданских ВУЗов, готовящих на договорной основе офицеров для службы по контракту,
- военных кафедр при
- учреждений дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации офицеров.
7. Совершенствование системы
Во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания личного состава, поддержания высокого уровня воинской дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней.
При этом надо учитывать, что российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической, криминальной и религиозной обстановке
За последние десять лет существенно изменился социальный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось состояние физического и психического здоровья. Возросли пацифистские и анти армейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.
На личный состав серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране. Динамика преступности в Вооруженных Силах согласуется с общей направленностью развития преступности в России. Не прекращаются попытки проникновения организованной преступности в армейскую среду.
Однако, несмотря на массированное воздействие всего комплекса объективных факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в войсках, Вооруженные Силы продолжают оставаться одним из самых законопослушных институтов государства. Уровень преступности среди военнослужащих в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.
Однако, в целях повышения эффективности борьбы с нарушениями дисциплины во всех их формах, следует рассмотреть вопрос о возвращении к практике применения административного ареста.
Все это требует совершенствования в целом системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так отдельных граждан.
Эти качества формируются не группой узких специалистов, приставленных специально для воспитания людей. Они возникают в семье, а затем терпеливо взращиваются, поощряются и совершенствуется многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. На это дело государства, заботящиеся о своей национальной безопасности, не жалеют ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов.
В этой связи представляется необходимым на федеральном уровне разработать и реализовать программу военно-политического просвещения российских граждан и военно-политического образования военнослужащих, что позволило бы каждому гражданину ясно понимать, как возникают, ведутся, к чему приводят войны и во что они обходятся народам и государствам.
Мировой и отечественный опыт военного строительства свидетельствует о том, что степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности Вооруженных Сил.
В ходе контр террористических операций в Северо-Кавказском регионе офицеры, сержанты, солдаты в очередной раз доказали верность Отечеству. Подвиги российских военнослужащих сродни тем, которые совершали наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны. Российская армия продемонстрировала свою готовность и способность выполнить решения, принятые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и руководством Министерства обороны.
Социологические исследования, проведенные в 2003 году показывают, что свыше 87% офицеров поддерживают принимаемые меры в области военного строительства, около 80% проявляют стремление к совершенствованию профессионального мастерства, более 70% уверены в своих сослуживцах.
В настоящее время в рамках программы, утвержденной Президентом Российской Федерации, осуществляется переход Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания.
Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В этой связи на базе отечественных и зарубежных разработок предстоит выработать и реализовать меры по усилению морально-психологической подготовке личного состава для ведения современной вооруженной борьбы. С этой целью предстоит осуществить цикл научно-исследовательских работ и ряд специальных проектов.
В целях практической реализации непрерывного мониторинга социальных процессов в Вооруженных Силах РФ, осуществления анализа проблем социально-экономического и правового положения военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, оценки морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих, а также оперативного информирования высших органов государственного и военного управления о характере и динамике общественного мнения в войсках (силах) осуществляется военно-социологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ.
Поставлена и выполняется задача – до 2005 года оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методическое укрепление.
Система воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих позволит сформировать у личного состава необходимые моральные качества, нравственную мотивацию поведения в бою, готовность и способность к успешному выполнению поставленных задач в ходе боевых действий, даст возможность достичь высокой боевой активности личного состава соединений и частей, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении боевых задач.
Следует констатировать, что работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи в последние годы была практически свернута, снизилось количество призывников, занимающихся военно-прикладными видами спорта. По данным исследований, проведенных Российской академией управления, слова «патриот, патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Если в 1987 году патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то на сегодня – лишь 23%. Наиболее ярко эти настроения проявляются при призыве граждан на военную службу. Многие юноши призывного возраста любыми путями стараются уклониться от выполнения конституционной обязанности по защите Родины.
Упущения и ошибки в общегосударственном деле военно-патриотического воспитания оплачиваются не только падением престижа военной службы. Образовавшийся в воспитании молодых людей, допризывной молодежи вакуум пытаются заполнить своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка. Переориентировка моральных устоев, размывание патриотического сознания граждан привели к тому, что в последние годы для службы в армии и на флоте все больше приходит призывников, отбывших наказание в местах лишения свободы, состоящих на учете в органах внутренних дел за различные правонарушения, систематически употребляющих спиртные напитки и наркотики. При наличии в войсках ракетно-ядерного оружия и оружия повышенной опасности, подобные явления могут привести к крайне опасным последствиям.
На фоне общего ухудшения состояния здоровья призывников продолжается развал системы физического воспитания юношей. Мы уже стали забывать, что в недалеком прошлом существовали такие физкультурные комплексы как «Готов к труду и обороне» и «Готов к защите Родины». При всех их недостатках нельзя не признать их значительного влияния на физическое развитие молодежи. Если раньше стадионы и спортивные площадки заполняла молодежь для занятия спортом, то сейчас многие из них превратились в вещевые рынки. Весьма далека от совершенства спортивная база образовательных учреждений, не проводятся контрольные проверки физической подготовленности призывников и фактически не имеется критериев ее объективной обобщенной оценки.
Особое внимание привлекает к себе проблема беспризорных и безнадзорных детей. Это – горькая примета нашего времени. Решение этой проблемы является первоочередной задачей государства, и Министерства обороны не стоит от нее в стороне.
Только сейчас, спустя десятилетие, когда мы практически потеряли уже целое поколение, общество начинает в какой-то мере понимать пагубность фактического отказа от целенаправленного военно-патриотического воспитания населения, утраты системы подготовки молодежи к защите Отечества.
Возобновили свою деятельность Музеи боевой славы в общеобразовательных учреждениях многих городов России. Стало доброй традицией проведение Спартакиад допризывной молодежи, соревнований «Сыны Отечества». Однако этого явно недостаточно.
Военно-патриотическое воспитание населения должно стать приоритетной задачей государства и общества, важнейшей составной частью подготовки граждан России к несению военной службы и защите Отечества. Именно на решение этой задачи нацелена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Приоритетным в политике государства необходимо считать формирование позитивного общественного мнения о роли и месте военной организации в жизни общества, обеспечении обороны страны и безопасности государства, возрождении России, укреплении ее международного авторитета.
Органы власти всех уровней могут и должны оказывать всемерную поддержку ветеранским, военно-патриотическим, военно-спортивным, молодежным и детским объединениям и клубам, которые своей повседневной и не всегда заметной работой вносят неоценимый вклад в формирование нации патриотов.
Предстоит дальнейшее совершенствование системы подготовки граждан по военно-учетным специальностям в системе РОСТО, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования и общественных объединениях.
Необходим дальнейший поиск форм и методов более активного привлечения к военно-патриотической работе всех видов средств массовой информации, возрождения российской исторической традиции героико-патриотического воспитания в литературе, искусстве и культуре. Широкое участие в этой благородной работе интеллектуальной элиты России станет ярким образцом служения своему народу, залогом успеха в деле общенациональной важности.