Вредные и опасные условия труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Негативные производственные факторы также принято называть опасными и вредными производственными факторами (ОВПФ), которые качественно принято разделять на опасные факторы и вредные факторы.
Опасным производственным фактором (ОПФ) принято называть такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу. В связи с этим ОПФ называют также травмирующим фактором. К ОПФ можно отнести движущие машины и механизмы, различные подъемно - транспортные устройства и перемещаемые грузы, электрический ток, отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента и т.д.

Содержание

Введение
1. Физические опасные и вредные производственные факторы.
1.1 Движущееся оборудование, подвижные части.
1.2 Виброакустические колебания.
1.3 Акустические колебания.
1.4 Электромагнитные поля и излучения
1.5 Ионизирующие излучения
1.6 Электрический ток
2. Химические вредные вещества
3. Умственный труд
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Охрана труда.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XX века люди стали активно использовать радиацию в мирных целях. Различные радиоизотопы используют в научных исследованиях, при диагностике технических объектов, в контрольно-измерительной аппаратуре и т.д. И наконец - ядерная энергетика. Ядерные энергетические установки используют на томных электрических станциях (АЭС), ледоколах, кораблях, подводных лодках. В настоящее время только на атомных электрических станциях работают свыше 400 ядерных реакторов общей электрической мощностью свыше 300 млн. кВт. Для получения и переработки ядерного горючего создан целый комплекс предприятий, объединенных в ядерно-топливный цикл (ЯТЦ).

1.6 Электрический ток

Электрический ток широко используется в промышленности, технике, быту, на транспорте. Устройства, машины, технологическое оборудование и приборы, использующие для своей работы электрический ток, могут являться источниками опасности.

Поражение электрическим током может произойти при прикосновении к токоведущим частям, находящимся под напряжением, отключенным токоведущим частям, на которых остался заряд или появилось напряжение в результате случайного включения в сеть, к нетоковедущим частям, выполненным из проводящего электрический ток материала, после перехода на них напряжения с токоведущих частей.

Кроме того, возможно поражение человека электрическим током под воздействием напряжения шага при нахождении человека в зоне растекания тока на землю; электрической дугой, возникающей при коротких замыканиях; при приближении человека к частям высоковольтных установок, находящимся под напряжением, на недопустимо малое расстояние.

Электрический ток оказывает на человека термическое, электролитическое, биологическое и механическое воздействие.

Термическое воздействие тока проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры органов, что вызывает в них значительные функциональные расстройства.

Электролитическое воздействие в разложении различных жидкостей организма (воды, крови, лимфы) на ионы, в результате чего происходит нарушение их физико-химического состава и свойств.

Биологическое действие тока проявляется в виде раздражения и возбуждения живых тканей организма, судорожного сокращения мышц, а также нарушения внутренних биологических процессов.

Действие электрического тока на человека приводит к травмам или гибели людей.

Наибольшую опасность представляют электрические удары. Электрический удар - это возбуждение живых тканей проходящим через человека электрическим током, сопровождающееся судорожны ми сокращениями мышц; в зависимости от исхода воздействия тока различают четыре степени электрических ударов:

I   - судорожное сокращение мыши без потери сознания;

II - судорожное сокращение мыши с потерей сознания, но с сохранившимися дыханием и работой сердца;

         III - потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (или того и другого вместе);

IV - клиническая смерть, т.е. отсутствие дыхания и кровообращения.

Кроме остановки сердца и прекращения дыхания причиной смерти может быть электрический шок - тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма на сильное раздражение электрическим током. Шоковое состояние длится от нескольких десятков минут до суток, после чего может наступить гибель или выздоровление в результате интенсивных лечебных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Химические вредные вещества

Пары, газы, жидкости, аэрозоли, химические соединения, смеси при контакте с организмом человека могут вызывать изменения в состоянии здоровья или заболевания. Воздействие вредных веществ на человека может сопровождаться отравлениями и травмами.

В настоящее время известно более 7 млн. химических веществ и соединений, из которых около 60 тысяч находят применение в деятельности человека.

Химические вещества в зависимости от их практического использования классифицируются на:

* промышленные яды - используемые в производстве органические растворители, топливо, красители;

* ядохимикаты - используемые в сельском хозяйстве пестициды и др.;

* лекарственные средства;

* бытовые химикаты - применяемые в виде пищевых добавок (например, уксус), средства санитарии, личной гигиены, косметики и т.д.;

* биологические растительные и животные яды, которые содержатся в растениях, грибах, у животных и насекомых;

* отравляющие вещества (ОВ) - зарин, иприт, фосген и др.

В организм человека вредные химические вещества могут проникать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы. Основным же путем проникновения вредных веществ в организм являются органы дыхания.

По характеру воздействия на человека вредные вещества подразделяются на:

* общетоксические - вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы: центральную нервную систему, кроветворные органы, печень, почки (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода и др.);

* раздражающие - вызывающие раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (органические азотокрасители, диметиламинобензол и другие антибиотики и др.);

* сенсибилизирующие - действующие как аллергены (формальдегид, растворители, лаки и др.);

* мутагенные - приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.);

* канцерогенные - вызывающие злокачественные опухоли (хром, никель, асбест, бенз(а)пирен, ароматические амины и пр.);

* влияющие на репродуктивную (детородную) функцию - вызывающие возникновение врожденных пороков, отклонений от нормального развития детей, влияющие на нормальное развитие плода (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы, борная кислота и др.).

Три последних вида вредных веществ (мутагенные, канцерогенные и влияющие на репродуктивную способность) характеризуются отдаленными последствиями их влияния на организм. Их действие проявляется не в период воздействия и не сразу после его окончания, а в отдаленные периоды, спустя годы и даже десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Умственный труд

         Многие полагают, что умственный труд гораздо легче физического. Так рассуждают в основном люди, которые им никогда не занимались. А ведь умственная работа – это огромная нагрузка на человеческий мозг! Как известно, отсутствие определенного режима вызывает переутомление организма. Есть такое понятие, как гигиена умственного труда, а одно из его главных условий – нормальный распорядок дня. Вот почему так важно прислушаться к некоторым рекомендациям:

1. Умственная работа не должна быть слишком длительной. Когда наступает некоторая усталость, необходимо встать и немного подвигаться. Нельзя заниматься умственной работой с утра и до вечера. Если человек усиленно думает над какой-то проблемой и не может найти нужное решение, ему нужно немного расслабиться, отвлечься, прогуляться или послушать музыку.

2. Людям, зарабатывающим умом, нужно делать физические упражнения и закаляться, т.к. напряженный умственный труд ухудшает физическое состояние человека. Нужно чередовать работу с отдыхом. С годами могут возникнуть болезни, которые вызываются недостатком движений.

3.   Питание должно быть полноценным и витаминизированным. Нельзя увлеченно работать, забыв о пище, таким образом можно нанести вред здоровью.

Как утверждают специалисты, результат умственного труда в большей степени зависит от настроения, а также от психологического климата не только в коллективе, но и в семье. Очень важно, чтобы работа приносила моральное удовлетворение, увлекала и была интересна. Высокую производительность показывают те, кто увлечен работой.

 

 

 

         Вывод

Плохие условия труда негативно отражаются на производительности труда, качестве и себестоимости продукции, уменьшают валовой национальный доход страны. Поэтому всестороннее беспокойство об охране труда, проведение активной социальной политики становится ключевым заданием для руководства предприятий, государственных и профсоюзных органов.

Главным заданием руководителя предприятия является создание такой организации производства, при которой будет достигаться наибольшая прибыль.

Следовательно, обеспечение здоровых, безопасных и высокопродуктивных условий труда становится важным фактором существования предприятия в условиях рыночной конкуренции. Руководителям следует беречь ценных квалифицированных рабочих, создавать им надлежащие условия труда, обеспечивать гуманный моральный климат в трудовом коллективе, что будет способствовать повышению производительности труда и улучшению качества продукции.

Улучшение условий труда становится одним из важных направлений повышения материального и культурного уровня жизни народа. Современное производство, значительные темпы научно-технического прогресса требуют все более решительных требований относительно охраны труда. Работодатель обязан создать на всех рабочих местах в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить сдерживание требований законодательства относительно прав работников в отрасли охраны труда.

 


Список использованной литературы

 

1.    Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Р., Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов всех специальностей – 6изд. – Спб., М., Краснодар: Лань, 2003. – 448 с.: ил.

2.    Панкратов О. М., Миляев О.К., Безопасность жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие – Киев: КНЕУ, 2005 – 232 с.

3.    Микрюков В., Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие – С-Петербург, Феникс, 2001.

4.    Ушаков К.З., Безопасность жизнедеятельности - Учебник для ВУЗов,2000,427с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Вредные и опасные условия труда