Государственный надзор и контроль по охране труда, его основные инспекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновениячрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Содержание

1.Введение
2. Государственный надзор и контроль по охране труда, его основные инспекции.
3. Методика расчета потребного количества спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и порядок оформления заявок на их приобретение.
4.Охрана труда лиц моложе 18 лет.
5. Понятие о горении, пожаре, взрыве. Условия горения и способы прекращения огня.
6. Меры безопасности при перевозке людей.

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 71.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Пожар-это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. К основным явлениям, характерным для каждого пожара относятся: химическое взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого количества тепла и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги. В зависимости от места возникновения различают: пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; пожары в зданиях и сооружениях.

Основным способом действия при тушении пожаров является прекращение горения. Основными способами прекращения горения, применяемыми при тушении пожаров являются:

·         охлаждение зоны горения водой, растворами смачивателей, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла, идущую на продолжение горения

·         разбавление реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислом газом, азотом и другими, не поддерживающими горение газами.

·         химическое торможение реакции горения галогенированными углеводородами.

 

Причины и виды пожаров

 

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правилэксплуатации производственного оборудования и электрических устройств, самовозгорание веществ и материалов,разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги. В зависимости от места возникновения различают:пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные илесные пожары; пожары в зданиях и сооружениях. Последние, в свою очередь, подразделяются на наружные(открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиесяскрытыми путями распространения пламени.

Пространство, охваченное пожарами, условно разделяют на 3 зоны — активного горения (очаг пожара), тепловоговоздействия и задымления. Внешними признаками зоны активного горения является наличие пламени, а такжетлеющих или раскалённых материалов. Основной характеристикой разрушительного действия пожараявляется температура, развивающаяся при горении. Для жилых домов и общественных зданий температуры внутрипомещения достигают 800—900 °С. Как правило, наиболее высокие температуры возникают при наружных пожарах и всреднем составляют для горючих газов 1200—1350 °C, для жидкостей 1100—1300 °C, для твёрдых веществ 1000—1250 °C. При горении термита, электрона, магния максимальная температура достигает 2000-3000 °C.

Пространство вокруг зоны горения, в котором температура в результате теплообмена достигает значений,вызывающих разрушающее воздействие на окружающие предметы и опасных для человека, называют зонойтеплового воздействия. Принято считать, что в зону теплового воздействия, окружающую зону горения,входит территория, на которой температура смеси воздуха и газообразных продуктов сгорания не меньше 60-80 °С. Вовремя пожара происходят значительные перемещения воздуха и продуктов сгорания. Нагретые газообразныепродукты сгорания устремляются вверх, вызывая приток более плотного холодного воздуха к зоне горения. Припожарах внутри зданий интенсивность газового обмена зависит от размеров и расположения проёмов в стенах иперекрытиях, высоты помещений, а также от количества и свойств горящих материалов. Направление движениянагретых продуктов обычно определяет и вероятные пути распространения пожара, так как мощные восходящиетепловые потоки могут переносить искры, горящие угли и головни на значительное расстояние, создавая новые очагигорения. Выделяющиеся при пожаре продукты сгорания (дым) образуют зону задымления. В состав дыма обычновходят азот, кислород, оксид углерода углекислый газ, пары воды, а также пепел и др. вещества. Многие продуктыполного и неполного сгорания, входящие в состав дыма, обладают повышенной токсичностью, особенно токсичныпродукты, образующиеся при горении полимеров. В некоторых случаях продукты неполного сгорания, например, оксидуглерода, могут образовывать с кислородом горючие и взрывоопасные смеси.

 

 

 

Взрывы.

 

Взрывы - это освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие предметы. В твёрдой среде взрыв сопровождается её разрушением и дроблением, в воздушной или водной- вызывает образование воздушной или гидравлической ударных волн, которые и оказывают разрушающее воздействие на помещенные в них объекты.

Взрывы происходят в результате освобождения химической энергии ( главным образом взрывчатых веществ), внутриядерной энергии( ядерный взрыв), электромагнитной энергии( искровой разряд, лазерная искра), механической энергии, энергии сжатых газов( при превышении предела давления на стенки сосуда,баллона,трубопровода).

 

 

                                Основные поражающие факторы взрыва:

 

·  Воздушная ударная волна;

·  Осколочные поля, образуемые летящими обломкам разного рода объектов, технологического оборудования, строительных деталей, боеприпасов, взрывных устройств.

В результате взрывов могут возникнуть пожары, утечка опасных веществ. Большой ущерб наноситься в результате разрушения жилых помещений.

 

СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОРЕНИЯ

Прекращение горения достигается определенными способами его тушения, направленными на создание условий, при которых процесс горения невозможен.

К таким способам относятся: понижение в зоне горения концентрации кислорода ниже 14% по "(обьему; изоляция горящего вещества от зоны горения; снижение " температуры в зоне горения ниже температуры самовоспламенении горючего вещества; охлаждение горящего вещества ниже температуры вспышки или воспламенения.

1. Понижение в зоне горения концентрации  кислорода ниже 14% по объему обеспечивается  плотным закрытием.всех проемов в горящем помещении (трюме) и введением в нее негорючих паров и газов (углекислого газа, дымовых газов, азота, водяного пара и др.).

Прекращение горения путем введения в зону горения негорючих паров и газов дает хорошие результаты при тушении горящих жидкостей и некоторых твердых веществ. Неэффективен тот способ во время тушения волокнистых веществ, так как при концентрации кислорода ниже 14—18% по объему прекращается юлько пламенное их горение, но возможно тление.

Если твердые горючие вещества не способны при нагревании пыделять газообразные продукты, воспламенение таких веществ, особенно содержащих целлюлозу, происходит тлением. Поэтому при прекращении горения твердых веществ необходимо еще длительное время поддерживать огнегасительные концентрации в помещении (трюме), где возник пожар, прежде чем открыть его и обеспечить доступ воздуха в зону горения.

2. Прекращение горения путем изоляции  горящего вещества от зоны  горения осуществляется покрытием  его несгораемыми материалами, (листовой  сталью, войлоком, асбестом, асбестовыми покрывалами или негорючими сыпучими материалами — песком, различными флюсами, жидкостями — водой, пеной и др.).

Способы изоляции могут применяться при тушении как твердых, жидких, так и газообразных веществ.

Эффективность тушения пожара данным способом зависит от скорости разрушения изолирующего слоя на нагретой поверхности горящего вещества.

3.  Снижение температуры в зоне горения ниже температуры самовоспламенения горючего вещества достигается введением п нее огнегасительных средств, которые замедляют химическую реакцию горения, в результате чего резко уменьшается выделение тепла. К таким средствам относятся галоидуглеводо- роды: бромистый этил, бромистый метилен, тетрафтордиб- ромэтан, входящие в состав огнегасительных смесей «3,5», СЖБ п одиокомпонентного фреона-114В2 и другие.

Если при тушении толуола углекислым газом горение его прекращается в результате снижения концентрации кислорода в зоне горения до 14—18%, то при тушении бромистым этилом' горение прекращается при концентрации состава 1,7%, т. е. когда в воздухе находится 20,6% кислорода.

4. Прекращение горения охлаждением  горящего вещества достигается  при снижении температуры реакции  горения ниже температуры вспышки  или воспламенения вещества. При  этом резко уменьшается выделение  тепла, необходимого на нагревание и испарение огнегасительиого состава, и образование горючих паров для продолжения горения.

Если количество тепловой энергии, образуемой в процессе горения, будет равно или несколько больше количества энергии, отнимаемой огнегасительным составом, горение не прекратится.

Способом охлаждения тушат легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в емкостях, а также мелкораздробленные твердые вещества. При перемещении верхних нагретых слоев веществ и нижних, более холодных, обеспечивается охлаждение поверхностного слоя горящего вещества. Горение в данном случае прекращается в тот момент, когда температура поверхностного слоя жидкости будет ниже температуры воспламенения.

Способ перемешивания применяется только при тушении пожаров жидких горючих веществ с температурой вспышки выше температуры холодного топлива (минимум на 5° С), т. е. температуры, при которой жидкость хранится в резервуаре, например, при температуре воздуха 20° С; таким способом можно тушить жидкости, имеющие температуру вспышки 25° С и выше.

6.Меры безопасности  при перевозке людей

При расстоянии от ствола до места работ 1000 м и более правилами безопасности предусматривается перевозка людей в специальных пассажирских вагонетках с сиденьями, глухими торцевыми стенками, металлической крышей и боковыми стенками на всю высоту вагонетки. Для посадки и высадки людей в боковых стенках вагонетки имеются проемы шириной не менее 0,7 м, которые оборудуются ограждающими приспособлениями, предохраняющими людей от выпадения из вагонетки во время движения. Пассажирские вагонетки оборудуются устройствами для подачи сигналов машинисту электровоза. Скорость движения пассажирского состава не должна превышать 20 км/ч. При этом тормозной путь составляет около 20 м. При эксплуатации на шахте аккумуляторных электровозов допускается после получения соответствующего разрешения органов Госгортехнадзора перевозка людей отдельными поездами, состоящими из обычных вагонеток с глухим кузовом, со съемными сиденьями.

В этом случае скорость движения поезда не должна превышать 12 км/ч. Для перевозки людей, сопровождающих транспортируемые материалы и оборудование, а также отдельных лиц на протяжении рабочей смены допускается включение в состав одиночной пассажирской вагонетки, которую следует располагать сразу за локомотивом в голове состава. Не допускается прицеплять к пассажирской вагонетке платформу с материалами или оборудованием, а также вагонетку, в которой груз выступает за ее габариты.

Между пассажирской вагонеткой и платформами или вагонетками с выступающими грузами должна помещаться пустая вагонетка или нормально загруженная вагонетка в составе, транспортирующем горную массу. В поездах, предназначенных для перевозки людей, могут перевозиться только инструменты и запасные части, которые не выступают за габариты вагонетки. Не разрешается перевозка в пассажирских составах взрывчатых легковоспламеняющихся и едких материалов; прицепка грузовых вагонеток к пассажирским составам, за исключением одной-двух вагонеток для перевозки инструмента и запасных частей; езда людей на локомотивах, в не оборудованных сидениями грузовых вагонетках, на платформах и т. п. Во время движения поезда запрещается высовываться, входить и выходить из вагона до полной его остановки.

Ежесменно перед отправлением поезда с людьми вагонетки осматриваются лицом технического надзора участка ВШТ. Особое внимание при этом уделяется проверке исправности сцепных устройств, состоянию полускатов, надежности работы тормозов и сигнализации. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.

Если при осмотре выявлены неисправности, которые не могут быть устранены до отправления поезда, то неисправная вагонетка отцепляется от состава и отправляется в депо на ремонт. В зависимости от уклонов выработок, по которым перевозятся люди и грузы, к электровозам предъявляются различные требования по устройству узлов, влияющих на безопасность движения.

В выработках с уклоном 0,005-0,03 допускается применение серийно выпускаемых электровозов при условии выполнения следующих требований: состояние и регулировка тормозной системы должны обеспечивать полное оттормаживание и полное затормаживание за 1,5-2 оборота маховика; толщина тормозных колодок до их замены должна быть не менее 15 мм; прокат бандажей не должен превышать 6 мм; проверка состояния тормозной системы и ее регулировка должны проводиться ежесменно машинистом электровоза совместно с лицом, специально назначенным приказом по шахте, один раз в неделю — механиком (начальником) электровозного депо, один раз в месяц-механиком участка ВШТ. Результаты всех осмотров должны регистрироваться в специальном журнале. В выработках с уклоном 0,031-0,040 разрешается применять электровозы, оборудованные динамическим торможением, указателями скорости и электрическими или пневматическими сигнализаторами.

Допускается работа находящихся в эксплуатации электровозов, на которых нет указателей скорости, электрических или пневматических сигналов, оборудованных только механическими тормозами. При этом требования, изложенные выше для выработок с уклоном 0,005-0,03, должны выполняться в обязательном порядке. Кроме того, в выработках с уклоном 0,031 — 0,040 скорость движения составов с электровозами, не имеющими указателей скорости, не должна превышать 2 м/с. Машинисты электровозов в этом случае должны проходить специальную тренировку для приобретения навыков вождения поездов со скоростью, не превышающей 2 м/с. В выработках с уклоном 0,041-0,050 должны применяться электровозы, оборудованные системой динамического торможения, механическими колодочными или дисковыми тормозами, электромагнитными рельсовыми тормозами и указателями скорости.

Информация о работе Государственный надзор и контроль по охране труда, его основные инспекции