Гражданская оборона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:24, доклад

Краткое описание

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Международным гуманитарным правом (Женевские конвекции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.
В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданская оборона.БЖД.Доклад.docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

Гражданская оборона.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В современных условиях гражданская  оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства  в военное время. Международным гуманитарным правом (Женевские конвекции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.

В Российской Федерации правовые и  организационные основы гражданской  обороны регламентируются Федеральным  законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в  связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской  войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению  Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были определены правила  поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства  проявлялась тенденция к объединению  всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне  в единую государственную систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это  объединение. В результате была создана  местная противовоздушная оборона  страны. МПВО организовывала и проводила  комплекс организационно-технических  мероприятий по защите населения  в зоне досягаемости авиации вероятного противника. В ходе Великой Отечественной  войны бойцы подразделений и  частей МПВО, личный состав невоенизированных  формирований, комплектуемых из населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии  связи, разбирали завалы, обезвреживали  не взорвавшиеся авиабомбы. В 1956 году в  связи с угрозой применения ядерного оружия были изменены состав и организационная  структура МПВО, уточнены задачи. Она  стала организовываться и проводиться  на территории всей страны. В 1961 году МПВО преобразуется в Гражданскую  оборону СССР, которая становится составной частью системы общегосударственных  оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип  ее построения, введена должность  начальника Гражданской обороны  СССР.

В настоящее время руководство  Гражданской обороной возложено  на руководителей органов местного самоуправления, а в организациях на их руководителей. Руководители исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут  персональную ответственность за организацию  и проведение мероприятий по гражданской  обороне и защите населения (ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ).

 

Этапы развития гражданской обороны  в России.

В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ядерных ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов - вероятных целей нападения — в загородную зону. Для обеспечения зашиты персонала, который оставался работать на предприятиях, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска гражданской обороны, создавались массовые невоенизированные спасательные формирования.

На втором этапе (1972-1992 гг.) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ вместимостью на 1 млн. человек, противорадиационных укрытий на 3—4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой 6ыло также возложено на гражданскую оборону.

Третий этап развития гражданской обороны начался с 1992 года. Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и соответственно на роль и место при этом гражданской обороны .За эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире - значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям гражданской обороны. Изменились характер и средства вооруженной борьбы. Проблематичной стала угроза реального применения ядерного и других видов оружия массового поражения. В этот период основные усилия руководства страны направляются прежде всего на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности её участия в решении задач мирного времени. Гражданская оборона выводится из структуры Минобороны России и объединяется с ГКЧС России. Органы ее управления и войска гражданской обороны нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планируется преобразование войск гражданской обороны в государственную спасательную службу,  и реорганизуются формирования гражданской обороны. После распада СССР в условиях коренного реформирования общества изменилось геополитическое положение и социально-экономическая обстановка в России. Государство встало на демократический путь развития. Экономическое положение России резко ухудшилось, что не могло не сказаться на выполнении мероприятий гражданской обороны и потребовало уделить поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему совершенствованию самое пристальное внимание.

 

Современная гражданская оборона  в России.

Основными принципами организации современной гражданской обороны являются: территориально-производственный принцип ее построения: соответствие структуры гражданской обороны государственному устройству страны и решаемым задачам: максимально полное соответствие организации гражданской обороны требованиям как мирного, так и военного времени. Впервые принятый Федеральный закон «О гражданской обороне» определил следующие основные задачи гражданской обороны: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим вилам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действии; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при велении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий: обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действии, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной, единое планирование и проведение ее мероприятий. При этом планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организационную основу гражданской  обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы, силы и средства гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях. Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России; в субъектах Российской Федерации — министерства, государственные комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в городах, районах — управления, отделы, группы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы). Полномочия и общие обязанности органов государственной власти, начальников гражданской обороны на всех уровнях и их органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определяются Федеральным законом «О гражданской обороне». Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основными задачами МЧС России являются: реализация единой государственной политики в области гражданской обороны; осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны; осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных,  надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны; осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны; осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» "подготовка государства к ведению гражданской  обороны осуществляется заблаговременно  в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и  средств зашиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий".

Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются: планирование мероприятий гражданской обороны; создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления гражданской обороны; накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых; создание необходимых запасов средств индивидуальной зашиты, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения; организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны; развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологии и способов проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает разработку планов гражданской обороны: разработку планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование населения  об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности специальных систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповещения военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действующих локальных систем оповещения на радиационно, химически, биологически и гидродинамически опасных объектах, общий перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, установлением и практической разработкой порядка приоритетного использования общегосударственных и ведомственных систем связи,  проводного,  радио- и телевизионного вещания, местных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений; освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения; постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для зашиты населения и материальных средств; строительство при необходимом обеспечении заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах; проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа. Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в первую очередь личный состав гражданских организаций гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

Информация о работе Гражданская оборона