Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:24, доклад
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Международным гуманитарным правом (Женевские конвекции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.
В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.
Гражданская оборона.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Международным гуманитарным правом (Женевские конвекции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.
В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.
Гражданская оборона как комплекс
мер по защите населения возникла
в России и других странах в
связи с ростом боевых возможностей
авиации. В нашей стране ее зарождение
относится к периоду
В настоящее время руководство Гражданской обороной возложено на руководителей органов местного самоуправления, а в организациях на их руководителей. Руководители исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ).
Этапы развития гражданской обороны в России.
В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ядерных ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов - вероятных целей нападения — в загородную зону. Для обеспечения зашиты персонала, который оставался работать на предприятиях, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска гражданской обороны, создавались массовые невоенизированные спасательные формирования.
На втором этапе (1972-1992 гг.) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ вместимостью на 1 млн. человек, противорадиационных укрытий на 3—4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой 6ыло также возложено на гражданскую оборону.
Третий этап развития гражданской обороны начался с 1992 года. Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и соответственно на роль и место при этом гражданской обороны .За эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире - значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям гражданской обороны. Изменились характер и средства вооруженной борьбы. Проблематичной стала угроза реального применения ядерного и других видов оружия массового поражения. В этот период основные усилия руководства страны направляются прежде всего на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности её участия в решении задач мирного времени. Гражданская оборона выводится из структуры Минобороны России и объединяется с ГКЧС России. Органы ее управления и войска гражданской обороны нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планируется преобразование войск гражданской обороны в государственную спасательную службу, и реорганизуются формирования гражданской обороны. После распада СССР в условиях коренного реформирования общества изменилось геополитическое положение и социально-экономическая обстановка в России. Государство встало на демократический путь развития. Экономическое положение России резко ухудшилось, что не могло не сказаться на выполнении мероприятий гражданской обороны и потребовало уделить поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему совершенствованию самое пристальное внимание.
Современная гражданская оборона в России.
Основными принципами организации современной
гражданской обороны являются: территориально-
Организационную основу гражданской
обороны составляют органы, осуществляющие управление
гражданской обороной, службы, силы и средства
гражданской обороны федеральных органов
исполнительной власти, субъектов Российской
Федерации, местных административно-
Основными задачами МЧС России являются: реализация единой государственной политики в области гражданской обороны; осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны; осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны; осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны; осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны.
В соответствии со ст. 4 Федерального
закона «О гражданской обороне» "подготовка
государства к ведению
Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются: планирование мероприятий гражданской обороны; создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления гражданской обороны; накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых; создание необходимых запасов средств индивидуальной зашиты, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения; организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны; развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологии и способов проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Планирование мероприятий гражданской обороны включает разработку планов гражданской обороны: разработку планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности специальных систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповещения военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действующих локальных систем оповещения на радиационно, химически, биологически и гидродинамически опасных объектах, общий перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, установлением и практической разработкой порядка приоритетного использования общегосударственных и ведомственных систем связи, проводного, радио- и телевизионного вещания, местных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.
Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений; освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения; постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для зашиты населения и материальных средств; строительство при необходимом обеспечении заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах; проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа. Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в первую очередь личный состав гражданских организаций гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).