Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 18:28, реферат
Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти 70 лет. Но, чествуя ветеранов, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все тяготы и лишения войны познал еще ребенком. Тех, для кого ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. Это малолетние узники.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что этих людей остается все меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.
Введение…………………………………………………………………
1. Концентрационные лагеря на территории нашего края……………
1.1. Создание концентрационных лагерей……………………………….
1.2. Фабрика смерти и ее филиалы………………………………..
2. «Детям, которые прошли фашистский ад…»…………………………..
2.1. Дети в концентрационных лагерях……………………………………
2.2. Малолетние узники концлагерей – наши земляки……………………..
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Концентрационные лагеря на территории нашего края……………
2. «Детям, которые
прошли фашистский ад…»……………………
2.1. Дети в
концентрационных лагерях………………
2.2. Малолетние узники концлагерей – наши земляки……………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..
Приложения
Введение
Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти 70 лет. Но, чествуя ветеранов, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все тяготы и лишения войны познал еще ребенком. Тех, для кого ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. Это малолетние узники.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что этих людей остается все меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в изучении фактов, рассказывающих о жизни малолетних узников лагерей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Библиографический обзор.
Для написания работы мной использованы различные труды о войне от известных ещё советским читателям до выпущенных совсем недавно: «Империя смерти» (Мельникова Д., Чёрная Л.), «Наказанный народ» (Щербакова И. Л.), «Дети и война» (Николаева С. А.) и многие другие. Одним из важнейших источников получения информации можно, безусловно, считать воспоминания и материалы из личных архивов бывших малолетних узников.
Методы, использованные в работе: теоретический анализ, синтез и интервьюирование.
Глава 1. Концентрационные лагеря на территории нашего края
Концентрационные лагеря - специально оборудованные места заключения людей.
Первые концлагеря были выстроены еще задолг000о до начала войны. Они предназначались для принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке; лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку; заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации; предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистской Германии.
Начиная с 1941 года на оккупированной территории СССР появляются «лагеря смерти», «фабрики смерти», единственной целью которых было массовое уничтожение советских людей, подавление их сопротивления, использование их для принудительного труда. По официальным назначениям фашистские лагеря смерти делились на лагеря для военнопленных, гражданского населения, женские, пересыльные, штрафные и др. Во всех фашистских лагерях смерти был установлен жестокий режим террора.
Часто заключённых лишали фамилий, заменяя их номерами, размещёнными на лагерной одежде. С 1942 г. было введено клеймение пленных. Заключённые лагерей использовались преимущественно на тяжёлых, вредных и опасных работах. Рабочий день продолжался 12-18 часов. В лагерях царила массовая смертность от голода, холода, непосильного труда, избиений, эпидемий. Для выявления и уничтожения ослабевших узников проводилась регулярная «фильтрация» (отбор). Расправы над заключёнными сопровождались пытками и носили особо мучительный, садистский характер (сожжение или закапывание живых людей, травля их собаками, казни под музыку и т.п.).
1.2. Фабрика смерти и ее филиалы
За годы войны на оккупированных территориях СССР действовало несколько сотен фашистских лагерей смерти.
На территории Ленинградской области также находились концлагеря, в том числе в г. Гатчине, Павловске, Гатчинском, Кингисепсском, Красносельском, Лужском, Ораниенбаумском и Тосненском районах. А также Лагерь для военнопленных № 6 в городе Выборг.
Во время оккупации в Гатчинском (до 1944 года — Красногвардейском) районе базировались 18 и 16 армии группы «Север», в чью задачу входили захват Прибалтики и Ленинграда. Гатчина стала центром, где были размещены основные карательные органы и спецподразделения гитлеровских войск группы армий «Север». На территории района гитлеровцами была создана сеть концентрационных лагерей.
Одним из самых крупных был лагерь под названием «Дулаг-154». В лагере существовало два отделения — «рабочее», из которого обычно отправляли на работу в Германию согласно генеральному плану «Ост», или на прифронтовые территории как рабочую силу, и «нерабочее» — в которое помещали смертников.
Лагерь предназначался для военнопленных, евреев, большевиков и подозрительных лиц, задержанных немецкой полицией. Также в город сгонялись жители из прифронтовой полосы — Красного Села, Павловска, Пушкина, Петергофа, Стрельны, Урицка и многих других населённых пунктов. Пленных сначала приводили в комендатуру, а оттуда в лагерь. Коммунисты, комсомольцы, партийные работники, советские активисты, журналисты, писатели и учёные разных национальностей — все проходили как «евреи», а члены подпольных организаций, издатели подпольных листовок и партизаны — как «враги рейха».
Стоит упомянуть о «Памятке об охране советских военнопленных», изданной в Берлине 8 сентября 1941 года. Данная памятка с особым усердием выполнялась на территории «Дулага 154»:
1. Применение
строжайших мер при проявлении
малейших признаков
2. Всякие разговоры с военнопленными, в том числе и по пути к месту работы и обратно, строго воспрещаются, за исключением совершенно необходимых служебных указаний. Следует препятствовать всяким разговорам военнопленных с гражданскими лицами, в случае необходимости надо применять оружие – даже против гражданских лиц.
3. По отношению к трудолюбивым и послушным военнопленным также неуместно проявление мягкости. Они рассматривают это как проявление слабости и делают соответствующие выводы.
4. Мнимая
безобидность большевистских
В другом лагере,
расположенном в селе Рождественом, погибло
20 тысяч человек. Его организовали немцы
еще в 1941 году. Это называлось «трудовым
лагерем для пленных красноармейцев».
Специально для них немцы выделили конюшню,
школу и скотный двор. Был еще лазарет для
сыпнотифозных: больных пленных туда буквально
сваливали кучей, где они медленно умирали
в муках.
Жители окрестных сел всеми силами пытались им помочь, готовили какую-то еду, пытались тайком забрать ее у офицеров.
Порой к лагерю приезжали родственники военнопленных, как-то прознавшие о том, что их мужья, дети, отцы находятся в Рождествене. Немцы со смехом натравливали на них собак: на весь лес разносился женский крик.
«…16 сентября нас привезли в Рождествено, там лагерь был уже оборудован: стояли вышки, на них пулемёты, обнесён колючей проволокой свинарник. На улице стояли два банных котла, в которых варили „баланду“ и мятный чай. Нас с Володей Баландовым в августе 1941 года приняли в комсомол, билеты мы ещё не получили, но всё равно считали себя членами комсомола. 18 сентября мы бежали, но, увы, недалеко, — через несколько часов мы снова были в этом лагере, избитые фашистами и на сутки привязанные колючей проволокой к столбу в одном нижнем белье. В этот день мне исполнилось 16 лет. Когда нас привязали, была сумразь (мелкий дождь), и так почти все сутки. В конце я потерял сознание…» — вспоминал потом Юрий Уралов, один из узников Рождественского концлагеря.
А это уже из писем узника Вырицкого концлагеря: «…нам не давали воды ни для мытья, ни для стирки. Все завшивели, но после тифа немцы устраивали прожарку белья, и вши не так досаждали, как клопы. Эта нечисть изматывала некоторых до слёз. Подъём был в шесть утра, отбой — в девять. Утром и вечером приносили кипяток и кусок хлеба, клейкого, как мыло. Обед — кружка баланды из запаренных отрубей. Было праздником, если кто-то поймает крысу под полом в туалете. Перед школой был небольшой пожарный пруд. Там вначале водились лягушки, потом их выловили и съели в первые два дня. Траву, росшую во дворе, так же вырвали и съели в первые два дня и потому площадь была пустой. Зеленело только за проволокой, но и туда мы совали руки, хотя и стреляли. При мне двоих убили за траву и одного за то, что он отошёл на два метра дальше на работе в лесу».
Лагерь в Выре отличался тем, что сюда сгоняли только военнопленных, служащих регулярной армии. Гражданских, задержанных полицаями на улице, сюда не привозили. Условия в Выре были не менее жестокими, чем в Рождествене: пленных могли за любой проступок выпороть или сразу же расстрелять.
Оба лагеря были уничтожены в 1943 году. Советские солдаты ужаснулись рвам с трупами, крематориям и кошмарным условиям, в которых содержались пленные. Сейчас об их существовании практически ничто не напоминает.
Глава 2. «Детям, которые прошли фашистский ад…»
2. 1. Дети в концентрационных лагерях
Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.
Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.
Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Никому из них не разрешалось покидать блок, иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если рядом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».
Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.
Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечными, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.
Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные и лагерные матери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети охотно помогали им. Как велика была радость ребенка, когда ему позволяли «помочь» принести хлеб! Игрушки детям были запрещены. Но как мало нужно ребенку для игры! Его игрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные ниточки, катушки из-под ниток. Оструганный кусок дерева был особенно дорог. Но все игрушки нужно было прятать, ребенок мог играть лишь тайком, иначе надзирательница отбирала даже эти примитивные игрушки.
Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большое терпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка попадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении, объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы и учились с большим интересом.
Рассказ о праздновании дней рождения в семье звучал для них как сказка. Они не знали, как выглядит обычный дом, комната или кухня. Они не знали иной посуды, кроме коричневых жестяных мисок, а ярко разрисованной чашке дивились бы как чуду.
Дети не знали животных. В лагерях они, правда, знакомились с кровожадными собаками. Большая лошадь, которая вывозила очистки и потому часто стояла перед кухней, казалась им огромным чудовищем. Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем, провожали внимательным взглядом. А когда детям рассказывали сказки и там встречались звери, то приходилось их подробно описывать. Дети не знали и фруктов. Они вертели в ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать. Наконец угощавшая разрезала яблоки и сунула каждому по кусочку в рот. Они осторожно стали жевать, потом их глазёнки засияли от необычного лакомства. Из цветов они видели только несколько анютиных глазок.