Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:39, лекция
Естественное освещение - это освещение, создаваемое направленным или рассеянным солнечным светом или светом неба, проникающим через световые проемы помещения. Единственным источником естественного освещения является солнце. Оно излучает прямой солнечный свет, часть которого рассеивается в атмосфере и создает рассеянное излучение. Таким образом, различают свет, падающий непосредственно от солнца и свет “неба” - солнечного света, рассеянного атмосферой. Естественное освещение меняется в зависимости от времени дня, состояния погоды и времени года. Главная особенность естественного освещения – непостоянство интенсивности и спектрального состава его излучения. Изменение освещенности подвержено влиянию закономерных и случайных факторов. К закономерным факторам относятся высота солнца над горизонтом и географическая высота. К случайным факторам относятся дождь, снег, туман, прояснения и т.д.
9. в библиотеке — 17 — 21 °С;
10. в вестибюле и гардеробе — 16 — 19 °С.
Для нормальной
работы в классе необходима температура
в пределах 16-220, а для нормального
самочувствия в рекреационных помещениях
(расширенных коридорах для
Химический состав воздуха. Окружающий нас воздух в нормальных условиях имеет довольно постоянный химический состав:
формула Процентное
содержание
Азот, N2 78,084 %
Кислород, O2 20,9476 %
Аргон, Ar 0,934 %
Углекислый газ, CO2 0,0314 %
Неон, Ne 0,001818 %
Метан, CH4 0,0002 %
Гелий, He 0,000524 %
Криптон, Kr 0,000114 %
Водород, H2 0,00005 %
Ксенон, Xe 0,0000087 %
Химический состав воздуха чрезвычайно важен для здоровья. На первый взгляд кажется, что основной причиной плохого самочувствия человека в душном помещении является недостаток кислорода, но это не так. Физиологические сдвиги происходят, когда содержание кислорода падает с 20 до 17%. Уменьшение содержания кислорода хотя бы на 1 % не бывает даже в очень душной комнате. Состав воздуха ﴾химический, физический и бактериальный﴿ в течение учебного дня претерпевает значительные изменения. Возрастает концентрация углекислоты в воздухе ﴾норма СО2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%﴿. Другим вредным фактором являются органические вещества, находящиеся в воздухе. Наличие их в воздухе зависит не только от дыхания присутствующих людей, но и от санитарного состояния кожи, одежды и самого помещения. Как известно, состав органических веществ разнообразен и сложен. Их объединяют в понятие "летучие вещества", и они определяются суммарно. В течении учебного дня ﴾вместе с пылью, поднимающейся при передвижении детей﴿ возрастает количество бактерий в воздухе. При сокращении перерывов между сменами, что очень часто наблюдается в школах, не всегда имеется возможность заблаговременно проветрить и тщательно убрать классные комнаты к началу занятий. Сокращение перерыва между сменами и неправильный режим уборки отрицательно сказываются на микрофлоре воздуха и химическом составе его. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшается и количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих на организм.[1]
Значительно более чувствителен организм к уровню углекислого газа. При повышении его концентрации от 0,04 до 1-1,5% происходит заметное ухудшение самочувствия, а при концентрации 10-12% может наступить смерть. Здесь речь шла о влиянии на организм чистого углекислого газа. Но при скоплении людей действует не он один. Воздух классных помещений дополнительно к названному составу включает испарения с детских тел, продукты высыхания верхней одежды и нательного белья, обуви и др. В помещении появляются дурно пахнущие вещества. Все это вместе влияет на организм человека намного сильнее. Чем дольше сидят дети в комнате, тем больше выделяется углекислого газа и других соединений, анализ которых далеко не прост. Поэтому о степени духоты судят по количеству выделившегося оксида углерода (IV), когда его концентрация превышает 0,1%, воздух в помещении считается недоброкачественным [3].
Чистота воздуха. Для обеспечения учащихся чистым воздухом в классах необходимо иметь от 16 до 20 куб. м на одного ученика, а по санитарным нормам — от 4,5 до 5 куб. м. Поэтому необходимо организовать не менее чем 4-кратную смену воздуха в классе путем вентиляции, а также поддержание чистоты тела, одежды, обуви и устранения всех факторов, загрязняющих воздух. Чаще всего воздух загрязняется микроорганизмами, которые находятся в нем во взвешенном состоянии и переносятся с частицами пыли. В атмосферном воздухе преобладают микробы типа сапрофитов, а не паразитов, он в обычных условиях не представляет угрозы здоровью. Но становится опасным, если в нем находится больной человек, который выделяет возбудителей при дыхании, кашле и чихании. Поэтому борьба за чистый воздух является борьбой за здоровье.
Для борьбы с загрязнениями воздуха и его микробным обсеменением необходимо наладить правильный уход и уборку помещений (влажная уборка полов, не реже 1 раза в неделю — мытье, в конце месяца генеральная уборка), своевременно изолировать больных, регулярно проводить всесторонний медицинский контроль.
Вентиляция. Дренажная функция бронхов заключается в непрерывном выделении их слизистой оболочкой небольшого количества слизи, которая постоянно перемещается вверх, по направлению к верхним дыхательным путям многочисленными ресничками мерцательного эпителия, устилающего слизистую бронхов. Именно с этой функцией бронхов связано свойственное каждому здоровому человеку периодическое откашливание - это слизь, несущая с собой пылевые частицы и микробы, удаляется из бронхов; при этом не имеет принципиального значения, сплюнет человек или проглотит слизь, так как в последнем случае, попав в желудок, она будет обезврежена и переварена. Дренажной функции бронхов способствует хорошая вентиляция всех отделов обоих легких. Напротив, нарушение вентиляции какого-либо их участка ведет к застою слизи вместе с пылью и микробами. Особенность легких такова, что скопление в каком-либо их участке жидкости, будь то слизь или жидкость, попавшая туда извне (например, околоплодная жидкость во время родов), ведет к возникновению воспалительного процесса. Для нормального осуществления дренажной функции бронхов необходимы регулярные активные движения на свежем воздухе, чтобы каждый участок бронхиального дерева мог «продышаться». Полезно также употребление (с чаем или самостоятельно) трав, содержащих полезные ароматические вещества, способствующие лучшему отхождению слизи,- душицы, чабреца, садовой мяты, зверобоя, трехцветной фиалки и т. д.
Необходима постоянная забота.
Для улучшения химического состава и физических свойств воздуха закрытых помещений пользуются вентиляцией или проветриванием. При этом различают естественную, искусственную, щелевую, вытяжную,, проветривание через окна, приточно-вытяжную вентиляцию. Естественной вентиляцией принято называть проникновение неизменного наружного воздуха в помещение через поры в строительном материале и незакрываемые отверстия в дверях и окнах. При этом причиной перемещения воздуха является разность температур его снаружи и внутри, а также разность давления и другие причины. К естественному проветриванию относят проветривание помещений через форточки и фрамуги. При этом коэффициент проветривания должен быть не менее 1:50, т. е. площадь открытых форточек или фрамуг должна быть в 50 раз меньше площади пола проветриваемого помещения. Лучшим видом естественного проветривания является устройство сквозного проветривания, т. е. одновременное проветривание через окна и двери класса и окна коридора. Надо только беречь детей от простудных заболеваний. Сквозное проветривание достигает больший эффект, но его надо производить при отсутствии учащихся в помещении.
Ионизация воздуха. Процесс возникновения заряда на молекуле называется ионизацией. Причин возникновения естественной ионизации воздуха много: космическое и солнечное излучение, естественный радиационный фон земли - присутствие радиоактивных веществ в коре земли, почве, горных породах (изотопы 40К, 238U, 232Th) и естественная радиоактивность воздуха (радон и торон). Космическое излучение - главный ионизатор воздуха. Самым эффективным ионизатором, конечно, являются грозовые облака. Проветривание классных комнат и других помещений изменяет не только химический состав воздуха, но и влияет на его электрический заряд и ионный состав. Известно, что в чистом воздухе имеется равное количество отрицательных и положительных ионов. В воздухе помещения, где находится много людей, уменьшается количество отрицательных ионов, которые оказывают тонизирующее влияние, улучшают обмен веществ, повышают деятельность парасимпатической нервной системы, улучшают обменные процессы, а проветривание помещений обеспечивает приток отрицательных ионов. Положительные ионы оказывают угнетающее действие на человека, вызывая состояние сонливости, депрессию, снижение работоспособности, повышение кровяного давления [4].
1.4.Гигиенические требования к классной мебели.Классная комната
Площадь классной комнаты в начальных школах должна быть 50 кв. м, чтобы при наполняемости в 40 учеников на одного учащегося приходилось 1,25 кв.м. И только в зависимости от местных и других условий в начальных школах как исключение допускается площадь
классов на 40 учеников – 46 кв.м. Классные комнаты должны быть прямоугольной формы, глубиной (расстояние от окон до противоположной стороны) 6,2 м, длиной 8,1 м, высотой не менее 3 м. В классной комнате меньше 6,2 м не размещается три ряда парт с соблюдением интервалов между рядами парт и стенами. А при глубине больше 6,2 м снижается освещенность третьего ряда парт. Указанная длина классной комнаты соответствует физиологической норме слышимости шепотной речи и зрительного восприятия. Классная комната прямоугольной формы имеет входную дверь в боковой стене (из коридора или рекреационного помещения) против стола учителя, что позволяет вести контроль за свободным входом и выходом учеников.
Значение чистоты
участка и помещений школы. За
всеми помещениями школы
Подбор парт. Пристального внимания педагогов требует посадка детей во время учебных занятий. Корпус должен быть слегка наклонен вперед. Ученик должен глубоко сидеть на скамье. стуле – ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. При такой посадке обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения, создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Однако длительное сохранение однообразной позы, даже удобной, становится утомительным. Поэтому педагогам не следует требовать от учащихся длительного неподвижного сидения во время занятий – следует чаще менять позу.[1]В зависимости от занимаемой позы напряжение определенных мышц спины, шеи, конечностей может привести к утомлению, а также нарушению осанки (сутуловатость, асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы). Поэтому для предупреждений подобных нарушений предъявляют особые требования к мебели, определяющей в значительной мере правильность посадки.
Информация о работе Естественное освещение. Гигиенические требования