Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:04, контрольная работа
Решение проблем безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, уменьшение социально-экономических и экологических последствий чрезвычайных ситуаций возможно только при осуществлении комплекса организационных, социальных и экономических мероприятий. Важно поднять на качественно новый уровень готовность органов управления государством всех и всего населения к действиям в экстремальных условиях.
Современный руководитель любого ранга обязан уметь организовывать безопасность жизнедеятельности населения и уметь управлять процессом по её
обеспечению.
Введение………………………………………………………………………….3
Виды и характеристика чрезвычайных ситуаций …………………………4
2. Основные поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях……….9
3. Виды оповещения при чрезвычайных ситуациях……………………….12
4. Доврачебная помощь……………………………………………………….15
5. Меры по защите человека от чрезвычайных ситуаций……………………17
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...21
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
Экономики труда и управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Вариант №3. Защита населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях
Москва
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
2. Основные поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях……….9
3. Виды оповещения при чрезвычайных ситуациях……………………….12
4. Доврачебная помощь……………………………………………………….15
5. Меры по защите человека от чрезвычайных ситуаций……………………17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
На всех стадиях развития человек был тесно связан с окружающим миром. В XXI веке человечество все больше и больше ощущает на себе проблемы, возникшие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Например, в России ежедневно отмечают две крупные аварии на трубопроводах раз в неделю – на транспорте, ежемесячно в промышленности. Промышленные катастрофы происходят раз в полгода. В течение последних лет в крупных и мелких авариях и катастрофах ежегодно гибло по 50 тыс. человек и 250 тыс. получали ранения. По прогнозам Российской академии наук, с каждым годом число катастроф будет расти.1
В работе освещаются актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Как правило, чрезвычайные ситуации (ЧС) происходят внезапно, опустошают территорию, уничтожают жилище, имущество, коммуникации, источники питания.
Решение проблем безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, уменьшение социально-экономических и экологических последствий чрезвычайных ситуаций возможно только при осуществлении комплекса организационных, социальных и экономических мероприятий. Важно поднять на качественно новый уровень готовность органов управления государством всех и всего населения к действиям в экстремальных условиях.
Современный руководитель любого ранга обязан уметь организовывать безопасность жизнедеятельности населения и уметь управлять процессом по её
обеспечению.
Очень важно предотвратить или хотя бы предсказать, предупредить население о ЧС, т.к это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба.
_______________
1Григоренко М.М.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие – изд-во СПбГУ-
ЭФ, 2008. – 112 с., (стр 30)
Чрезвычайные ситуации (ЧС)
Классификация чрезвычайных ситуаций
В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.
Все ЧС классифицируются по трем признакам:2
1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;
2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;
3) масштаб возможных последствий.
Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.
1. По сфере возникновения различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.
_______________
2 Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие:
Дашков и К; Москва; 2007 (стр 14)
Рис. 1. Классификация ЧС природного характера
Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера
Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера
2.
По ведомственной
1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);
2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, маши-
ностроительной, горнодобывающей, удобрений);
3) в коммунально-бытовой
сфере (на водопроводно-
газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);
4) на транспорте
(железнодорожном,
водном);
5) в сельском и лесном хозяйстве.
3. Классификация ЧС по масштабу возможных последствий
ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.
В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:
1) количества
людей, пострадавших в этих
ситуациях, у которых
2) размера материального ущерба;
3) границы
зон распространения
Также можно классифицировать ЧС по:
1. причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т. п.);
2. внезапности (прогнозируемые и непрогнозируемые)
Пример: В 16.05 07.09.2011г. произошло падение самолета Як-42 (с возгоранием) в районе н.п. Туноша Ярославского района Ярославской области (2,5 км северо-западнее аэропорта Туноша), следовавшего по маршруту «Ярославль-Минск». Основной причиной катастрофы признаны ошибки экипажа (непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта и нарушение взаимодействия экипажа).
В 00.58 31.07.2011 г. в ЗАО г. Москвы на Москва-реке напротив смотровой площадки «Воробьевы Горы» в районе Лужнецкого моста произошло столкновение частного катера и баржи ОКА-5, в результате чего катер затонул. По факту крушения было возбуждено уголовное дело по третьей части 263 статьи УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»).
Пример: 24 января 2011 года, около 16:30 произошел взрыв, осуществлённый террористом-cмертником в московском аэропорту Домодедово в зале международных прилётов в результате которого погиб 31 человек, 51 человек госпитализирован.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на:
1) локальные;2) местные;3) территориальные;4) региональные;5) федеральные;
6) трансграничные.
К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс.минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500,но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы
более чем двух субъектов Российской Федерации.
К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и
организаций
независимо от их организационно-правовой
формы (далее именуются –
При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.
Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению
Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации,
Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Основные поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях
Рассмотрим поражающие факторы – это факторы, способные в момент
возникновения или впоследствии оказать вредное или губительное воздействие
на человека, животный и растительный мир, а также на различные объекты экономики.
Основными поражающими факторами ЧС являются:3
1. Ударная волна (появляется при взрывах, а также при воздействии сейсмических волн при землетрясениях).Воздушной ударной волной называется область резкого сжатия воздуха распространяющегося со значительной скоростью (например, при
Информация о работе Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях