Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Большинство регионов государства подвергаются влиянию опасных
природных явлений. Вот почему каждый из нас должен хорошо знать меры безопасности и уметь применять их для сохранения здоровья и жизни. Именно поэтому очень важным является защита населения в ЧС.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
I. Виды и характеристика чрезвычайных ситуаций………………………..4
II. Основные поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях…….17
III. Виды оповещения при чрезвычайных ситуациях………………………19
IV. Доврачебная помощь……………………………………………………22
V. Меры по защите человека от чрезвычайных ситуаций………………24
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и характеристика чрезвычайных ситуаций.docx

— 596.59 Кб (Скачать файл)

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами. 

 

 

 

  1. Виды оповещения при чрезвычайных ситуациях

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях  как мирного, так и военного времени  структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать  население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные  заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно  реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях  и материальных ценностях.

Оповестить население - предупредить его о надвигающемся  наводнении, лесном пожаре, землетрясении  или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся  аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового  уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и  телевизионной связи.

 

Сигнал Гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» 

В случае опасности людей  надо быстро предупредить, где бы они  ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех  пор завывание сирен, гудки предприятий  означают новый сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде.

Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти иди штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

 

 

 

 

Речевая информация

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям. Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению - слухов, кривотолков, появляются рассказы "очевидцев”. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

 

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях  на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где  особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются  так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные, пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения (рис. 1)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Принципиальная схема  организации локальных систем оповещения

Вместе с тем локальные  системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Приходится с сожалением констатировать, что постановление  Правительства "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов” выполняется очень плохо. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

Главное преимущество локальных  систем — их оперативность, которая  в условиях аварий и катастроф  так необходима. В критической  ситуации дежурный диспетчер (сменный  инженер) сам принимает решение  и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!”. Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.

 

 

  1. Доврачебная помощь.

 

Первая доврачебная неотложная помощь (ПДНП) - это комплекс простейших, срочных и целесообразных мер для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае.

Эти мероприятия проводятся до прибытия медицинского работника  или доставки пострадавшего в  лечебное учреждение. Первая помощь, оказываемая  самим пострадавшим, называется самопомощью (например, самостоятельное наложение повязки при ранении). Первая помощь, оказываемая другими людьми, называется взаимопомощью. К первой доврачебной помощи, наряду с обработкой ран, относятся: экстренный вызов скорой медицинской помощи, принятие мер по остановке кровотечения и восстановлению работоспособности сердца и легких (реанимация), а также мероприятия по эвакуации пострадавшего из опасной зоны или его транспортировка к месту, доступному для прибытия машины скорой помощи. Одним из важнейших положений оказания первой доврачебной помощи является ее срочность (чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход), поэтому такую помощь может и должен своевременно оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.

Основными задачами ПДНП являются:

а) проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего; 
б) предупреждение возможных осложнений;

в) обеспечение максимально благоприятных  условий для транспортировки  пострадавшего.

Первая помощь пострадавшему  должна оказываться быстро и под  руководством одного человека, так  как противоречивые советы со стороны, суета, споры и растерянность  ведут к потере драгоценного времени. Вместе с тем вызов врача или доставка пострадавшего в медпункт (больницу) должны быть выполнены незамедлительно.

При оказании ПДНП необходимо уметь:

• оценивать состояние  пострадавшего, диагностировать вид, особенности поражения (травмы), определять вид необходимой первой медицинской  помощи, последовательность проведения соответствующих мероприятий.

• правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи, контролировать эффективность и при необходимости корректировать реанимационные мероприятия с учетом состояния пострадавшего;

• останавливать кровотечение путем наложения жгута, давящих  повязок и др.; накладывать повязки, косынки, транспортные шины при переломах  костей скелета, вывихах, тяжёлых ушибах.

 

• оказывать помощь при  поражениях электрическим током, в  том числе в экстремальных  условиях (на опорах ЛЭП и пр.), при  утоплениях, тепловом, солнечном ударе, при острых отравлениях.

• использовать подручные  средства при оказании ПДНП, при  переносе, погрузке, транспортировке пострадавшего.

• определить необходимость  вызова скорой медицинской помощи, медицинского работника, эвакуировать пострадавшего попутным (неприспособленным) транспортом, пользоваться аптечкой скорой помощи.

 

 

 

 

 

 

V. Меры по защите человека от чрезвычайных ситуаций.

 

Мероприятия защиты населения являются составной  частью предупредительных мер и  мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как  в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке  с учетом возможных опасностей и  угроз.

Значительной  ролью в общем комплексе мер  по защите населения от чрезвычайных ситуаций, являются: 
   • оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях; 
   • эвакуация и рассредоточение; 
   • инженерная защита населения и территорий; 
   • радиационная и химическая защита; 
   • медицинская защита; 
   • обеспечение пожарной безопасности; 
   • подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

  • Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация.

 В  некоторых ситуациях (катастрофическое  затопление, длительное радиоактивное  загрязнение местности) этот способ  является единственно возможным.

Сущность  эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей  в безопасные районы.  

 Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения  может также проводиться в  случае нарушения нормального  жизнеобеспечения населения, при  котором возникает угроза жизни  и здоровью людей. Критерием  для принятия решения на проведение  эвакуации в данном случае  является превышение нормативного  времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение  жизненно важных потребностей  человека.

  • Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Надежным  способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

  • Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По  предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам  индивидуальной защиты органов дыхания  относятся противогазы, респираторы  и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам  защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных  и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

  • Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

В состав медицинских средств  индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические  препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих  чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Чрезвычайные ситуации способны поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально- политическую нестабильность и значительный материальный ущерб. Чтобы всего этого избежать, необходимы мероприятия, меры и организации по предупреждению ЧС.

Правильно и вовремя  оцененная  информация о ЧС даёт большую вероятность  уменьшить негативные её последствия.

Повышение безопасности жизнедеятельности  возможно только при постоянном совершенствовании  органами гражданской обороны системы  оповещения и обучения населения  способам защиты от опасностей, предоставления убежищ и средств индивидуальной защиты, проведения эвакуационных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. «Безопасность жизнедеятельности. Защита населения  и территорий при чрезвычайных ситуациях»: учебное пособие / В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, Издательский центр «МарТ», 2007.
  2. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2009
  3. Гражданская оборона: учебное пособие /Под. ред. А.Т. Алтунина. - М.: 2009.
  4. Обеспечение   безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн. 1 Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2008.
  5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн 1 Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2009.

Информация о работе Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях