Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный горный университет»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
И МЕНЕДЖМЕНТА
Реферат на тему:
«Защита окружающей среды от
подвижных источников выбросов»
Преподаватель: Суднева Е.М..
Студент: Кондратенко Д.А.
Группа: ТБ-13-2
Введение...........................................................................................................................3
1. Автомобильный транспорт........................................................................................
5
2. Наземный транспорт.................................................................................................. 9
2.1. Трамвай................................................................................................................
10
2.2. Троллейбус...........................................................................................................
11
3. Железнодорожный транспорт................................................................................... 12
4. Воздушный и космический транспорт.................................................................... 14
5. Водный транспорт...................................................................................................
17
5.1. Речной транспорт............................................................................................
17
5.2. Морской транспорт..........................................................................................
19
6. Трубопроводный транспорт...................................................................................
22
Заключение.....................................................................................................................
24
Список использованной литературы........................................................................... 25
Введение
Российская Федерация
располагает всеми видами современного
транспорта, образующими единую транспортную
систему. Современный транспорт сделал
доступным для человека и колоссальные
скорости, и отдаленнейшие уголки планеты,
позволил ему вырваться из околоземного
пространства. Благодаря развитой транспортной
сети стало возможным быстрое перемещение
грузов и пассажиров в нужном направлении.
Однако какова плата
за эти несомненные успехи человеческого
гения?
Автомобильный транспорт
сыграл огромную роль в формировании современного
характера расселения людей, в распространении
дальнего туризма, в территориальной децентрализации
промышленности и сферы обслуживания.
В то же время он вызвал и многие отрицательные
явления: ежегодно с отработавшими газами
в атмосферу поступают сотни миллионов
тонн вредных веществ; автомобиль - один
из главных факторов шумового загрязнения.
Под влиянием вредного воздействия автомобильного
транспорта ухудшается здоровье людей,
отравляются почвы и водоемы, страдает
растительный и животный мир.
Негативное влияние
на окружающую среду и население оказывают
и другие виды транспорта. Так, от авиационных
шумов страдает население, проживающее
вблизи аэропортов.
Слово «океан» всегда
ассоциировалось с безграничностью, безбрежностью,
неисчерпаемостью. Технический прогресс
сместил масштабы явлений. Миф о неисчерпаемости
возможностей Мирового океана распался.
Сейчас мореплаватели сравнивают некоторые
его участки с замусоренными и захламленными
внутренними водоемами. Основную лепту
в загрязнение океана опять-таки внесли
современные транспортные средства и
особенно танкеры.
Преимущество трубопроводного
транспорта перед многими традиционными
средствами перемещения очевидны. Вместе
с тем трубопровод может оказывать негативное
влияние на окружающую среду (например,
оттаивание грунта на Крайнем Севере).
Развитие транспортных
средств является частью общего научно-технического
прогресса, оно необходимо и не может быть
приостановлено. Конфликты между транспортными
средствами и средой обитания человека
серьезны. Однако эти конфликты вызваны
целым комплексом разнородных факторов
и в принципе поддаются устранению.
Важную роль в решении
этой проблемы играет комплекс организационно-технических
мероприятий, проводимых в области эксплуатации
транспортных средств. К ним относится:
совершенствование структуры парков подвижного
состава, преимущественное развитие в
городах малотоксичных видов транспорта,
улучшение технического обслуживания,
ремонта и контроля за техническим состоянием
транспортных средств.
На основе широкого
использования новейших достижений научно-технического
прогресса появляется возможность создания
новых прогрессивных технологий, которые
по самому своему существу становятся
экологическими чистыми, не наносят ущерба
окружающей среде, а также возможность
одновременного решения экологических,
технических, организационных и экономических
проблем развития общественного производства
при меньших затратах.
1. Автомобильный
транспорт
Автотранспорт является
одним из основных источником загрязнения
атмосферы, количество автомашин непрерывно
растет (диаграмма. 1.1), особенно в крупных
городах; а вместе с этим растет валовой
выброс вредных продуктов в атмосферу.
Диаграмма 1.1
Основная причина загрязнения воздуха
заключается в неполном сгорании топлива.
В отработавших газах двигателя внутреннего
сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных
компонентов (основные из которых приведены
в таблице 1.1.), из них 160 – производные
углеводородов, прямо обязанные своим
появлением неполному сгоранию топлива
в двигателе.
Диоксид серы образуется
в отработавших газах в том случае, когда
сера содержится в исходном топливе (дизельное
топливо).
Анализ данных приведенных
в таблице 1.1, показывает, что наибольшей
токсичностью обладает выхлоп карбюраторных
ДВС за счет большего выброса СО, Nox , CnHm и др. Дизельные
ДВС выбрасывают в больших количествах
сажу, которая в чистом виде не токсична.
Однако частицы сажи несут на своей поверхности
частицы токсичных веществ, в том числе
и канцерогенных. Сажа может длительное
время находиться во взвешенном состоянии
в воздухе, увеличивая тем самым время
воздействия токсических веществ на человека.
Состав отработавших
газов и количество вредных веществ, поступающих
в атмосферу, зависит от рода применяемого
топлива, присадок и масел, режимов работы
двигателя, условий движения, общего технического
состояния автомобилей и особенно от двигателя
– источника наибольшего загрязнения.
Так, при нарушении регулировки карбюратора
выбросы CO увеличиваются в 4 – 5 раз.
Таблица 1.1
Компоненты |
Содержание компонента, об.
Доли, % |
Примечание |
Карбюраторные ДВС |
Дизельные
ДВС |
N2
O2
H2O (пары)
CO2
H2
CO
NOx
CnHm
Альдегиды
Сажа
Бенз-а-пирен |
74 – 77
0,3 – 8
3,0 – 5,5
5,0 – 12,0
0 - 5,0
5 – 10
До 0,8
0,2 – 3,0
До 0,2
До 0,04 г/м3
10-20 мкг/м3 |
76 – 78
2-18
0,5-4,0
1,0-10,0
-
0,01-0,50
0,0002-0,5
0,009-0,5
0,001-0,009
0,01-1,1 г/м3
до 10 мкг/м3 |
Нетоксичен
Токсичен |
Применение этилированного
бензина, имеющего в своем составе соединения
свинца, вызывает загрязнение атмосферного
воздуха весьма токсичными соединениями
свинца. Около 70% свинца, добавленного
к бензину с этиловой жидкостью, попадает
в атмосферу с отработавшими газами, из
них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается
в атмосфере. Один грузовой автомобиль
средней грузоподъемности выделяет 2,5
– 3 кг свинца в год. Концентрация свинца
в воздухе зависит от содержания свинца
в бензине:
Содержание свинца
в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50
Концентрация свинца
в воздухе, мкг/м3…. 0,40 0,50 0,55
1,00
Исключить поступление
высокотоксичных соединений свинца в
атмосферу можно заменой этилированного
бензина на неэтилированный, что давно
практикуется в крупных городах ряда стран
Западной Европы.
Валовые выбросы вредных
веществ автомобильным транспортом России
(тогда еще СССР) составляют, млн. т/год:
Автомобили: 1960 г. 1970 г. 1980 г.
Грузовые. . . . . . . . .
. . . . . . . . 9,05 18,99 30,63
Легковые. . . . . . . . .
. . . . . . . . 0,82 1,3 4,23
Автобусы. . . . . . . . .
. . . . . . . . 0,65 2,1 4,16
Всего: . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .10,52 22,39 39,02
Доля участия автомобильного
транспорта в загрязнении атмосферного
воздуха крупных городов мира составляет,
% :
Оксид углерода
Оксиды Азота Углеводороды
Москва 96,3 32,6 64,4
Санкт-Петербург 88,1
31,7 79
Токио 99 33 95
Нью-Йорк 97 31 63
В некоторых городах
концентрация СО в течении коротких периодов
достигает 200 мг/м3 и более, при
нормативных значениях максимально допустимых
разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3 (Россия).
Большое значение для
уменьшения загрязнения атмосферного
воздуха отработавшими газами имеет технический
контроль за состоянием автомобилей. Хотя
все транспортные средства должны проходить
технический осмотр ежегодно - а автобусы
– дважды в год - это даёт малый эффект,
так как большинство наших станций технического
обслуживания не оборудованы современными
средствами диагностики.
Ещё одним средством
защиты окружающей среды от вредных выбросов
является установка нейтрализаторов.
Однако их стоимость высока и они не находят
широкого применения в России, хотя в Европе
и США их активно используют.
Однако наиболее перспективным
является переход на альтернативные источники
энергии. Идеальным вариантом было бы
использование электромобилей, но пока
ресурса аккумуляторной батареи хватает
всего лишь на 100 километров. А вот использование
природного газа в качестве топлива находит
всё большее число сторонников, особенно
в нашей стране. Это связанно с постоянным
ростом цен на бензин. Стоимость 1 литра
газа примерно в 3-4 раза ниже стоимости
1 литра бензина, а расход больше на 2-4 литра
на 100 километров. Газ лучше смешивается
с воздухом, поэтому он полнее сгорает
в двигателе, а значит, и вредных веществ
в отработавших газах меньше. Кроме того,
газовое топливо продлевает жизнь автомобильного
двигателя почти в 1,5 раза.
2. Наземный транспорт
Существующие средства наземного
пассажирского транспорта не успевают
удовлетворять потребности в перемещении
быстро растущего населения городов, раскинувшихся
на обширных территориях. Только в Москве
свыше 10 млрд. пассажиров ежегодно пользуются
метро, автобусом, трамваем, троллейбусом.
Проблему пытаются решить главным
образом за счёт наращивания парка автобусов.
Это влечёт за собой увеличение расхода
жидкого топлива и, следовательно, увеличения
выброса в атмосферу вредных веществ.
Трамвай и троллейбус, использующие
в качестве «топлива» электричество, полностью
отвечают экологическим требованиям.
2.1. Трамвай
Трамвай лидирует в списке наиболее
популярных транспортных средств отнюдь
не случайно. Главное его достоинство
в том, что он практически не загрязняет
окружающую среду. Однако у трамвая есть
и свои минусы. К сожалению, его отличает
низкая маневренность, требуется довольно
значительные капитальные затраты при
сооружении новых трасс, да и самым «тихим»
средством передвижения трамвай не назовёшь.
Шум трамвая создаётся тяговым
двигателем, тормозной системой, вибрацией
кузова, качением колёс по рельсам. Интенсивность
этого шума зависит также от состояния
трамвайного пути и контактной сети. Снижению
уровня шума может способствовать применение
экранирующих шум фальшбортов со звукопоглотителями,
закрывающими колёса.
Для уменьшения шума на некоторых
трамвайных путях применяют резиновые
прокладки.
Наибольшего снижения трамвайного
шума можно добиться путем уменьшения,
исходящего от колёс. Хорошие результаты
дают амортизационная прокладка между
ободом колеса и диском или подача на колёса
графитного раствора.
2.2. Троллейбус
Троллейбус – наиболее экономичный
и дешевый, не загрязняющий окружающую
среду вид транспорта. Он экономичнее
автобуса, меньше потребляет энергии,
надежнее и проще в эксплуатации, не использует
кислород и не отравляет воздух отработавшими
газами.
Сегодня троллейбусы используют
в основном для пассажирских перевозок
в крупных городах. Они проще по устройству,
чем автобусы, техническое обслуживание
их менее трудоемко, а пуск в холодное
время года не создает проблемы.
Шум троллейбусов близок по
уровню к шуму легковых автомобилей. По
спектру он имеет низкочастотный характер.
Такой шум легче переносится человеком,
чем шум от трамваев, который значительно
выше и по уровню аналогичен шуму грузового
транспорта.