Введение
Здоровый образ жизни связан
с личностно-мотивационным воплощением
индивидами своих социальных, психологических,
физических возможностей и способностей.
Важно при этом иметь в виду, что для здорового
образа жизни недостаточно сосредоточивать
усилия лишь на преодолении факторов риска
возникновения различных заболеваний,
таких, как алкоголизм, табакокурение,
наркомания, гиподинамия, нерациональное
питание, конфликтные отношения, а главное
выделить и развивать все те многообразные
тенденции, которые «работают» на формирование
здорового образа жизни и содержатся в
различных сторонах жизни человека.
Здоровьем хорошее психофизическое
состояние как стиль жизни — это философия
людей, которые не хотят быть пассивными
и воспринимать как неизбежное болезни,
слабость сердечно-сосудистой системы,
избыточную массу и снижение работоспособности.
Это стиль жизни для тех, кто борется с
факторами риска, сохраняет свою жизнеспособность
и укрепляет ее и хочет поддерживать качество
жизни в любом возрасте.
Если человек не будет любить
жизнь, бороться за свое полноценное физическое
и духовное долголетие, никакая медицинская
паука, никакие лекарства и рецепты ему
не помогут. К тому же всем известно, что
значительно легче и разумнее предотвратить,
предупредить болезнь, чем чинить «испорченный»
и «изломанный» организм.
Таким образом, роль воспитания
(в том числе физического) заключается
в том, чтобы выработать у каждого члена
общества отношение к здоровью как к главной
человеческой ценности.
Древние врачи говорили, что
человек есть «храм здоровья и красоты»
(Маймонид). И о том, чтобы этот храм был
чистым, красивым и здоровым должен заботиться
сам человек — хранитель своего храма.
Сегодня большинство людей утверждает,
что здоровье это проблема не только медицинских
работников, но и специалистов, занимающихся
проблемами здорового образа жизни. Поэтому
педагог, врач должны уметь рассказать
своим ученикам, как надо содержать этот
храм.
К основным направлениям здорового
образа жизни относятся следующие: социальный
(образ жизни должен быть эстетичным, нравственным
и волевым): медико-биологический (образ
жизни должен быть возрастным, обеспечен
энергетически, а также укрепляющим, ритмичным
и аскетичным); педагогический (образ жизни
должен быть воспитывающим, формирующим
и стимулирующим).
Основы здорового образа жизни
Образ жизни — это философско-социологическая
категория, охватывающая совокупность
типичных видов жизнедеятельности индивида,
социальной группы, общества в целом, которые
рассматриваются в единстве с условиями
жизни.
В основе образа жизни лежит,
с одной стороны, определенная совокупность
деятельности в разных сферах общественной
жизни, а с другой условия, в которых он
развивается и складывается. В этой связи
важно знать, какой вклад вносит в образ
жизни каждый из видов входящих в него
деятельное теп (учебно-трудовая, трудовая,
культурно-бытовая, общественно-политическая
и др.), какое влияние оказывают они друг
на друга в процессе взаимодействия.
Здоровье -
бесценное достояние не только каждого
человека, но и всего общества. При встречах,
расставаниях с близкими и дорогими людьми
мы желаем им доброго и крепкого здоровья,
так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье
помогает нам выполнять наши планы, успешно
решать основные жизненные задачи, преодолевать
трудности, а если придется, то и значительные
перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком,
обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то,
что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность
жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают
самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни. Одни становятся
жертвами малоподвижности (гиподинамии),
вызывающей преждевременное старение.
Другие излишествуют в еде, вызывая, тем
самым, развитие ожирения, склероза сосудов,
а у некоторых – сахарного диабета. Третьи
не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных
и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны,
страдают бессонницей, что, в конечном
итоге, приводит к заболеваниям внутренних
органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной
привычке к курению и алкоголю, активно
укорачивают свою жизнь. Здоровье -
это первая и важнейшая потребность человека,
определяющая способность его к труду
и обеспечивающая гармоничное развитие
личности. Оно является важнейшей предпосылкой
к познанию окружающего мира, к самоутверждению
и счастью человека. Активная долгая жизнь
- это важное слагаемое человеческого
фактора.
Здоровый образ
жизни - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности. Он должен быть рационально
организованным, активным, трудовым, закаливающим.
Должен защищать от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволять до глубокой
старости сохранять нравственное, психическое
и физическое здоровье.
Охрана собственного
здоровья - это непосредственная обязанность
каждого, человек не вправе перекладывать
ее на окружающих. Ведь нередко бывает
и так, что человек неправильным образом
жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического
состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина,
она не может избавить нас от всех болезней.
Человек - сам творец своего здоровья,
он должен за него бороться. С раннего
возраста необходимо вести активный образ
жизни, закаливаться, заниматься физкультурой
и спортом, соблюдать правила личной гигиены,
- словом, добиваться разумными путями
подлинной гармонии здоровья.
Функциональные резервы организма
Целостность человеческой личности
проявляется, прежде всего, во взаимосвязи
и взаимодействии психических и физических
сил организма. Гармония психофизических
сил организма повышает резервы здоровья,
создает условия для творческого самовыражения
в различных областях нашей жизни.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость,
продолжает созидательную деятельность,
не позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый
медицинский термин «количество здоровья» для
обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном
состоянии через легкие проходит 5-9 литров
воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные
спортсмены могут произвольно в течение
10-11 минут ежеминутно пропускать через
свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением
нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.
Возьмем сердце и подсчитаем его мощность.
Есть минутные объемы сердца: количество
крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту.
Предположим, что в покое оно дает 4 литра
в минуту, а при самой энергичной физической
работе - 20 литров. Значит, резерв равен
5 (20:4). Точно также есть скрытые
резервы почек, печени. Выявляются они
с помощью различных нагрузочных проб.
Тогда с этой точки зрения, здоровье
- это количество резервов в организме,
это максимальная производительность
органов при сохранении качественных
пределов их функции.
Систему функциональных резервов
организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы
(реакции обмена).
2. Физиологические резервы
(на уровне клеток, органов, систем
органов).
3. Психические резервы.
Возьмем, к примеру, физиологические
резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера.
Прекрасный результат в беге на 100 м -
10 секунд. Его могут показать лишь единицы.
А можно ли этот результат существенно
улучшить? Расчеты показывают, что можно,
но не более чем на несколько десятых секунды.
Предел возможностей здесь упирается
в определенную скорость распространения
возбуждения по нервам и в минимальное
время, необходимое для сокращения и расслабления
мышц.
От чего зависит здоровье.
Здоровье человека - результат
сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов. Считается,
что вклад различных влияний в состояние
здоровья следующий:
уровень медицинской помощи
- 10%;
В развернутом варианте эти
цифры, по мнению российских ученых, выглядят
так:
- человеческий фактор - 25% (физическое
здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
- экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
- социально-педагогический фактор
- 40% (образ жизни: материальные условия
труда и быта - 15%, поведение, режим жизни,
привычки - 25%);
- медицинский фактор - 10%.
Составляющие здорового образа жизни
студента.
Здоровый образ жизни
включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха, искоренение
вредных привычек, оптимальный двигательный
режим, личную гигиену, закаливание, рациональное
питание и т.п.
Режим труда и отдыха
Рациональный
режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового
образа жизни любого человека. При правильном
и строго соблюдаемом режиме вырабатывается
четкий и необходимый ритм функционирования
организма, что создает оптимальные условия
для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если
хорошо «взять старт» , т.е. если начало
процесса умственной деятельности было
удачным, то обычно и все последующие операции
протекают непрерывно, без срывов и без
необходимости «включения» дополнительных
импульсов.
Залог успеха – в планировании
своего времени. Студент, который регулярно
в течение 10 минут планирует свой рабочий
день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа,
а также вернее и лучше справиться с важными
делами. Надо взять за правило каждый день
выигрывать один час времени. В течение
этого часа никто и ничто не может помешать.
Таким образом, студент получает время
– возможно, самое важное для человека
– личное время. Его можно потратить по
своему усмотрению по-разному: дополнительно
на отдых, на самообразование, хобби либо
для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы
значительно облегчено, т.к. оно регламентируется
уже составленным расписанием занятий.
Необходимо взять за правило приходить
в аудиторию заблаговременно, т.к. студент,
входящий в аудиторию после звонка, производит
впечатление несобранного, необязательного
и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать
спокойное место – нешумное помещение
(например, библиотеку, аудиторию, кабинет
и пр.), чтобы там не было громких разговоров
и других отвлекающих факторов. Организуй
такие условия и в комнате общежития. В
период занятий не рекомендуется включать
радио, магнитофон, телевизор. Выполнение
домашней работы лучше начинать с самого
сложного. Это тренирует и укрепляет волю.
Не позволяет откладывать трудные дела
с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня
на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен
слепить глаза: он должен падать сверху
или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались
тенью от головы. Правильное освещение
рабочего места уменьшает утомление зрительных
центров и способствует концентрации
внимания на работе. Надо книгу или тетрадь
располагать на расстоянии наилучшего
зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный,
и хорошо организованный процесс умственного
труда чрезвычайно благотворно влияет
на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный
аппарат - на весь организм человека. Постоянная
тренировка в процессе труда укрепляет
наше тело. Долго живет тот, кто много и
хорошо работает в течение всей жизни.
Напротив, безделье приводит к вялости
мускулатуры, нарушению обмена веществ,
ожирению и преждевременному одряхлению.
Студент должен правильно чередовать
труд и отдых. После занятий в университете
и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить
на отдых. Отдых после работы вовсе не
означает состояния полного покоя. Лишь
при очень большом утомлении может идти
речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы
характер отдыха был противоположен характеру
работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха). Вечернюю работу проводить
в период с 17 до 23 часов. Во время работы
через каждые 50 минут сосредоточенного
труда отдыхать 10 минут (сделать легкую
гимнастику, проветрить комнату, пройтись
по коридору, не мешая работать другим).