Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Под закаливанием понимают целенаправленное использование дозирован¬ных изменений таких естественных факторов внешней среды, пак воздух, лу¬чистая энергия и вода с целью повышения устойчивости организма к дейст¬вию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосфер¬ного давления. Необходимой составной частью закаливания являются рацио¬нальные режим и уход за ребенком, массаж и гимнастика, соответствующее возрастным потребностям питание. В данной главе мы разбираем лишь первую группу факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.docx

— 68.86 Кб (Скачать файл)

Первые солнечные ванны надо проводить при температуре воздуха 22—25° и при отсутствии ветра. Перед проведением солнечной ванны ребенок должен принять воздушную ванну. Голову во время солнечной ванны прикрывают, панамой или шляпой. После солнечной ванны ребенку можно позволить выкупаться или облить его водой. Затем ребенка вытирают и отводят в тень. Не рекомендуется после купания разрешать' ему сохнуть на прямых солнечных лучах.

Ослабленные дети, находящиеся на щадящих режимах, в санаториях, получают солнечные ванны. Предельная продолжительность солнечных ванн этим детям — 20—30 мин.

Противопоказания для проведения солнечных ванн те же, что и для профилактического ультрафиолетового облучения.

Находясь летом на юге следует помнить, что ткани из нитей капрона, нейлона пропускают 60% ультрафиолетовых лучей, маркизет, майя, зефир, батист — 30—40%;, а отдачу тепла телом они резко уменьшают. Поэтому на солнце можно легко перегреться в легком капроновом платьице.  Плотные, особенно темные ткани, одежда из двойного слоя тканей практически непроницаемы   для  ультрафиолетовых   лучей.

Избыток солнечного, облучения: вреден. Ребенок становится беспокойным, недисциплинированным, порой агрессивным; плохо спит, у него снижается аппетит, к вечеру он сильно устает. Наконец, наиболее тяжелым последствием перегревания на солнце являются ожог, тепловой или солнечный удар; отмечаются; головная боль, сухость слизистых оболочек, апатия, вялость, лихорадка вплоть до гипертермии, рвота, иногда понос. Нередко у таких детей активизируется условно-патогенная флора, и возникают острые респираторные заболевания, кишечные инфекции.

По мнению М. С. Маслова и А. Ф. Тура детей из районов северных и средних широт лучше начинать вывозить на юг только в школьном возрасте. Почему? Дело в том, что окружающая человека биосфера в разных широтах— различна. Организм  требует специальной  адаптации к изменившимся  условиям среды по мнению большинства ученых уходит 2—3 нед. За это время происходит резкое напряжение адаптивных реакций и. латентно текущее заболевания, наследственное предрасположение к какой-либо болезни предболезнь могут трансформироваться, в болезнь. Дошкольный возраст — пик аллергической заболеваемости, первичной диагностики лейкоза и некоторых других болезней в детском возрасте. Безвредна ли будет перемена климата для ребенка, находящегося в состоянии предболезни, сказать трудно, точно так же, какой из здоровых детей находится в состоянии предболезни. Поэтому лучше не рисковать.

Если у ребенка дошкольного возраста имеется заболевание, требующее климатического лечения на южном, курорте, или родители все-таки решают вывезти дошкольника летом на юг, то им следует напомнить, что оптимальным является не менее чем двухмесячное пребывание на юге и возвращение в среднюю полосу или на север в начале августа. Если ребенок возвращается с юга позже, то в период реадаптации к климату уже своей местности велик риск холодов, а отсюда простудных заболеваний.

В заключение следует подчеркнуть, что закаливание имеет большое значение в оздоровлении детей и профилактике самых разных заболеваний, но оно должно проводиться в плановом порядке, систематически, постепенно.

 

  1. Профилактика простудных заболеваний

 

Период предвестников заболевания. С момента появления первых признаков надвигающейся болезни (внезапная вялость, беспокойство, потеря аппетита, неспокойный сон, затрудненное дыхание, увеличение потливости, бледность и др.) физкультурный уход и за ребенком и за взрослым принимает свои характерные черты. Предстоит обеспечить организму использование всех его физиологических возможностей для успешной борьбы с респираторной инфекцией без лекарств.

Ясельный возраст. Основная задача: используя средства физической культуры, вызвать достаточно высокую температурную реакцию организма на состоявшееся инфицирование и поддержать ее до начала острого течения болезни.

Основные средства физической культуры: холодная вода, массаж, доступные физические упражнения, дыхательная гимнастика и выжимания, гигиенические мероприятия.

С момента появления первых признаков начинающегося респираторного заболевания все ваши физкультурные действия должны носить 1,5-2-часовой циклический характер (то есть проводиться через каждые 1,5–2 часа) и включать следующие средства.

Купание в холодной воде. Дозировка: н. – 1 мин, ф. – 2–3 мин. Вместо купания можно использовать другие варианты холодовых водных процедур: обливание из ведра или таза (дозировка: н. – 3 емкости (таза или ведра), опорожняя каждую емкость за 10 с, ф. – б емкостей с быстротой опорожнения каждой за 15 с); обливание из душевого рожка (дозировка: н. – 2 мин, ф. – 4 мин).

Промокание тела простынкой или полотенцем.

Самостоятельно или взявшись за руки бег трусцой и ходьба босиком голышом, подвижная игра до 6 мин.

Одеть ребенка (белье, фланелевый костюм, хлопчатобумажные носочки, обувь).

Массаж лица – 2 мин.

Умывание холодной водой до выраженного охлаждения кожи лица и шеи. Промывание носа и полоскание горла холодной водой (если получится). Выпить два глотка холодной воды.

При затрудненном носовом дыхании и начавшемся насморке необходимо массаж лица и все водные процедуры после массажа повторить еще раз.

Массаж грудной клетки, рук и ног – 8 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», растирание, «тесто», похлопывание, «гусеничка», точечная вибрация на межреберных промежутках, «плечо – шея».

Растирание подошв догоряча – 2 мин.

Доступная возрасту ребенка дыхательная и обычная гимнастика – 6 мин.

Отдых – 3 мин.

Доступные возрасту ребенка выжимания – 5–6 раз.

Отдых – 30 мин.

В оставшееся до следующего цикла время обязателен массаж лица в сочетании с водными процедурами (1–2 раза по обстоятельствам), растирание ладонью спины догоряча (1–2 раза).

Важно также стимулировать физическую активность ребенка (поиграть с ним, поделать упражнения).

Методические замечания. К работе необходимо приступать немедленно, как только заметите, что ребенок заболевает – даже в самый неурочный час ночи! Помните, что, упустив нужный момент (жалко будить ребенка, «сон – лучшее лекарство»), вы рискуете – инфекция может распространиться со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

В обливаниях всегда стремитесь пользоваться водой самой низкой температуры, поскольку, чем сильнее холодовой раздражитель, тем выраженное реакция организма – быстрее срабатывают механизмы адаптации (родители моих воспитанников, например, летом намораживают лед в морозильнике и выкладывают его в ванну – на благо ребенка). Если малыш не имеет привычки погружаться в ванну с головой, обязательно сами охладите его шею и лицо. После купания, как правило, ребенок должен обретать комфортное состояние только посредством физической активности, и лишь при заметном дефиците тепла нужно растирать спину ладонью догоряча (1 мин).

При отказе ребенка от массажа лица (что бывает достаточно часто) вам грозит неудача во всей оздоровительной работе. Поэтому стремитесь проявить весь свой педагогический дар, идите на любые хитрости, но постарайтесь приучить малыша к целительной процедуре. В ходе массажа грудной клетки чередуйте каждый новый прием с тем, который особенно нравится сыну или дочери. В зарядке и «выжиманиях» не огорчайтесь несовершенству их действий – важно только, чтобы ребенок и поработал, и получил большой приток тепла, и углубил свое дыхание.

Во время бодрствования ребенок преимущественно должен оставаться босиком. При разгоряченном теле следует каждые полчаса менять одежду. Предлагайте ребенку питье в изобилии, а кормите его, только когда попросит и весьма умеренно, например, жидкой геркулесовой кашей, которая всегда легко усваивается организмом.

Каждый раз перед сном применяйте купание или обливание, и если при этом возникнет дрожь, разотрите ребенку спину и подошвы догоряча. Раскрывшийся во сне малыш должен полежать так под вашим наблюдением 5-б мин – это хорошая воздушная ванна. Исключительно важно выработать у ребенка привычку спать преимущественно на животе и левом боку.

Сухой, гортанный кашель – сигнал к действию: помогите ребенку перестроиться на диафрагмальный кашель, фиксируя верх груди кистями, для примера глухо кашляя у него над ухом. Зная ваш панический ужас от появления у ребенка высокой температуры, еще раз напомню, что для больного организма это необходимо! Может быть, холодные обливания далеко не сразу станут заметно понижать температуру тела, но помогут легче перенести ее. Купаниями через час-полтора вы не допустите перегревания организма, и, следовательно, нет никакой необходимости прибегать к жаропонижающим лекарственным средствам.

Дошкольный возраст. Основная задача: благодаря испытанным средствам физической культуры обеспечить развертывание высокотемпературной реакции организма на начавшееся инфицирование и умело поддерживать ее пиковую величину до наступления острого периода болезни.

Основные средства физической культуры: холодная вода, массаж, дыхательная гимнастика и выжимания, доступные физические упражнения, гигиенические мероприятия.

Физкультурный уход за заболевающим ребенком должен носить 1,5-2-часовой циклический характер по следующему образцу.

Купание в холодной воде. Дозировка: н. – 1–2 мин, ф. – 3–4 мин. Можно пользоваться другими вариантами водных процедур: обливание тела из ведра или таза (дозировка: н. – 3 емкости с опорожнением каждой за 10 с, ф. – б емкостей с опорожнением каждой за 15 с), обливание из душевого рожка (дозировка: н. – 2–3 мин., Ф. – 4–5 мин).

Промокание тела простынкой или полотенцем.

Бег трусцой, пляска босиком, в одних трусиках – б мин.

Одеть ребенка, при этом не новичка, в физкультуре можно оставить босым, но контролировать его состояние.

Массаж лица – 2 мин.

Водные процедуры, следующие за массажем лица (умывание четырьмя пригоршнями, долго растирая лицо и шею; промывание носа из четырех пригоршней с высмаркиванием после каждого втягивания воды носом; четырежды прополоскать горло, выпить два глотка холодной воды).

При затрудненном носовом дыхании и обильном вы-смаркивании следует сразу же повторить массаж и водные процедуры один, а при необходимости и 2 раза.

Массаж грудной клетки, рук и ног – 10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «живот – грудь», «плечо – шея», «лопатки – руки», «тесто», похлопывание, точечная вибрация на межреберных промежутках, «гусеничка», выкручивание.

Упражнения А, Б, В. Дозировка: н. – каждое упражнение 10, 5 и 10 раз соответственно, ф. – 20, 5 и 20 раз.

ВЫЖ (любимые), предельно долго, с откашливанием животом – б раз.

Бег трусцой с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания. Дозировка: н. – до б мин, ф. – до 20 мин в первом цикле и 6 мин в последующих.

Ходьба с чередованием выражение диафрагмального дыхания с хорошим откашливанием во время остановки и естественного дыхания – 3 мин.

Пляска, упражнение К. До усталости.

Купание в холодной ванне или обливание. При обильном поте полезно принять теплый душ (2 мин), затем обязательна холодная вода.

Промокание тела простынкой или банным полотенцем.

Бег трусцой и эмоциональные упражнения (пляска, танец, подвижная игра) – 6 мин. Если после душа ребенок бодр, испытывает прилив тепла, то шестиминутная физическая активность не обязательна.

Информация о работе Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний