Изменения законодательства в области стандартизации: Государственная система стандартизации, Федеральный закон «О техническом регулиро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 2
2. Система стандартизации Российской Федерации…………………………. 5
3. Основные положения и сущность закона «О техническом
регулировании»………………………………………………………10
4. Заключение………………………………………………………….1 6
5. Список использованной литературы………………………………18
6.Приложения……………………………………………………………..19
7. Приложение А…………………………………………… …………….19

Вложенные файлы: 1 файл

доклад окончательный вариант для борисова.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Действие ФЗ не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области  охраны труда, государственные образовательные  стандарты, положения (стандарты) о  бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг  и проспектов эмиссии ценных бумаг [3]

Объектами обязательных требований являются:

  • продукция;
  • процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
  • правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
  • правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования. Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами. Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования. В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу» как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ремонту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона являются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются [1].

Техническое регулирование осуществляется в соответствие с принципами, установленными ФЗТР:

  • применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг – для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;
  • соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники – для обеспечения возможности практического применения требований Закона;
  • независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей – отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой и любой другой формы зависимости;
  • единая система и правила аккредитации;
  • единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия – для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;
  • единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации – подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;
    • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и органа сертификации – подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
    • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию – подчеркивается государственная функция аккредитации;
    • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов – обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности [5].

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области. Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти. Необходимо отметить, что из-за революционного характера мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона. Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответствующих целям технических регламентов [1].

 

Заключение

Итак, данный ФЗ «О техническом  регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, отвечающей современным международным требованиям. Теперь базой решения многих вопросов стандартизации, сертификации, а также  лицензирования стали техническое  регулирование и технические  регламенты, а также подтверждение  соответствия продукции и услуг. Введение технических регламентов  в ранг государственного регулирования  для выполнения обязательных норм вместо привычных стандартов позволяет  уровнять состояние отечественной  стандартизации с международной. Это  происходит за счет рекомендательного  характера использования любых  стандартов при применении технических  регламентов, которые могут использовать их отдельные нормы и положения. Тем самым, стандарты остаются, как  нормативная база, и будут разрабатываться, но никто не сможет использовать их в качестве основного регулятора взаимоотношений между производителем и потребителем.

Стандартизация выступает  как инструмент технического регулирования  на международном, региональном, национальном административно- территориальном  уровне и на уровне организаций.

Стандартизация в России осуществляется из принципов добровольного  применения стандартов; максимального  учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международных стандартов как основы разработки национальных стандартов; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

Законодательную и нормативную  базу Национальной системы стандартизации  составляют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации  и основополагающие стандарты.

Участниками национальной системы  стандартизации являются: Национальный орган по стандартизации, технические  комитеты по стандартизации, разработчики стандартов.

Установлены следующие виды документов в области стандартизации, используемые на территории России национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке; стандарты организаций; своды правил [4].

 

 

 

Список использованной литературы

1.Мокров Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / Ю. В Мокров. - Дубна: Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 2007. – 140 с.

2.О техническом  регулировании : Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

3. Позняковский В.М., Стандартизация, метрология и сертификация: учебное пособие / В.М. Позняковский, О.В. Голуб, И.В. Суриков – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 335 с.

4.Техническое регулирование : учебник / под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М. : ЗАО «Экономика», 2008 - 678 с.

5.Шишмарев, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование : учебник для студентов среднего профессионального образования / В.Ю. Шишмарев.  – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение А

Разделы

Статьи

Преамбула

 

Раздел  1Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Принципы технического регулирования

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной  продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых  к охраняемой в соответствии с  законодательством Российской Федерации  иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о  которой составляют государственную  тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются  требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной  энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции  и указанных объектов

Статья 5.1. Особенности технического регулирования в области обеспечения  безопасности зданий и сооружений

Статья 5.2. Особенности технического регулирования в области обеспечения  безопасности продукции, а также  процессов проектирования (включая  изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра "Сколково"

Раздел 2Технические регламенты

Статья 6. Цели принятия технических  регламентов

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

Статья 8. Утратила силу. 

Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

Статья 9.1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным  правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Статья 10. Особый порядок  разработки и принятия технических  регламентов

 

Раздел 3 Стандартизация

 

Статья 11. Цели стандартизации

Статья 12. Принципы стандартизации

Статья 13. Документы в области  стандартизации

Статья 14. Национальный орган  Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

Статья 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Статья 16.1. Правила формирования перечня документов в области  стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических  регламентов

Статья 16.2. Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта

Статья 17. Стандарты организаций

Раздел 4 Подтверждение соответствия

Статья 18. Цели подтверждения соответствия

Статья 19. Принципы подтверждения  соответствия

Статья 20. Формы подтверждения  соответствия

Статья 21. Добровольное подтверждение  соответствия

Статья 22. Знаки соответствия

Статья 23. Обязательное подтверждение  соответствия

Статья 24. Декларирование соответствия

Статья 25. Обязательная сертификация

Статья 26. Организация обязательной сертификации

Статья 27. Знак обращения  на рынке

Статья 28. Права и обязанности  заявителя в области обязательного  подтверждения соответствия

Статья 29. Условия ввоза  на территорию Российской Федерации  продукции, подлежащей обязательному  подтверждению соответствия

Статья 30. Признание результатов  подтверждения соответствия

 

Раздел 5 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

Статья 31.1. Национальный орган по аккредитации

Раздел 6 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Статья 32. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

Статья 34. Полномочия органов  государственного контроля (надзора)

Статья 35. Ответственность  органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц  при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

Раздел 7 Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции

Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с  требованиями к ней процессов  проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям  технических регламентов

Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических  регламентов

Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции  иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических  регламентов

Статья 39. Права органов  государственного контроля (надзора) в  случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических  регламентов

Статья 40. Принудительный отзыв  продукции

Статья 41. Ответственность  за нарушение правил выполнения работ  по сертификации

Статья 42. Ответственность  аккредитованной испытательной  лаборатории (центра)

Раздел 8 Информация о технических регламентах и документах по стандартизации

Статья 43. Информация о документах по стандартизации

Статья 44. Федеральный информационный фонд технических регламентов и  стандартов

Раздел 9 Финансирование в области технического регулирования

Статья 45. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета  расходов в области технического регулирования

Раздел 10 Заключительные и переходные положения

Статья 46. Переходные положения

Статья 47. Приведение нормативных  правовых актов в соответствие с  настоящим Федеральным законом

Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона




 

 

 


Информация о работе Изменения законодательства в области стандартизации: Государственная система стандартизации, Федеральный закон «О техническом регулиро