Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 09:25, реферат
Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер.
Но в каждой из них имеются и свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности Российской Федерации.
Информационная безопасность
Российской Федерации является одной
из составляющих национальной безопасности
Российской Федерации и оказывает
влияние на защищенность национальных
интересов Российской Федерации
в различных сферах жизнедеятельности
общества и государства. Угрозы информационной
безопасности Российской Федерации
и методы ее обеспечения являются
общими для этих сфер.
Но в каждой из них имеются и свои особенности
обеспечения информационной безопасности,
связанные со спецификой объектов обеспечения
безопасности, степенью их уязвимости
в отношении угроз информационной безопасности
Российской Федерации.
Так, обеспечение информационной безопасности
Российской Федерации в сфере экономики
играет ключевую роль в обеспечении национальной
безопасности Российской Федерации.
Переход к рыночным отношениям в экономике
вызвал появление на внутреннем российском
рынке товаров и услуг множества отечественных
и зарубежных коммерческих структур-производителей
и потребителей информации, средств информатизации
и защиты информации. Бесконтрольная деятельность
этих структур по созданию и защите систем
сбора, обработки, хранения и передачи
статистической, финансовой, биржевой,
налоговой, таможенной информации создает
реальную угрозу безопасности России
в экономической сфере. Аналогичные угрозы
возникают при бесконтрольном привлечении
иностранных фирм к созданию подобных
систем, поскольку при этом складываются
благоприятные условия для несанкционированного
доступа к конфиденциальной экономической
информации и для контроля за процессами
ее передачи и обработки со стороны иностранных
спецслужб.
Критическое состояние предприятий национальных
отраслей промышленности, разрабатывающих
и производящих средства информатизации,
телекоммуникации, связи и защиты информации,
приводит к широкому использованию соответствующих
импортных средств, что создает угрозу
возникновения технологической зависимости
России от иностранных государств.
Серьезную угрозу для нормального функционирования
экономики в целом представляют компьютерные
преступления, связанные с проникновением
криминальных элементов в компьютерные
системы и сети банков и иных кредитных
организаций.
Недостаточность нормативной правовой
базы, определяющей ответственность хозяйствующих
субъектов за недостоверность или сокрытие
сведений об их коммерческой деятельности,
о потребительских свойствах производимых
ими товаров и услуг, о результатах их
хозяйственной деятельности, об инвестициях
и тому подобном, препятствует нормальному
функционированию хозяйствующих субъектов.
В то же время существенный экономический
ущерб хозяйствующим субъектам может
быть нанесен вследствие разглашения
информации, содержащей коммерческую
тайну.
Необходима организация и осуществление
государственного контроля за созданием,
развитием и защитой систем и средств
сбора, обработки, хранения и передачи
статистической, финансовой, биржевой,
налоговой, таможенной информации.
Наиболее важными объектами обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внутренней
политики являются конституционные
права и свободы человека и гражданина;
конституционный строй, национальное
согласие, стабильность государственной
власти, суверенитет и территориальная
целостность Российской Федерации; открытые
информационные ресурсы федеральных органов
исполнительной власти и средств массовой
информации.
Наибольшую опасность в сфере внутренней
политики представляют следующие угрозы
информационной безопасности Российской
Федерации нарушение конституционных
прав и свобод граждан, реализуемых в информационной
сфере; недостаточное правовое регулирование
отношений в области прав различных политических
сил на использование средств массовой
информации для пропаганды своих идей
и распространение дезинформации о политике
Российской Федерации, деятельности федеральных
органов государственной власти, событиях,
происходящих в стране и за рубежом. Угрозой
этой сфере может также являться деятельность
общественных объединений, направленная
на насильственное изменение основ конституционного
строя и нарушение целостности Российской
Федерации, разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной вражды, на
распространение этих идей в средствах
массовой информации.
Основными мероприятиями в области обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внутренней политики
являются создание системы противодействия
монополизации отечественными и зарубежными
структурами составляющих информационной
инфраструктуры, включая рынок информационных
услуг и средства массовой информации;
активизация контрпропагандистской деятельности,
направленной на предотвращение негативных
последствий распространения дезинформации
о внутренней политике России и ряд других.
Основными мероприятиями по обеспечению
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внешней
политики являются: разработка основных
направлений государственной политики
в области совершенствования информационного
обеспечения внешнеполитического курса
Российской Федерации; разработка и реализация
комплекса мер по усилению информационной
безопасности информационной инфраструктуры
федеральных органов исполнительной власти,
реализующих внешнюю политику Российской
Федерации, российских представительств
и организаций за рубежом, представительств
Российской Федерации при международных
организациях; создание российским представительствам
и организациям за рубежом условий для
работы по нейтрализации распространяемой
там дезинформации о внешней политике
Российской .
К числу основных внешних угроз информационная
безопасность в области науки
и техники следует отнести в первую
очередь стремление развитых иностранных
государств получить противоправный доступ
к научно-техническим ресурсам России
для использования полученных российскими
учеными результатов в собственных интересах;
а также активизацию деятельности иностранных
государственных и коммерческих предприятий,
учреждений и организаций в области промышленного
шпионажа с привлечением к ней разведывательных
и специальных служб.
Источником внутренних угроз информационной
безопасности Российской Федерации в
области науки и техники является сохраняющаяся
сложная экономическая ситуация в России,
ведущая к резкому снижению финансирования
научно-технической деятельности, временному
падению престижа научно-технической
сферы, утечке за рубеж идей и передовых
разработок.
Реальный путь противодействия угрозам
информационной безопасности Российской
Федерации в области науки и техники –
это совершенствование законодательства
Российской Федерации, регулирующего
отношения в данной области, и механизмов
его реализации. В этих целях государство
должно способствовать созданию системы
оценки возможного ущерба от реализации
угроз наиболее важным объектам обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в области науки и техники, включая
общественные научные советы и организации
независимой экспертизы, вырабатывающие
рекомендации для федеральных органов
государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по предотвращению противоправного или
неэффективного использования интеллектуального
потенциала России.
Обеспечение информационной безопасности
Российской Федерации в сфере духовной
жизни имеет целью защиту конституционных
прав и свобод человека и гражданина, связанных
с развитием, формированием и поведением
личности, свободой массового информирования,
использования культурного, духовно-нравственного
наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, с сохранением культурного
достояния всех народов России, реализацией
конституционных ограничений прав и свобод
человека и гражданина в интересах сохранения
и укрепления нравственных ценностей
общества, традиций патриотизма и гуманизма,
здоровья граждан, культурного и научного
потенциала Российской Федерации, обеспечения
обороноспособности и безопасности государства.
К числу основных объектов обеспечения
информационной безопасности жизни относится
достоинство личности, свобода совести,
включая право свободно выбирать, иметь
и распространять религиозные и иные убеждения
и действовать в соответствии с ними, свобода
мысли и слова (за исключением пропаганды
или агитации, возбуждающих социальную,
расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду), а также свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания;
свобода массовой информации; неприкосновенность
частной жизни, личная и семейная тайна;
русский язык как фактор духовного единения
народов многонациональной России.
Наибольшую опасность в этой сфере представляет
деформация системы массового информирования;
а также неспособность современного гражданского
общества России обеспечить формирование
у подрастающего поколения и поддержание
в обществе общественно необходимых нравственных
ценностей, патриотизма и гражданской
ответственности за судьбу страны.
Направлениями обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации в
сфере духовной жизни являются развитие
в России основ гражданского общества;
создание социально-экономических условий
для осуществления творческой деятельности
и функционирования учреждений культуры;
совершенствование законодательства
Российской Федерации, регулирующего
отношения в области конституционных
ограничений прав и свобод человека.
Основными объектами обеспечения информационной
безопасности в общегосударственных
информационных и телекоммуникационных
системах являются информационные
ресурсы, содержащие сведения, отнесенные
к государственной тайне, и конфиденциальную
информацию; средства и системы информатизации,
программные средства, автоматизированные
системы управления, системы связи и передачи
данных, осуществляющие прием, обработку,
хранение и передачу информации ограниченного
доступа, их информативные физические
поля и другое.
Угрожает информационной безопасности
Российской Федерации в общегосударственных
информационных и телекоммуникационных
системах деятельность специальных служб
иностранных государств, преступных сообществ,
организаций и групп, противозаконная
деятельность отдельных лиц, направленная
на получение несанкционированного доступа
к информации и осуществление контроля
за функционированием информационных
и телекоммуникационных систем.
Основными направлениями обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в общегосударственных информационных
и телекоммуникационных системах является
предотвращение перехвата информации
из помещений и с объектов, а также информации,
передаваемой по каналам связи с помощью
технических средств; исключение несанкционированного
доступа к обрабатываемой или хранящейся
в технических средствах информации.
К объектам обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации в сфере обороны
относится информационная инфраструктура
центральных органов военного управления
и органов военного управления видов Вооруженных
Сил Российской Федерации и родов войск,
объединений, соединений, воинских частей
и организаций, входящих в Вооруженные
Силы Российской Федерации, научно-исследовательских
учреждений Министерства обороны Российской
Федерации; информационные ресурсы предприятий
оборонного комплекса и научно-исследовательских
учреждений, выполняющих государственные
оборонные .
Внешними угрозами, представляющими наибольшую
опасность для объектов обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации в
сфере обороны, являются все виды разведывательной
деятельности зарубежных государств;
информационно-технические воздействия,
направленная против интересов Российской
Федерации в сфере обороны.
Главными специфическими направлениями
совершенствования системы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере обороны является систематическое
выявление угроз и их источников, структуризация
целей обеспечения информационной безопасности
в сфере обороны и определение соответствующих
практических задач.
К наиболее важным объектам обеспечения
информационной безопасности в правоохранительной
и судебной сферах относятся информационные
ресурсы федеральных органов исполнительной
власти, реализующих правоохранительные
функции, судебных органов, их информационно-вычислительных
центров, научно-исследовательских учреждений
и учебных заведений, содержащие специальные
сведения и оперативные данные служебного
характера;
Внутренними угрозами, представляющими
наибольшую опасность для указанных объектов,
являются: нарушение установленного регламента
сбора, обработки, хранения и передачи
информации, содержащейся в картотеках
и автоматизированных банках данных и
использующейся для расследования преступлений;
недостаточность законодательного и нормативного
регулирования информационного обмена
в правоохранительной и судебной сферах;
отсутствие единой методологии сбора,
обработки и хранения информации оперативно-розыскного,
справочного, криминалистического и статистического
характера и другое.
Наряду с широко используемыми общими
методами и средствами защиты информации
применяются также специфические методы
и средства обеспечения информационной
безопасности в правоохранительной и
судебной сферах.
Главным из них является создание защищенной
многоуровневой системы интегрированных
банков данных оперативно-розыскного,
справочного, криминалистического и статистического
характера на базе специализированных
информационно-
Информация о работе Информационная безопасность Российской Федерации