Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа
Таким образом, целью работы является изучение психологии жертвы в чрезвычайной ситуации.
Для решения этой цели необходимо рассмотреть ряд задач, а именно: проблемы поведения и особенности состояния человека в чрезвычайной ситуации, оценить методы профилактики жертв ЧС, рассмотреть ряд примеров информационно-психологических рекомендаций воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях.
Для изучения данного вопроса необходимо воспользоваться монографиями ученых и периодической литературой по этой теме.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях………...5
1.1. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой………………………….8
1.2. Методы профилактики панических реакций у жертв чрезвычайных ситуаций………………………………………………….15
2. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………...17
3.Государственная система оказания психиатрической и психологической помощи при различных чрезвычайных событиях………...19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………
Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение. Одновременно восстанавливались сны, отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе — тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности7.
Следовало бы особо отметить, что предоставление возможности «выговориться» (дебрифинг) относится к наиболее важным компонентам профилактики психопатологии и успешности последующей реабилитации. При этом дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения транквилизаторов и до того, как пострадавшим предоставлена возможность сна (то есть — в первые сутки); естественно — если для этого имеются возможности и достаточное количество квалифицированных специалистов, способных проводить дебрифинг. В случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит консолидация следов памяти, сопровождаемая рядом психопатологических феноменов, хорошо известных специалистам. Однако это не снижает самостоятельной значимости методически обоснованного дебрифинга на последующих этапах. Один специалист может квалифицированно провести в день не более 5-6 (максимум — 10) индивидуальных дебрифингов, что определяет расчет сил и средств психологических служб экстренного реагирования8.
В соответствии с обоснованными данными, в подобных ситуациях, как правило, требуется многоуровневый дебрифинг, в том числе — для спасателей и психологов, действующих на «первом уровне» (участвующих в непосредственной работе с пострадавшими и членами их семей; при этом специалисты «второго уровня» вообще не контактируют с последними).
«Стадия восстановления»
психофизиологического
В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших («стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Отдаленные последствия, которые можно было бы выделить в самостоятельную (7-ю) стадию, нами не изучались.
Апеллируя к событиям в Беслане, следует признать, что тяжесть и динамика состояния пострадавших может быть существенно иной. Когда человек лишается родителей, мир пустеет, но, тем не менее, как это не горько — это соответствует обыденным представлениям и естественному ходу событий. Когда умирают дети, все краски мира меркнут, на многие годы и десятилетия, а иногда — навсегда.
Методы профилактики панических реакций у жертв чрезвычайных ситуаций
Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).
Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.
Обучение проблемам
обеспечения безопасности и воспитательная
работа по формированию в сознании
людей осторожности, предупреждению
и разумному поведению в
Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.
Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.
Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.
Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно “привязывать” к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).
Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.
Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая11.
В меньшей степени
страдают люди, которые с самого
начала чрезвычайного события
Необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных ЧС.
Государственная система
оказания психиатрической и
В 2006 г. в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского завершилась научная конференция "Психиатрия чрезвычайных ситуаций". Мероприятие, казалось бы, чисто научное. Но события в Театральном центре на Дубровке сделали его чрезвычайно актуальным не только для специалистов - психиатров, психотерапевтов, психологов. Они собирались, чтобы обсудить, какой должна быть государственная система оказания психиатрической и психологической помощи при различных чрезвычайных событиях - природных и техногенных катастрофах, военных конфликтах, а также массовых террористических актах, которые, увы, стали печальной реальностью нашей жизни.
Страшные дни октября 2002 года уже ушли в прошлое. Но их тяжелое эхо еще долго будет отдаваться в душах многих - бывших заложников, их близких, тех, кто освобождал их и лечил, тех, кто сопереживал им и пытался чем-то помочь. По сути дела всем этим людям будет нужна помощь врачей - кому терапевтов, кому психологов, а кому и психиатров.
«Сегодня надо рассматривать терроризм как новый мощный стрессор», - заявила в своем докладе на конференции директор центра им. Сербского академик РАМН Татьяна Дмитриева. – «Изменилась его идеология, расширился арсенал методов, увеличились религиозная и этническая составляющие. Он стал серьезным дестабилизирующим фактором нашей жизни. Поэтому важно не только оказывать помощь людям, ставшим жертвами, во время и после террористических актов. Важно готовить к ним все население, всех профессиональных медиков. Мы должны исходить из того убеждения, что чрезвычайные ситуации прогнозируемы, что к ним надо готовиться, более того, их надо планировать и моделировать»12.
Согласно мировой статистике, до 80 процентов жертв автодорожных аварий и несчастных случаев погибает потому, что им не оказана квалифицированная помощь в первый час. Это, по мнению академика Дмитриевой, справедливо и для всех других чрезвычайных ситуаций - помощь здесь должна быть немедленной и адекватной, тогда количество жертв можно минимизировать, а последствия облегчить. Именно поэтому и необходима внятная система и хорошая организация помощи при различных чрезвычайных ситуациях. Реакция человека на столь серьезный стресс, как теракт, говорят ученые, лишь на четверть зависит от его личности - характера, подготовленности, возраста, соматических заболеваний. Еще на четверть - от особенности травмирующей ситуации: ее интенсивности, длительности, внезапности. А на добрую половину тяжесть стресса и способность человека перенести его с минимальными потерями связаны с организацией спасательных работ, информированностью жертв теракта о том, что именно предпринимается для их спасения и как надо себя вести, чтобы не вызвать более тяжелых последствий для себя и окружающих. А также и от коллективного поведения. Оно во многом определяется тем, насколько готово к возникновению чрезвычайно ситуации все общество. На всех уровнях - федеральном, региональном и даже на уровне отдельного медицинского учреждения - необходимо иметь четкие планы действий на случай чрезвычайных ситуаций, группы специалистов немедленного реагирования, планы сооружений, которые могут стать мишенью террористов. Жизненно важно также провести предварительную оценку возможного количества жертв, запасов медикаментов и средств помощи, которые потребуются при различных ЧС. Сегодня наука в состоянии помочь также и спецслужбам, которые борются с террористами. В течение ряда лет в центре им. Сербского изучают личности тех, кто участвует в подобных актах, созданы психологические портреты преступников, выявлены особенности их характеров и поведения. Здесь же много лет оказывается помощь заложникам и их близким, пострадавшим во время различных катастроф, беженцам.