Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

Тема «Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь» для работы была выбрана в связи с ее актуальностью на сегодняшнем этапе развития нашей страны. Данная работа рассматривает вопросы, связанные с эффективностью использования источников энергии, которыми располагает Республика Беларусь. Цель работы: анализ традиционных и альтернативных источников энергии, их эффективность и целесообразность использования. В работе анализируется политика государства в области энергосбережения и внедрения нетрадиционных источников энергии в энергетику страны, также рассмотрена целесообразность использования того или иного источника энергии.

Содержание

Введение

1 Энергетика и энергосбережение в Республике Беларусь

1.1 Энергетическая политика Республики Беларусь

1.2 Проблемы энергетики Республики Беларусь

1.3 Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации

2 Использование и потенциал традиционных и альтернативных источников энергии в Республике Беларусь

2.1 Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) традиционных видов энергоносителей

2.2 Альтернативные и возобновляемые источники энергии

2.3 Успешный опыт использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности 
 
 
 
 

            РЕФЕРАТ 

    по  дисциплине: Энергосбережение

    на  тему: Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 

    Студентка

    ФМ, 1-й курс, ДКТ                                                                                          К.В. Литвин 
 
 
 

    Проверила

    преподаватель                                                                                             М.В. Михадюк 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МИНСК 2012

 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Состояние экономики любых государств во многом определяется эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), при этом особую актуальность это приобретает для стран, отрасли экономики которых в больших объемах используют импортируемые энергоресурсы, что в полной мере относиться к Беларуси.

    По  результатам за 2009г. импорт энергоресурсов в Беларусь составил 43,4 млн. т у.т. при экспорте 14,6 млн. т у.т. и валовом  потреблении ТЭР в республике 34,4 млн. т у.т. Обеспеченность местными энергоресурсами составила 16,3%.

    В Беларусь импортируется 99,2 % потребляемого природного газа (годовое потребление примерно 20,4 млн. т у.т.), 14 млн. тонн нефти (при добыче в республике 1,8 млн. тонн). Полностью импортируется уголь (около 0,3 млн. тонн).

    Тема  «Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь» для работы была выбрана в связи с ее актуальностью на сегодняшнем этапе развития нашей страны. Данная работа рассматривает вопросы, связанные с эффективностью использования источников энергии, которыми располагает Республика Беларусь. Цель работы: анализ традиционных и альтернативных источников энергии, их эффективность и целесообразность использования. В работе анализируется политика государства в области энергосбережения и внедрения нетрадиционных источников энергии в энергетику страны, также рассмотрена целесообразность использования того или иного источника энергии.

 

    1 Энергетика и  энергосбережение в Республике  Беларусь

    1.1 Энергетическая  политика Республики Беларусь 

    В экономике любых государств топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей составляющей обеспечения функционирования и развития производительных сил, повышения жизненного уровня населения, а для государств с дефицитом собственных энергоресурсов, к которым относится и Республика Беларусь, оптимальное развитие и функционирование ТЭК - одно из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти, всех производителей и потребителей ТЭР по обеспечению конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Поэтому вопросам развития энергетики, энергетической политике, в республике уделяется повседневное внимание.

    Основной  целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.

    Важнейшей задачей ближайшего периода является создание новых организационных и технологических основ для эффективного и экологически приемлемого развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях формирования рыночных отношений. Задача следующих этапов-- создание и обеспечение развития конкурентоспособных объектов ТЭК с учетом все более тесной взаимосвязи с мировым энергетическим хозяйством.

    В «Основных направлениях энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года» энергетическая политика строится на следующих принципах:

    1. Приоритетности социального аспекта развития отраслей ТЭК.

    2. Интенсивности энергосбережения.

    3. Повышения экологической чистоты  объектов ТЭК. 

    4. Обеспечения рациональной инвестиционной  политики.

    5. Увеличения использования угля  в топливном балансе. 

    6. Ориентации на возможное ограничение роста использования ресурсов природного газа.

    7. Формирования требований к рынку  оборудования.

    8. Стремления к самообеспечению  республики электроэнергией. 

    9. Рассредоточения энергомощностей. 

    10.Увеличения  объема исследовательских и внедренческих работ в области нетрадиционной энергетики.

    11. Развития малой энергетики.

    12. Разработки правовых и законодательных  основ развития и функционирования  электроэнергетики. 

    Приоритетами  энергетической политики являются:

    * полное, надежное и безопасное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении;

    * снижение удельных затрат на  производство, транспорт и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь на всех стадиях;

    * повышение финансовой устойчивости  и эффективности топливно-энергетического  сектора;

    * минимизация техногенного воздействия  энергетики на окружающую среду  на основе применения экономических  стимулов, совершенствования структуры  производства, внедрения новых технологий. 
 

 

 

    1.2 Проблемы энергетики  Республики Беларусь 

В настоящее  время основными проблемами, ослабляющими энергетическую безопасность республики, являются:

* низкая  обеспеченность собственными ТЭР; 

* высокая  доля природного газа в ТЭБ  страны;

* высокая  степень износа основных фондов  в ТЭК страны;

* импорт  ТЭР преимущественно из одной страны (России);

* большие  затраты на импортируемые энергоресурсы; 

* дефицит  инвестиций в ТЭК страны;

* высокая  энергоемкость экономики республики.  

Таким образом, что бы решить эти проблемы, необходимо диверсифицировать поставки ТЭР, путем переговоров снижать стоимость импортируемого сырья, внедрять в жилищно-коммунальное хозяйство и на производства энергосберегающие технологии, внедрять альтернативные источники энергии.

 

    1.3 Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации 

   Энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения.

   Систематизация  работы по энергосбережению в Беларуси началась с 1993-1994гг.

   В 1993г. был создан Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (в настоящее время - Комитет по энергоэффективности) при Совете Министров Республики Беларусь.

   В 2000г. Комитетом совместно с другими  министерствами, ведомствами и научными организациями была разработана  и одобрена Правительством Республиканская программа по энергосбережению на период до 2020г.

   Основными целями программы были определены:

   * выявление потенциала энергосбережения  в Республике Беларусь и определение  наиболее эффективных путей его  реализации;

   * максимальное использование местных видов топлива, отходов производства, снижение импорта топливно-энергетических ресурсов;

   * координация усилий и средств  всех участников работ по эффективному  использованию ТЭР.  

   На  основании расчетов и экспертных оценок был определен потенциал энергосбережения на уровне 12 млн. т у .т., в том числе:

   4,8 млн. т у.т. - в коммунально-бытовом секторе;

   2,6 млн. т у.т. - в энергетике;

   1,3 млн. т у.т. - в химической и  нефтехимической промышленности;

   0,85 млн. т у.т. - в сельском хозяйстве; 

   0,6 млн. т у.т. - в машиностроении и металлообработке.  

   Выполнение  этой Республиканской программы  позволило обеспечить координацию  усилий на уровне республики для решения  организационных и технических  вопросов повышения эффективности  использования энергоресурсов.

   В 2000гг. в республике сформировалась структура управления энергосбережением:

   * установлен государственный надзор  за рациональным использованием  ТЭР (образованы региональные  управления по надзору за рациональным  использованием ТЭР);

   * образован Экспертный Совет при Комитет по энергосбережению;

   * создан целый ряд хозрасчетных  предприятий, занимающихся оказанием  услуг, производством энергоэффективного  оборудования и приборов учета  энергоресурсов.  

   Кроме того, были созданы:

1. Законодательная  база энергосбережения:

   * Закон «Об энергосбережении»;

   * Закон «О внесении изменений  и дополнений в Кодекс Республики  Беларусь «Об административных  правонарушениях», определяющий ответственность  должностных лиц за нерациональное  использование топлива и энергии;

   * Правительством принято около  20 постановлений по вопросам энергосбережения. 

2. Финансово-экономический  механизм энергосбережения:

   * Образован республиканский фонд  «Энергосбережение»;

   * Установлен порядок использования  и возврата средств, выделяемых на цели энергосбережения;

   * Установлен порядок выдачи кредитов  на выполнение мероприятий по  энергосбережению;

   * Подготовлены рекомендации по  условиям и порядку премирования  за экономию ТЭР; 

   * Введено в действие Положение  по применению штрафных санкций за нерациональное использование ТЭР.  

Реализация  потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными техническими направлениями, указанными в Программе, такими как:

   * модернизация и повышение эффективности  котельных;

   * внедрение парогазовых и газотурбинных  установок; 

   * оптимизация режимов и схем  теплоснабжения;

   * перевод паровых котлов в водогрейный  режим; 

   * замена электрокотельных на более  экономичные теплоисточники;

   * внедрение систем учета и регулирования энергии;

   * использование вторичных энергоресурсов;

   * уменьшение потерь при передаче  энергии; 

   * внедрение частотно-регулируемых  приводов;

   * установка энергоэкономичных осветительных  устройств; 

   * внедрение новых энергосберегающих  технологий и материалов;  

   Проводилась работа по экономическому стимулирования работ по энергосбережению.

   Финансирование  мероприятий по энергосбережению осуществля- лось в рамках Перечня энергосберегающих  мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы «Энергосбережения», уже упомянутых региональных и отраслевых программ энергосбережения за счет следующих источников: собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда «Энергосбережение», средств фондов «Энерго- и ресурсосбережение» предприятий, республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка. Объем финансирования за эти годы составил 370 млн. долл. США.

Информация о работе Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь