Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:51, реферат
Целью курсовой работы было выявить закономерности развития, основные проблемы и возможные последствия реализации Киотского протокола в России и мире.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих:
- изучение истории Киотского протокола;
- определение основных направлений и возможных последствий Киотского протокола для экономики России;
- анализ политических последствий Киотского протокола для России.
Введение.
1.История Киотского протокола.
2. Торговля эмиссионными квотами.
3. Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.
Заключение.
Список источников и литературы.
Содержание.
Введение.
1.История Киотского протокола.
2. Торговля эмиссионными квотами.
3. Возможные последствия
Заключение.
Список источников и литературы.
Введение.
16 февраля 2005 года вступил в
силу Киотский протокол к
Документ, имеющий целью сокращение выбросов газов, способствующих глобальному потеплению, был подписан в 1997 году на состоявшемся в Киото под эгидой ООН международном саммите. При этом осуществить соглашение стало возможным после ратификации протокола в России осенью 2004 года. Голос России, на долю которой приходится 17,4 процента выбросов парниковых газов, стал решающим для вступления документа в силу.
Целью курсовой работы было выявить
закономерности развития, основные проблемы
и возможные последствия
Достижение цели осуществлено автором
путем последовательного
- изучение истории Киотского протокола;
- определение основных
- анализ политических
- исследование правовых
- рассмотрение возможных
В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые обусловили возможность подписания Киотского протокола и его практической реализации Российской Федерацией.
1. История Киотского протокола.
Киотский протокол (такое название он получил по месту проведения Международной конференции по проблеме изменения климата в 1997 году – г. Киото в Японии) определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов: двуокись углерода, метан, закись азота, гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы.
От имени России данный документ был подписан в Нью-Йорке 11 марта 1999 года, однако в течение пяти лет оставался не ратифицирован. На первый период действия протокола (с 2008 по 2012 годы) для нашей страны в качестве допустимого уровня установлен показатель 1990 года, когда был достигнут максимальной объем выбросов таких газов. После 2012 года обязательства сторон будут определяться в ходе дальнейших переговоров [Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб., 2008.С.144.].
Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс СО2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран. [Рихтер К. С.145.]. В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Это означает автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ.[Оганесян Т. Большие зеленые деньги.//Эксперт. № 37, 6 октября 2007 г. С.7.] К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%. [ Власова О.А. Большие деньги.// Полис, 2006. №11.С.8.]. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него в 2002 году США – крупнейшей из стран-участниц соглашения, чем было поставлено под сомнение само существование протокола.
2. Основополагающая идея.
Основополагающая идея торговли эмиссионными
квотами была представлена в 1968 году канадским
экономистом Джоном Дэйлсом в его книге
«Pollution, Property and Prices» и являлась продолжением
теоремы Коуза. Дэйлс предлагал создать
рынок прав на загрязнение, чтобы ограничить
загрязнение водоёмов промышленностью.
Революционно новым в этой идее было то,
что правительство могло установить конкретный
объём суммарной загрязняемости в качестве
экологической цели. После установления
ограничения на выброс определённых веществ
(к примеру, диоксид углерода, оксид серы,
оксид азота) на определённой территории
и за конкретный период времени, начинается
распределение соответствующего количества
квот. Верхняя граница в течение времени
может постепенно снижаться. Благодаря
свободной торговле этими квотами цена
на сертификаты будет определяться спросом.
Эмиссии, совершённые без определённой
квоты, облагаются штрафом. В английском
языке подобная практика называется cap
and trade (ограничить и торговать).
Оценка торговли квотами как инструмент экологической политики.
Торговля квотами на загрязнение причисляется к рыночным инструментам экологической политики. Такие инструменты как запреты или предписания признаются эффективными для защиты от острых и краткосрочных экологических угроз, однако считаются недостаточно действенными для долгосрочного снижения ущерба экологии, достижение которого требует больших издержек. Рыночные инструменты могут различаться по их ориентации на цены или на объёмы. На цены ориентированы, к примеру, налог Пигу или экологический налог. В идеальном случае они долгосрочно предсказуемы для всех участников. Главной проблемой этих решений является, однако, что экологический эффект является вторичным и достигнуть именно поставленной цели весьма непросто. При слишком низком налоге целевой экологический показатель не достигается, слишком высокий налог приводит к лишним перестановкам в производстве и издержкам.
В отличие от этого, торговля квотами
на загрязнение ориентируется на
объёмы, так как политикой
Распределение квот.
Раздача сертификатов может проводиться двумя способами:
Политическая форма распределения разумна только тогда, когда существуют объективные критерии для раздачи, так как существует опасность, что предпочтения будут отдаваться политически влиятельным группам интересов. Объективными критериями при международном распределении эмиссионных квот может быть численность населения того или иного государства. Государства с высоким потреблением невозобновляемых энергоносителей вынуждены при этом закупать квоты на загрязнения у государств с низким расходом энергии. Экономически слабо развитые государства могут вкладывать вырученные деньги в современные экологически чистые технологии.
Если объективных критериев для распределения не существует, имеет смысл продавать квоты через аукционы.
Киотский протокол.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был принят в Киото (Япония) 11 декабря 1997 года, был открыт к подписанию с 16 марта 1998 года по 15 марта 1999 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года. К настоящему моменту его ратифицировали около 190 стран. США не ратифицировали Киотский протокол. Страны, не подписавшие протокол, могут присоединиться к нему в любое время.
В настоящее время ведется
3 . Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.
Для экономического обоснования необходимости ратификации Россией Киотского протокола Министерство экономического развития и торговли РФ использовало прогнозные расчеты, подготовленные в Институте энергетических исследований РАН [ Макаров А.А. Выбросы СО2 в России от сжигания органического топлива.// Прогнозы. - М., 2006. № 4.С.11.]. Записка директора этого института, члена-корреспондента РАН Макарова А. гласит: «Во всех сценариях уровень эмиссии СО2 в 1990 году не будет достигнут вплоть до 2020. Даже при удвоении ВВП за 10 лет размеры эмиссии СО2 в 1990 году будут достигнуты лишь между 2020 и 2025 годами» [ Макаров А.А. С.12.].
Наиболее известным механизмом
Киотского протокола является торговля
квотами. У России здесь есть преимущество,
так как квоты на выброс зафиксированы
на уровне 1990 г., а производство, энергопотребление,
а следовательно эмиссия
Российские предприятия
Примером таких проектов, предусматривающим снижение расходов топливного газа, является совместный проект ОАО «Газпром» и «Рургаз АГ» по внедрению автоматической системы оптимизации транспорта газа с использованием программно-вычислительного комплекса «Simone». Техническая реализация первого этапа проекта на одном из участков ООО«Волготрансгаз» позволила сократить [Пивоварова Н. С.7.]:
- расход топливного газа на 90 млн. м3 в год;
- расход электроэнергии на 575 млн. квт*ч/год;
- эмиссию в экв. тоннах СО2 на 447 тыс./год [ Пивоварова Н. С.7].
Существует также российско-
- прямые потери природного газа на 114 млн. м3 в год;
- расход топливного газа на 78 млн. м3/год;
- эмиссию ПГ в экв. тоннах СО2 на 1 млн./год.[ Там же. С.46.]
Таким образом, опыт сотрудничества ОАО
«Газпром» с корпорациями стран,
ратифицировавших Киотский протокол,
демонстрирует возможность
Предполагается, что использование механизма реализации проектов совместного осуществления может обеспечить значительный приток инвестиций в экономику России, так как она обладает огромным потенциалом энергосбережения и более низким уровнем издержек на реализацию энергосберегающих мероприятий по сравнению со многими развитыми индустриальными странами [ Макунина Д.В. Россия и Киотский протокол.//Проблемы современной экономики. - №4, 2005. С.5.]
Если правительство России создаст
условия для использования
По данным Министерства экономического развития РФ, негативное воздействие на природу России оказывают около 300 000 предприятий. Система экологических платежей (в стране 1,5 млн. плательщиков этой платы), действующая в России с начала 1991 г., предусматривает отчисления в бюджет по 400 видам загрязняющих веществ [ Там же. С.5.].
В первую очередь это плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – «временный индивидуальный норматив» допустимых выбросов на ограниченный период времен [ Там же. С.5.].
Киотский протокол может также помочь в модернизации предприятий-источников парниковых газов, например, металлургических производств и на транспорте. Председатель совета директоров Балтийского Банка Анатолий Зелинский отметил, что для тех российских предприятий, которые реализуют сегодня программы модернизации и имеют в них энергосберегающую составляющую, Киотский протокол автоматически является одним из источников финансирования и может закрыть около 10% потребностей от инвестирования в модернизацию [Там же. С.6.]. Но предприятия, которые не могут собрать средств для реализации своих планов модернизации, от Киотского протокола не выиграют [ Там же. С.6.].
Позиция России относительно ратификации Киотского протокола была неоднозначной и встречаются абсолютно противоположные заявления высших должностных лиц. Основным противником ратификации Россией Киотского протокола выступает советник Владимира Путина – Андрей Илларионов. Он отметил, что оценка ущерба от ратификации протокола складывается из сопоставления следующих позиций [Илларионов А. Экономические последствия ратификации Российской Федерацией Киотского протокола.// Вопросы экономики. №11, 2004. С.22.]: