Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 09:55, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.
Введение………………………………………………………………………….....3
1. Формы деятельности человека……………………………………………3
2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….5
3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….7
4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности
трудового процесса…………………………………………………………….7
5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………….......14
- тяжелый трех степеней (вредные
условия труда).
Табл.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты
энергии меняются и зависимости от рабочей
позы. При рабочей позе сидя затраты энергии
превышают на 5 - 10% уровень основного обмена;
при рабочей позе стоя - на 10 - 25%, при вынужденной
неудобной позе - на 40 - 50%. При интенсивной
интеллектуальной работе потребность
мозга в энергии составляет 15 - 20% общего
обмена в организме (масса мозга составляет
2% массы тела).
Повышение
суммарных энергетических затрат при
умственной работе определяется степенью
нервно-эмоциональной напряженности.
Так, при чтении вслух сидя расход энергии
повышается на 48%, при выступлении с публичной
лекцией на 94%, у операторов ЭВМ на 60 - 100%.
Уровень энергозатрат
может служить критерием тяжести и напряженности
выполняемой работы, имеющим важное значение
для оптимизации условий труда и его рациональной
организации.
Рис. Классификация условий
труда по тяжести и напряженности
Труд
по степени напряженности трудового процесса
подразделяется на следующие классы: оптимальный
– 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный
– 3-й класс (труд трех степеней).
Критериями отнесения труда к тому или
иному классу являются:
- степень интеллектуальной
- нагрузка на анализаторы: длительность
сосредоточенного внимания, количество
сигналов за час работы, число
объектов одновременного
- эмоциональная нагрузка, зависящая от
степени ответственности и значимости
ошибки, степени риска для собственной
жизни и безопасности других людей;
- монотонность труда, определяемая
продолжительностью выполнения
простых или повторяющихся
- режим работы, характеризуемый
продолжительностью рабочего
Например, труд авиадиспетчера характеризуется
большой длительностью сосредоточенного
наблюдения за экраном видеотерминала,
плотностью сигналов и числом одновременно
наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной
нагрузкой в связи с очень большой ответственностью
и значимостью ошибки для жизни большого
числа людей. По этим показателям труд
авиадиспетчера можно отнести к напряженному
труду третьей степени.
Таким образом, физический труд классифицируется
по тяжести труда, умственный – по напряженности.
Труд, требующий физической нагрузки,
эмоционального, интеллектуального напряжения,
ответственности, напряжения aнализаторов
и т.д., классифицируется как по тяжести,
так и по напряженности труда.
Общие принципы гигиенической
классификации условий труда
Гигиенические критерии - это показатели,
характеризующие степень отклонений параметров
факторов рабочей среды и трудового процесса
от действующих гигиенических нормативов.
Классификация условий труда основана
на принципе дифференциации указанных
отклонений за исключением работ с возбудителями
инфекционных заболеваний, с веществами,
для которых должно быть исключено вдыхание
или попадание на кожу (противоопухолевые
лекарственные средства, гормоны-эстрогены,
наркотические анальгетики), которые дают
право отнесения условий труда к определенному
классу вредности за потенциальную опасность.
Исходя
из степени отклонения фактических уровней
факторов рабочей среды и трудового процесса
от гигиенических нормативов условия
труда по степени вредности и опасности
условно подразделяются на 4 класса: оптимальные,
допустимые, вредные и опасные. [1, 52.]
Оптимальные
условия труда (1 класс) – условия, при
которых сохраняется здоровье работника
и создаются предпосылки для поддержания
высокого уровня работоспособности. Оптимальные
нормативы факторов рабочей среды установлены
для микроклиматических параметров и
факторов трудовой нагрузки. Для других
факторов за оптимальные условно принимают
такие условия труда, при которых вредные
факторы отсутствуют либо не превышают
уровни, принятые в качестве безопасных
для населения.
Допустимые
условия труда (2 класс) характеризуются
такими уровнями факторов среды и трудового
процесса, которые не превышают установленных
гигиенических нормативов для рабочих
мест, а возможные изменения функционального
состояния организма восстанавливаются
во время регламентированного отдыха
или к началу следующей смены и не оказывают
неблагоприятного действия в ближайшем
и отдаленном периоде на состояние здоровья
работников и их потомство. Допустимые
условия труда условно относят к безопасным.
Вредные
условия труда (3 класс) характеризуются
наличием вредных факторов, уровни которых
превышают гигиенические нормативы и
оказывают неблагоприятное действие на
организм работника и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения
гигиенических нормативов и выраженности
изменений в организме работников условно
разделяют на 4 степени вредности:
1 степень 3 класса (3.1) – условия труда
характеризуются такими
2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных
факторов, вызывающие стойкие функциональные
изменения, приводящие в большинстве случаев
к увеличению профессионально обусловленной
заболеваемости (что может проявляться
повышением уровня заболеваемости с временной
утратой трудоспособности и, в первую
очередь, теми болезнями, которые отражают
состояние наиболее уязвимых для данных
факторов органов и систем), появлению
начальных признаков или легких форм профессиональных
заболеваний (без потери профессиональной
трудоспособности), возникающих после
продолжительной экспозиции (часто после
15 и более лет);
3 степень 3 класса (3.3) – условия труда,
характеризующиеся такими
4 степень 3 класса (3.4) – условия труда,
при которых могут возникать тяжелые формы
профессиональных заболеваний (с потерей
общей трудоспособности), отмечается значительный
рост числа хронических заболеваний и
высокие уровни заболеваемости с временной
утратой трудоспособности. [5, 83.]
Опасные (экстремальные) условия труда
(4 класс) характеризуются уровнями факторов
рабочей среды, воздействие которых в
течение рабочей смены (или ее части) создает
угрозу для жизни, высокий риск развития
острых профессиональных поражений, в
т. ч. и тяжелых форм.
Заключение
В контрольной работе были рассмотрены
общие принципы гигиенической классификации
условий труда, факторы степени тяжести
и напряженности трудового процесса, особенности
трудовой деятельности женщин и подростков,
а также формы деятельности человека.
Труд, будь он физический, умственный,
творческий, играет важнейшую роль в жизни
человека. Он не только является посредником
получения материальных средств, но и
основополагающим критерием в определении
социального статуса человека. Кроме этого
от характера и интенсивности трудовой
деятельности в значительной степени
зависят физическое и психическое состояния
человека: его самочувствие, настроение,
и т.д.
Следовательно, каждому человеку необходимо
знать основы физиологии труда, как необходимо
правильно построить режим труда и отдыха,
чтобы увеличить производительность труда,
не ухудшив свое самочувствие.
Но этого недостаточно знать для полномерного
ведения трудовой деятельности, так как
на человека оказывает огромное воздействие
и условия, в которых он трудится. Производительность
труда повышается за счет сохранения здоровья
человека, повышения уровня использования
рабочего времени, продления периода активной
трудовой деятельности человека.
Улучшение условий труда и его безопасности
приводит к снижению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний.
Необходимо устанавливать оптимальный
режим труда и отдыха, а для этого нужен
комплексный социально-экономический
подход. Целью подобного подхода является
полная и всесторонняя оценка его оптимизации
с точки зрения учета личных и общественных
интересов, интересов производства и физиологических
возможностей человека. [2, 156.]
Список используемой
литературы:
1. Арустамов Э.А. Безопасность
2. Бакаева Т.Н. Безопасность
3. Безопасность
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности:
учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2008,
с. 51 – 70.
5. Ткаченко И.В., Жидкова О.И. Шпаргалка
по основам безопасности
Информация о работе Классификация условий трудовой деятельности человека