Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:41, доклад
Мы постарались доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать профессиональные заболевания пользователей компьютеров, способы профилактики и методы лечения этих болезней, как общепризнанные, так и народные, нетрадиционные. На этом сайте вы узнаете, как выбрать компьютер и программное обеспечение, безопасные для здоровья человека, организовать рабочее место, найдете полезные советы и подборку народного опыта по безопасной работе на компьютере, сможете обсудить на форуме, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Комплексы упражнений для глаз рекомендуемые профессором МГИЭМ, д.т.н., вице-президентом Ассоциации прикладной эргономики (Россия), руководителем и автором Государственных стандартов по эргономической безопасности дисплеев:
«Известны три варианта упражнений для глаз, которые позволят Вам снять усталость, исключить возникновение головной боли от работы за дисплеем. Вы можете выбрать любой из трех вариантов упражнений, они равноценны. А можете чередовать их, если все они Вас устраивают.
Упражнения можно выполнять сидя или стоя, но обязательно отвернувшись от экрана. Постарайтесь ритмично и глубоко дышать, а движения глаз старайтесь делать с максимальной амплитудой.
ВАРИАНТ 1.
1. Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, и считайте: «раз, два, три, четыре». Раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
2. Посмотрите на переносицу и задержите взор на счет «раз, два, три, четыре». Но не допускайте усталости глаз! Откройте глаза, посмотрите вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотрите направо и, остановив взгляд, считайте: «раз, два, три, четыре». После этого посмотрите вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Аналогично зафиксируйте взгляд влево, вверх и вниз. Повторите упражнение 3-4 раза.
4. Переводите взгляд быстро по диагонали: направо вверх -налево вниз, потом прямо и повторяйте эти движения глаз, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть».Повторите это упражнения, переводя взгляд налево вверх - направо вниз и вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
ВАРИАНТ 2.
1. Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, считайте: «раз, два, три, четыре». Широко раскройте глаза и посмотрите вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
2. Посмотрите на кончик носа, считайте: «раз, два, три, четыре». Переведите взгляд вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делайте медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотрите вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
4. При неподвижной голове переведите взор вверх, считайте: «раз, два, три, четыре»., посмотрите прямо, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Аналогичным образом переводите взор вниз - прямо, вправо - прямо, влево – прямо, по диагонали в одну и другую стороны и прямо. Повторите упражнение 3-4 раза.
ВАРИАНТ 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, считая до 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, «посмотреть» направо, считая: «раз, два, три, четыре», затем налево, считая: «раз, два, три, четыре», и прямо, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Поднять глаза вверх , считая: «раз, два, три, четыре», опустить вниз, считая: «раз, два, три, четыре», и перевести взгляд прямо, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, считая: «раз, два, три, четыре», потом перевести взор вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глаз в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая: «раз, два, три, четыре, пять, шесть». Повторите упражнение 1-2 раза».
Неплохо также разнообразить характер занятий ребенка за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты. Такое чередование будет требовать от молодых глаз совершенно разного поведения и воспрепятствует их утомляемости, вызванной длительной концентрацией зрения на одной и той же цели.
Наконец, важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы состоят в выключении верхнего освещения, шторы на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, и повороте монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света.
Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его оптометристу или офтальмологу. Не забудьте при этом сообщить, что у вас дома есть компьютер, и расскажите, сколько времени за ним проводит ребенок. Врач может назначить специальные упражнения для глаз или подобрать ребенку очки, предназначенные именно для работы на среднем расстоянии, характерном для компьютера.
«Кроме того, можно посоветовать использовать спектральные очки (с диоптриями или без), выпускаемые фирмой "Лорнет-М", - говорит Литвак И.И.
Проблемы, связанные с мышцами и суставами
У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей, работа которых ведётся в основном на компьютере). Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий проходящих в непосредственной близости к нерву, а так же, распуханием самого нерва. Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой и как утверждает Литвак И.И.: «Главное, чтобы "мышка" ложилась в руку. А это зависит от размера кисти, длины пальцев, положения руки на столе. Словом, прежде, чем покупать новую "мышку", подержите ее в руках, подвигайте по коврику. А уж цвет или прозрачность - это на любителя!) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в постоянном напряжении. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Стоит заметить, что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором повреждается нерв идущий к рукам от спинного мозга.
В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. У детей такие проблемы возникают редко, все-таки самые увлекающиеся из них не проводят столько времени за компьютером, как взрослые профессионалы. Однако все же имеет смысл следить за положением ребенка, если он чересчур засиделся за компьютером.
Обязательно проследите, чтобы стул, на котором сидит ребенок, не был слишком высоким или слишком низким. Заставляйте ребенка во время занятий за компьютером не горбиться. Если вы выработаете у него привычку сидеть ровно и смотреть прямо на компьютер, то вероятнее всего ему удастся в будущем избежать проблем с мышцами и суставами.
Для профилактики и лечения синдрома запястного канала следует позаботиться об эргономичности своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой набор упражнений для рук.
1. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)
2. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.
3. Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол с такими выпуклостями).
Стресс, депрессия и другие нервные расстройства, вызванные влиянием компьютера на психику человека
Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого ни когда не зависал компьютер с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами и т.д. Причём по результатам исследований, стрессовые ситуации связанные с компьютером, а особенно с интернет приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы получаем или психическую неуравновешенность или алкоголизм или всё вместе.
А вот японские и английские врачи бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.
По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана, прежде всего, с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Интернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди, во-первых, отвыкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, а во-вторых, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.
Кроме того, ни для кого не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает эмоциональный своеобразный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.
Профилактика нервных расстройств заключается в нас самих, поэтому давайте, как можно больше минимизируем подвержение нас самих всякого рода психических заболеваний.
1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас.
2. В интернет: не ждите долго загрузки страницы посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.
3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице, курите не за компьютером, а на балконе или где предусмотрено, но как можно дальше.
4. Ешьте в специально отведенных для этого местах, чтобы ненароком не пролить кофе на клавиатуру и чтобы хлебные крошки не попадали и не застревали в ненужных местах. Этот список можно продолжать ещё долго но главное, чего вы должны добиться, это того что бы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.
Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и... Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.
И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.