Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Охрана труда является неотъемлемой частью организации труда и производства. Требования охраны труда обязательно учитываются при проектировании любого производственного процесса, трудовой операции. Эффективность работы по охране труда во многом определяется четкостью ее организации и управления, плановостью проведения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, ликвидацию причин, приводящих к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа БЖД готовая.docx

— 28.62 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 8. Структура системы управления охраной труда на железнодорожном  транспорте

Охрана труда является неотъемлемой частью организации труда и производства. Требования охраны труда обязательно учитываются при проектировании любого производственного процесса, трудовой операции. Эффективность работы по охране труда во многом определяется четкостью ее организации и управления, плановостью проведения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, ликвидацию причин, приводящих к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Работа по охране труда в системе Министерства путей сообщения осуществляется в соответствии с «Положением об организации охраны труда на железнодорожном транспорте», в системе Министерства транспортного строительства — в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве»).

Организация работы по охране труда, личная ответственность за ее состояние, за соблюдение законов о труде, положений, правил и норм по этим вопросам возложены непосредственно на руководителей Министерств путей сообщения и транспортного строительства, главных управлений, железных дорог, трестов, управлений строительств, отделений дорог, предприятий, организаций и других подразделений.

Общее руководство и организацию работы по охране труда на железнодорожном транспорте осуществляет Управление труда, заработной платы и техники безопасности МПС, а в транспортном строительстве — Отдел по технике безопасности Минтрансстроя. Кроме того, этими вопросами непосредственно занимаются отделы охраны труда ЦК профсоюзов рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, автотранспорта и шоссейных дорог.

Управление и отделы совместно с отраслевыми управлениями министерств организуют и руководят разработкой правил и инструкций по охране труда; подготавливают предложения и проекты норм по спецодежде, спецобуви, защитным приспособлениям, дополнительным отпускам, рабочему времени и времени отдыха и т. п.; анализируют причины производственного травматизма и на основе материалов анализа совместно с отраслевыми управлениями разрабатывают мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда, предупреждению случаев травматизма, а также осуществляют контроль за их выполнением; разрабатывают проекты планов ассигнований на мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в целом по министерствам; организуют общественные смотры и конкурсы  по охране труда, участвуют в разработке темников по вопросам охраны труда для рационализаторов   и изобретателей. Кроме того, они организуют разработку, изготовление и своевременное обеспечение железных дорог и строек необходимыми наглядными пособиями, литературой и другими материалами по охране труда; принимают участие в разработке перспективных и текущих планов научных исследований в области охраны труда; проводят мероприятия совместно с отраслевыми управлениями по повышению квалификации инженерно-технических и руководящих работников в области охраны труда; изучают, обобщают и распространяют положительный опыт предприятий и строек по улучшению условий труда на производстве; организуют контроль за соблюдением трудового законодательства, норм и правил по охране труда.

Руководители главных управлений министерств, служб управлений железных дорог, трестов, управлений строительств, отделений дорог, крупных предприятий и строек каждый по роду своей деятельности обязаны обеспечивать безопасные условия труда для работников предприятий, организаций, строек, соблюдение норм и правил охраны труда; наличие и содержание в соответствии с действующими нормами санитарно-бытовых помещений, исправность и безопасное состояние производственных и вспомогательных помещений, оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, ограждений, предохранительных устройств и санитарно-технических установок, а также правильную и безопасную организацию работ и рабочих мест. Они должны осуществлять систематическую работу по улучшению условий труда, предупреждению случаев травматизма и снижению заболеваемости, проводить проверки состояния охраны труда и принимать меры к устранению выявленных недостатков.

Кроме того, в их обязанности входит организация обучения и инструктажа рабочих, руководящих и инженерно-технических работников по вопросам трудового законодательства, техники безопасности, производственной санитарии и безопасных приемов труда, а также организация проверки знания ими этих вопросов; обеспечение пропаганды безопасных методов труда с широким использованием имеющихся средств и положительного опыта; организация разработки местных инструкций по технике безопасности, контроля за тем, чтобы работники не допускались к самостоятельному выполнению работ без предварительного обучения и инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. Эти руководители осуществляют надзор за соблюдением подчиненными им работниками правил, инструкций, приказов и указаний по технике безопасности и производственной санитарии, правил внутреннего трудового распорядка, планов комплексных мероприятий по охране труда, обеспечением их своевременного выполнения, внедрением новой безопасной техники, производственной эстетики и др.

Повседневную работу по подготовке предложений и осуществлению мероприятий по улучшению условий труда, обеспечению его безопасности и устранению причин, порождающих производственный травматизм и профессиональные заболевания на предприятиях и стройках, проводят инженеры по технике безопасности.

Проведение медико-санитарных мероприятий и контроль за состоянием производственной санитарии на предприятиях и стройках МПС и Минтрансстроя осуществляют Главное врачебно-санитарное управление МПС, врачебно-санитарные службы железных дорог и санитарно-эпидемиологические  станции.

Организация обучения, повышения квалификации работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, проведения пропаганды в области охраны труда возложена на Главное управление учебными заведениями МПС, Главное управление кадров и учебных заведений Минтрансстроя, Центральный научно исследовательский институт информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ МПС), дорожные отделы учебных заведений и центры научно-технической информации и пропаганды (ДЦНТИ) и Всесоюзный проектно-технологический институт транспортного строительства  (ВПТИтрансстрой).

Научно-исследовательскую работу на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве в области охраны труда организуют и координируют соответственно Главное техническое управление Министерства путей сообщения и Техническое управление Минтранстроя. Осуществляют эту работу научно исследовательские институты, учебные институты инженеров железнодорожного транспорта с участием других организаций.

Мероприятия по охране труда хозяйственные руководители проводят совместно с профсоюзными организациями и техническими, инспекторами труда ЦК профсоюзов.

 

 

 

Вопрос 19. Взрывная и пожарная безопасность

Пожар - неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Опасные факторы пожара: открытый огонь и искры; повышенная температура воздуха, предметов; токсичные продукты горения дым; пониженная концентрация кислорода; обрушение и повреждение зданий; взрвывы.

Горение - быстропротекающее химическое превращение веществ с выделением большого количества тепла и сопровождающееся ярким пламенем. Оно может явиться результатом окисления, т.е соединением горючего вещества с кислородом.

Необходимые условия горения - наличие горючего вещества; наличие окислителя; начальный импульс (источник зажигания) для сообщения горючей смеси горячей энергии. По скорости распространения пламени горение подразделяется на: нормальное (до 10 м/с); взрывное (сотни м/с); детонационное (до 5000 м/с).Процесс горения бывает следующих видов: вспышка; воспламенение; самовозгорание; самовоспламенение; взрыв; детонация. Вспышка - это быстрое сгорание горючей смеси без образования сжатых газов. Температура вспышки - это наименьшая температура горючего вещества, при которой образованные над его поверхностью пары или газы способны вспыхнуть в воздухе при поднесении источника зажигания. При этом скорость образования паров или газов еще недостаточна для устойчивого горения. Воспламенение - это возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Самовозгорание - это явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций в веществе без наличия источников зажигания. Самовозгорание бывает: тепловым (при внешнем нагреве в-ва); микробиологическим (за счет самонагревания при возникновении жизнедеятельности микроорганизмов в веществе); химическим (за счет химических реакций). Самовоспламенение - это самовозгорание с появлением пламени. Самовоспламеняться могут бензин, керосин и т д. Взрыв - это передача тепла от слоя к слою ударной волной.

Горючие в-ва, применяющиеся в производстве, по агрегатному состоянию подразделяются на: газообразные (абс. давление паров при 50 °С>=300 кПа); жидкие (температура плавления не более 50 °С); твердые (> 50 °С); пыли (размер частиц < 850 мкм). Пожаро и взрывоопасность в-ва определяются группой горючести; температурой вспышки; температурой самовоспламенения; min энергией зажигания; нижним и верхним концентрационными и температурными пределами воспламенения; давлением взрыва; дисперсностью; летучестью и т д.

По горючести в-ва подразделяются на три группы: негорючие - это в-ва, неспособные гореть в воздухе нормального состава при температуре до 900 °С; трудногорючие - это в-ва, которые могут загораться под действием источника зажигания в воздухе нормального состава, но не способные к самостоятельному горению; горючие - в-ва, способные загораться от источника зажигания в воздухе нормального состава и продолжающие гореть после его удаления. В свою очередь горючие в-ва делятся на: легковоспламеняющиеся - от краткого воздействия источника зажигания с низкой энергией - спички, искры; средней воспламеняемости - воспламеняются от длительного воздействия источника зажигания с низкой энергией; трудновоспламеняющиеся - только под действием мощного источника зажигания. Понятие легкой воспламеняемости относится прежде всего к горючим жидкостям с температурой вспышки не более 61 °С.

Min энергия зажигания - это энергия искры, эл разряда или статического эл-ва, достаточная для воспламенения легковоспламеняемой газо-, паро- или пылевоздушной смеси. Основными показателями пожаро- и взрывоопасности горючих газов явл нижний и верхний концентрационные пределы воспламенения горючих газов НПВ и ВПВ, а также нижний и верхний температурные пределы воспламенения НТПВ и ВТПВ. Концентрационные пределы выражаются в объемных долях (%) или массовых концентрациях (мг/м3). Наиболее взрывоопасные пыли с НПВ до 15 г/м3 (мучная, каменноугольная, хлопковая. Наиболее пожароопасные пыли с температурой воспламенения до 250 °С (каменноугольная). Температурные пределы (НТПВ и ВТПВ) - это такие температуры в-в, при которых их насыщенные пары образуют концентрации ...

Здание считается правильно спроектированным, если наряду с решением функциональных, прочностных, санитарных и др. технических и экономических требований, обеспечены условия пожарной безопасности. В соответствии со СНИП 11.0-011-02-85 все строительные материалы по возгораемости делятся на три группы: несгораемые - которые под действием огня или высоких температур не возгораются и не обугливаются (металлы и минеральные материалы); трудносгораемые - которые способны возгораться и гореть только при постоянном воздействии постороннего источника зажигания (древесина с пропиткой антипиринами); сгораемые - способные гореть самостоятельно после удаления источника зажигания. Возгораемость строительных конструкций определяется материалами, из которых они построены.

Кроме того, они нагреваются до высоких температур, прогорают и получают трещины, по которым пожар распространяется в другие помещения. Способность сопротивляться воздействию пожара в течении определенного времени при сохранении эксплуатационных характеристик называется огнестойкостью, характеризуется пределом огнестойкости – временем в часах от начала испытания по стандартному температурному режиму до возникновения одного из следующих признаков: образование трещин или отверстий, сквозь которые проникают продукты горения; потеря несущей способности и повышение температуры поверхности >140О С. Здания и сооружения по огнестойкости делят на 5 степеней:

    • Предел огнестойкости стен не менее 2,5 ч; лестничных площадок – не менее 1 ч, и перегородок – не менее 0,5 ч.
    • Предел огнестойкости стен не менее 2 ч; лестничных площадок – не менее 1 ч, и перегородок – не менее 0,25 ч.
  • Пределы огнестойкости не нормируются.
  • Повысить огнестойкость можно облицовкой и штукатуркой металлических конструкций. Дерево пропитывается огнестойкой пропиткой, штукатурным раствором.
  • Категории помещений и зданий по взрыво- и пожароопасности.
  • В зависимости от характеристик используемых веществ и их количества производственные здания и склады по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на категории А, Б, В, Г, Д, Е.
  • Категория А — взрывоопасное производство — это производство имеющее горючие газы с нижним концентрационным пределом воспламенения (НВП) в воздухе – 10% и менее; жидкости с температурой воспламенения до 28 О С включительно. При этом газы и жидкости могут образовывать взрывоопасные смеси в объеме > 5% объема воздуха в помещении, а также вещества способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом. Это производства с применением Na, K, ацетона, водорода, эфиров и спиртов; окрасочные цеха и объекты со сжиженными газами.
  • Категория Б — взрывопожароопасные производства — это производства связанные с применением горючих газов, НВП которых более 10% к объему воздуха; жидкостей, нагретых в условиях производства до температуры вспышки и выше; горючих пылей и волокон, НВП которых 65 гр./м3 и менее, при условии что эти газы, жидкости и пыли могут образовывать взрывоопасные смеси в объеме >5% объема помещения. Это насосные станции жидкостей, аммиачное производство и др.
  • Категория В — пожароопасное производство, связанное с применением жидкостей с температурой вспышки >61О С; горючих пылей и волокон, НВП которых >65 гр./м3 к объему воздуха; а также вещей способных только гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом; твердых сгораемых веществ и материалов. Это производства по переработке древесины, торфа, угля, пластмасс и резины; склады ГСМ.
  • Категория Г — это производства связанные с обработкой несгораемых веществ и материалов в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, сопровождающейся выделением лучистого тепла, искр и пламени; твердых, жидких и газообразных веществ, сжигаемых в качестве топлива. Это цеха термообработки металла, литейное производство.
  • Категория Д — это производства, связанные с обработкой несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии. Холодная обработка металла.
  • Категория Е — это взрывоопасное производство, связанное с применением горючих газов без жидкой фазы и взрывоопасных пылей в таком количестве, что они могут образовывать взрывоопасные смеси, превышающие 5% объема помещений, где по условиям производства возможен только взрыв (без последующего горения), а также веществ способных взрываться (без горения) при взаимодействии с водой, воздухом или друг с другом. Это участки электролиза воды, зарядки и разрядки щелочных аккумуляторов.
  • Согласно ПУЭ установлена классификация взрыво- и пожароопасных зон:
  • пожароопасная зона — это пространство внутри и вне помещений, внутри которого постоянно или периодически образуются горючие вещества и в котором они могут находится при нормальном техпроцессе или в нарушение его;
  • взрывоопасная зона — зона в помещении в пределах 5м по горизонтали и вертикали, в которой возможно выделение горючих газов, легко воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), если объем взрывоопасной смеси не более 5% свободного пространства.
  • Причины возникновения пожара бывают электрического и неэлектрического характера.
  • Причины неэлектрического характера:

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"