Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

Содержание

1.Значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на современном этапе. Связь с другими дисциплинами.
2.Министерство чрезвычайных ситуаций: функции, структура, задачи.
3.Нормативно-правовая база защиты населения при чрезвычайных ситуациях.
4.Вооруженные Силы Российской Федерации- основа обороны страны.
5.Здоровье человека и здоровый образ жизни.
6.Практические задания.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ БЖД.docx

— 79.30 Кб (Скачать файл)

• обеспечение реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов в целях снижения количества пожаров и существенного уменьшения числа погибших и пострадавших.

3.Нормативно-правовая база  защиты населения при чрезвычайных  ситуациях.

К настоящему моменту  многие страны пришли к выводу, что  для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к  решению вопросов предотвращения катастроф  и ликвидации их последствий на государственном  уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан  на охрану здоровья, благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения  нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

На современном  этапе основной целью государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных  критериев приемлемого риска.

Разработка и  реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих  законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых  программ, научно–технических программ, планов развития и совершенствования  РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением  комплекса мер организационного, инженерно–технического, экономического и административного характера.

Роль государства  в обеспечении безопасности своих  граждан от природных, техногенных  и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы  соответствующих организационных  структур. В России на всех уровнях  сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству  также в создании специальных  сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно–технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно–технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Важное место  в государственной политике отводится  нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных  документов.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые  нормы в области защиты граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального  назначения, а также природной  среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом  РФ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон  РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и  организацию защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в  других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли  отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной  доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской  обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое  количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная  правовая база в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, в  которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

 

4.Вооруженные  Силы  Российской Федерации- основа обороны страны.

 1. Правовые основы обороны страны. 
  Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается на Конституции России и включает в себя Закон РФ «Об обороне», а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью, воинской обязанностью и воинской службой, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией. 
Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве определены в основном законе - Конституции РФ. В ее нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3). 
  В ст. 59 Конституции РФ установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этой статьи подчеркивается, что гражданин несет службу в соответствии с федеральным законом. 
  На основании данных положений Конституции разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются задачи государственных органов, регламентируются общественные отношения по вопросам обороны и военного строительства (эти документы объединяются понятием «оборонное законодательство», «пакет военных законов»). 
  Базовым правовым актом, на основе которого разработано и принято все военное законодательство, является Закон РФ «Об обороне». Он определяет основы и организацию обороны страны, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов Федерации, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны. Под обороной данный федеральный закон понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. 
  В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются также Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска РФ, Войска гражданской обороны. Федеральный закон «Об обороне» определяет задачи, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации. 
Вооруженные Силы России предназначены: 
· для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации; 
· для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России; 
· для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 
Часть вооруженных сил может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под командованием в соответствии с международными договорами. 
  Федеральным законом «Об обороне» определены: 
· основы руководства и управления вооруженными силами; 
· понятия и порядок введения состояния войны, военного положения, мобилизации. 
Правовую основу обороны страны составляет также ряд других законов, основными из которых являются: 
· Федеральный закон «О статусе военнослужащих», определяющий в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; 
· Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества; 
· Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан РФ в этой области. 
  Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и директивами министра обороны РФ. 
Непосредственная регламентация жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации содержится в общевоинских уставах, имеющих силу закона, а также в специальных уставах и наставлениях и иных правовых документах.

  2. Назначение и задачи Вооруженных Сил РФ. 
Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» подписан Президентом РФ 7 мая 1992 г. 
  Вооруженные Силы России предназначены для защиты государства от нападений извне, а также совместно с другими войсками обеспечивают недопущение противоправной деятельности организаций, нацеленной на дестабилизацию обстановки в стране. 
  Российская Федерация считает правомерным применение вооруженных сил и других войск для отражения и пресечения агрессии против Российской Федерации и ее союзников. Вооруженные силы и другие войска могут применяться также для локализации и нейтрализации антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающего суверенитету, территориальной целостности и государственному единству Российской Федерации, выполнения задач при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и международными обязательствами. 
Цели применения вооруженных сил и других войск 
· В обычной мировой (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств). Для защиты независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражения и, пресечения агрессии, нанесения поражения агрессору, принуждения его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников. 
· В ядерной войне, если не удалось сдержать агрессора. Для предотвращения эскалации обычной мировой или региональной войны: гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки. 
Российская Федерация рассматривает ядерное оружие как единственный фактор сдерживания от агрессии, обеспечения военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира. 
Российская Федерация не применит ядерное оружие против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае вторжения или любого другого нападения на РФ, ее территорию, ее вооруженные силы или другие войска, ее союзников, или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемые или поддерживаемые таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием. 
  Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников. 
· В локальных войнах и в вооруженных конфликтах. Для локализации очага напряженности, нейтрализации агрессора на возможно более ранней стадии, предотвращения эскалации военных действий, создания предпосылок для прекращения войны (принуждения к ее прекращению), урегулирования конфликта на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников. 
· Во внутренних вооруженных конфликтах. Для разгрома и ликвидации незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности и стабильности, оказания необходимой помощи населению и создания условий для полномасштабного урегулирования на основе Конституции РФ и действующего законодательства Российской Федерации. 
Основные формы применения вооруженных сил и других войск: 
а) стратегические операции, операции и боевые действия - в мировой и региональных войнах; 
б) операции и боевые действия - в локальных войнах и вооруженных конфликтах; 
в) операции по поддержанию мира. 
Задачи вооруженных сил и других войск. 
По обеспечению военной безопасности: 
· эффективное и твердое руководство штабами и войсками (силами); 
· своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников; 
· поддержание состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, средств и сил, обеспечивающих и функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки; 
· поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения в мирное время на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба; 
· содержание вооружения и военной (специальной) техники и запасов материальных средств в готовности к боевому применению; 
· выполнение задач боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами; 
· полное и качественное выполнение планов и программ оперативной, боевой и Мобилизационной подготовки, воспитания войск (сил); 
· обеспечение готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение; 
· охрана государственной границы; 
· создание и поддержание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации в территориальном море и исключительной экономической зоне, а также в удаленных районах Мирового океана; 
· охрана важных государственных объектов; 
· предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов; 
· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; 
· организация гражданской и территориальной обороны; 
· обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций; 
· обеспечение информационной безопасности. 
  По отражению вооруженного нападения (агрессии), частичное или полное стратегическое развертывание: 
· введение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях; 
· поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания; 
· локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов; 
· поддержание режима военного (чрезвычайного) положения; 
· защита населения, объектов экономики инфраструктуры от воздействия средств поражения противника; 
· выполнение союзнических обязательств. 
Во внутренних вооруженных конфликтах: 
· разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций; 
· восстановление законности и правопорядка; 
· обеспечение общественной безопасности и стабильности; 
· поддержание правового режима чрезвычайного положения в районах конфликта; 
· локализация и блокирование района конфликта; 
· пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон; 
· проведение мероприятий по разоружению (изъятию оружия) населения в районах конфликта; 
· усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта. 
  Силы и средства вооруженных сил и других войск Российской Федерации могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти и местного самоуправления, населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Для решения стоящих перед ВС и другими войсками задач создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации, а также за пределами ее территории в составе совместных или российских группировок и отдельных баз (объектов).

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"