В мирное время гражданская
оборона выполняет задачи по созданию
органов управления, подготовке сил,
обучению населения, поддержанию в готовности
средств защиты, планомерному накоплению
ресурсов, необходимых для выполнения
положенных мероприятий, созданию условий
для оперативного развертывания системы
защитных мероприятий, сил и средств в
угрожаемый период, проведению комплекса
подготовительных мер, направленных на
сохранение объектов, существенно необходимых
для устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время.
В случае чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера федерального и регионального
уровня, а также при террористических
актах силы и ресурсы гражданской
обороны могут привлекаться для
выполнения мероприятий по их
предотвращению и ликвидации.
В период нарастания
военной угрозы (в угрожаемый период)
до объявления мобилизации главной задачей
гражданской обороны является выполнение
комплекса запланированных мероприятий,
направленных на повышение готовности
органов управления, сил гражданской обороны,
а также организаций – исполнителей мобилизационных
заданий и создаваемых на период военного
времени специальных формирований к переводу
на организацию и состав военного времени,
а федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций
– к переходу на работу в условиях военного
времени.
В военное время
гражданская оборона проводит
комплекс мероприятий, обеспечивающих
максимальное сохранение жизни
и здоровья населения, материальных
и культурных ценностей, повышение
устойчивости экономики в условиях
применения противником современных
и перспективных средств вооруженной
борьбы, в том числе и оружия
массового поражения.
Организационную
основу гражданской обороны составляют
органы управления, силы и средства
гражданской обороны различных
органов власти, местных административно–территориальных
образований и организаций (предприятий,
учреждений).
Планирование
и проведение мероприятий гражданской
обороны осуществляется всеми
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации, органами местного
самоуправления и организациями
независимо от их организационно–правовых
форм и форм собственности.
Руководство гражданской
обороной Российской Федерации
осуществляет Правительство РФ.
Руководство гражданской обороной
в федеральных органах исполнительной
власти и организациях осуществляют
их руководители. Руководство гражданской
обороной на территориях субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований осуществляют соответственно
главы органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и руководители органов
местного самоуправления. Руководители
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и организаций несут
персональную ответственность за
организацию и проведение мероприятий
по гражданской обороне и защите
населения.
Повседневное
управление гражданской обороной
осуществляют органы, уполномоченные
на решение задач в области
гражданской обороны.
Возглавляет систему
органов, осуществляющих управление
гражданской обороной МЧС России,
которое создает территориальные
органы – региональные центры
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям, ликвидации
последствий стихийных бедствий
и органы, уполномоченные решать
задачи гражданской обороны и
задачи по предупреждению и
ликвидации ЧС в субъектах
Российской Федерации.
В федеральных органах
исполнительной власти для планирования,
организации и контроля выполнения мероприятий
гражданской обороны по решению их руководителей
создаются за счет установленной численности
и фонда заработной платы штатные структурные
подразделения (управления, отделы, секторы,
группы), специально уполномоченные на
решение задач в области гражданской обороны.
В организациях управление гражданской
обороной осуществляют структурные подразделения
или работники, специально уполномоченные
на решение этих задач. Они создаются (назначаются)
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Их количество в
зависимости от численности работников
организации указано в таблице 2.
В организациях,
не отнесенных к категориям
по гражданской обороне, с количеством
работников свыше 200 человек назначается
один освобожденный работник
по гражданской обороне, а в
организациях с количеством работников
менее 200 человек работа по
гражданской обороне выполняется
одним из сотрудников по совместительству.
Таблица 2
Количество освобожденных
работников, специально уполномоченных
на решение задач в области
гражданской обороны, в организациях,
отнесенных к категориям по
гражданской обороне.
Силы гражданской
обороны включают в себя воинские
формирования, специально предназначенные
для решения задач в области
гражданской обороны. Они организационно
объединены в войска гражданской
обороны. Для решения задач
гражданской обороны привлекаются
также Вооруженные Силы Российской
Федерации, другие войска и
воинские формирования, а также
аварийно–спасательные службы и аварийно–спасательные
формирования.
Войска гражданской
обороны организационно состоят
из спасательных центров, спасательных
и учебных бригад, отдельных механизированных
полков, вертолетных отрядов и
некоторых других частей и
подразделений. Управление войсками
осуществляет министр МЧС России.
Важной составляющей
гражданской обороны являются нештатные
аварийно-спасательные формирования (НАСФ),
которые создаются в организациях, имеющих
и эксплуатирующих потенциально опасные
производственные объекты, а также имеющих
важное оборонное и экономическое значение
или представляющих высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций
НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом
для защиты населения, материальных и
культурных ценностей от опасностей и
предназначены для выполнения основного
объема аварийно-спасательных работ и
других мероприятий гражданской обороны.
Эти формирования могут иметь разную специализацию:
спасательные, медицинские, противопожарные,
инженерные, аварийно-технические, автомобильные,
разведки, радиационного и химического
наблюдения, радиационной и химической
защиты, связи, механизации работ, охраны
общественного порядка, питания, торговли
и др.
В состав формирований
входят: сводные отряды, команды и группы;
спасательные отряды, команды и группы;
отряды и команды механизации работ; команды,
группы и звенья разведки и связи; медицинские
отряды, бригады, дружины, группы, звенья,
подвижные госпитали, санитарные посты;
аварийно-технические команды и группы;
автомобильные и автосанитарные колонны;
команды и группы охраны общественного
порядка и др.
Большая часть
аварийно–спасательных формирований
представляет собой спасательные службы
гражданской обороны, подготовленные
для проведения специальных мероприятий,
требующих высокой технической оснащенности
и высокопрофессиональной подготовки
личного состава. Руководство службами
осуществляют начальники, которых
назначает своим приказом руководитель
объекта.
Начальники служб
участвуют в разработке плана
гражданской обороны объекта
и самостоятельно разрабатывают
положенные документы. На них
возлагается поддержание в постоянной
готовности сил и средств и
своевременное обеспечение подчиненных
формирований специальным имуществом
и техникой.
Служба оповещения
и связи создается на базе
узла связи объекта. На нее
возлагается организация связи
и своевременного оповещения
руководящего состава, персонала
объекта и населения, проживающего
вблизи объекта, об угрозе чрезвычайной
ситуации.
Медицинская служба
организуется на базе медицинского
подразделения (здравпункта, поликлиники).
Служба обеспечивает комплектование,
обучение и поддержание в готовности
медицинских формирований, накопление
запасов медицинского имущества
и медицинских средств индивидуальной
защиты, проводит медицинскую разведку
и санитарно–эпидемиологическое наблюдение,
оказывает медицинскую помощь пострадавшим
и эвакуирует их в лечебные учреждения,
осуществляет медицинское обслуживание
работников объектов экономики и членов
их семей в местах рассредоточения и эвакуации.
Служба радиационной,
химической и биологической
защиты
разрабатывает и осуществляет
мероприятия по защите персонала и населения
от воздействия радиоактивных, химических
и биологических веществ, организует
подготовку соответствующих формирований,
обеспечивает контроль за облучением
и заражением персонала, а также за состоянием
средств индивидуальной защиты и специальной
техники, проводит радиационную и химическую
разведку и мероприятия по ликвидации
очагов радиоактивного загрязнения и
химического заражения.
Служба охраны
общественного порядка создается
на базе подразделений ведомственной
охраны. Она обеспечивает охрану
объекта, поддержание общественного
порядка во время проведения
аварийно–спа-сательных и других неотложных
работ, контролирует режим соблюдения
светомаскировки.
Служба энергоснабжения
и светомаскировки формируется
на базе отдела главного энергетика.
Она обеспечивает бесперебойную
подачу газа, топлива, электроэнергии
на объект, проводит мероприятия
по светомаскировке и первоочередные
восстановительные работы на
энергосетях.
Аварийно-техническая
служба организуется на базе
отдела главного механика (производственного,
технического). Она осуществляет
мероприятия по защите уникального
оборудования, повышению устойчивости
основных сооружений, специальных
инженерных сетей и коммуникаций,
проводит работы по локализации
и ликвидации аварий на коммуникациях
и сооружениях объекта.
Служба убежищ
и укрытий создается на базе
отдела капитального строительства
(жилищно-коммунального отдела, строительного
цеха). Она обеспечивает готовность
убежищ и укрытий, контроль за
правильностью их эксплуатации, организует
строительство защитных сооружений гражданской
обороны, проведение аварийно–спасательных
и других неотложных работ при вскрытии
заваленных убежищ и укрытий.
Транспортная
служба формируется на базе
транспортного отдела (гаража). Она
осуществляет мероприятия по
обеспечению перевозок, по рассредоточению
работников объектов экономики
и доставке их к месту работы,
организует подвоз необходимых
сил и средств к очагам поражения,
перевозит пострадавших в лечебные
учреждения, проводит работы по
обеззараживанию транспорта.
Служба материально-технического
обеспечения организуется на
базе отдела материально-технического
снабжения. Она осуществляет снабжение
формирований специальной техникой,
имуществом и продовольствием,
организует хранение, учет и ремонт
техники и имущества, а также
их подвоз к местам проведения
работ, обеспечивает предметами
первой необходимости персонал
объекта на предприятии и в
местах рассредоточения.
На небольших
предприятиях службы гражданской
обороны обычно не создаются,
а их функции выполняют структурные
органы управления этих объектов.
Организации при
подготовке к ведению гражданской
обороны в пределах своих полномочий
и в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации проводят
следующую работу: • планирование
и организация проведения мероприятий
по гражданской обороне; • проведение
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования учреждения (предприятия)
в военное время; • обучение работников
способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий; • создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности к использованию
локальных систем оповещения; • создание
и содержание запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств, необходимых для ведения гражданской
обороны.
Ведение гражданской
обороны на территории Российской
Федерации или в отдельных
ее местностях начинается с
момента объявления состояния
войны, фактического начала военных
действий или введения Президентом
Российской Федерации военного
положения.
Для организации
выполнения основных задач
гражданской обороны из числа
заместителей руководителя организации
назначаются ответственные лица.
Для проведения
рассредоточения и эвакуации
обычно назначается заместитель
руководителя объекта по общим
вопросам. Являясь председателем
эвакуационной комиссии, он разрабатывает
план эвакуации и рассредоточения,
организует подготовку мест в
загородной зоне, эвакуацию персонала
и доставку рабочей силы к
месту работы, а также руководит
службой охраны общественного
порядка.
Главный инженер
предприятия руководит разработкой
мероприятий по переводу объекта
на особый режим работы, организует
выполнение мероприятий по повышению
устойчивости работы предприятия
в мирное время, при угрозе
нападения и в военное время,
непосредственно руководит службами
(аварийно-технической, противопожарной,
убежищ и укрытий), а также осуществляет
техническое обеспечение аварийно–спасательных
и других неотложных работ.
Заместитель (помощник)
руководителя объекта по материально–техническому
обеспечению организует накопление
и хранение специального имущества,
техники, инструмента, средств
защиты и транспорта. На него
возлагается материально-техническое
обеспечение работ по строительству
защитных сооружений гражданской
обороны, а также спасательных
и других неотложных работ.
При угрозе нападения противника
он осуществляет рассредоточение
запасов сырья, продовольствия
и уникального оборудования.