Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Содержание

1 (1). БЖД – как наука. Определение, цели, структура и задачи.
2(10). Негативные факторы производственной среды. Классификация, виды, источники.
3(16). Защита от электромагнитных, ионизирующих и радиоактивных излучений.
4(22). Виды ущербов в результате ЧС. Расчет ущербов.
5(48). Организация и проведение эвакуации.
6(51). Задача.

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД как наука Определение цели структура и задачи.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1 (1). БЖД – как наука. Определение, цели, структура и задачи.

2(10). Негативные факторы производственной среды. Классификация, виды, источники.

3(16). Защита от электромагнитных, ионизирующих и радиоактивных излучений.

    4(22). Виды ущербов в результате ЧС. Расчет ущербов.

    5(48). Организация и проведение эвакуации.

    6(51). Задача. 

    Ответы.

    Теоретическая часть: 

  1. БЖД – как наука. Определение, цели, структура и  задачи.

БЖД –  наука о нормированном, комфортном  и  безопасном  взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит  в  обеспечении  нормальных  (комфортных) условий деятельности людей в  их жизни, в защите человека и  окружающей  его среды  (производственной,  природной,  городской,  жилой)   от   воздействия вредных  факторов,  превышающих  нормативно-допустимые  уровни.  Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт  предпосылки  для высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению  жизни

и здоровья людей за счет  снижения  травматизма  и  заболеваемости.  Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих  явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая   формула   БЖД   –   предупреждение   и   упреждение потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы  обеспечения безопасного

взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от  опасностей

в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая  деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2.  Для   каждого   вида   деятельности   существуют   комфортные   условия, способствующие её максимальной эффективности.

3.  Все   естественные  процессы,  антропогенная   деятельность   и   объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или  к длительному негативному воздействию на человека  и  среду  его  обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4.  Остаточный  риск   является   первопричиной   потенциальных   негативных воздействий на человека и биосферу.

5.  Безопасность  реальна,  если  негативные  воздействия   на  человека   не превышают   предельно  допустимых  значений  с  учетом  их   комплексного воздействия.

6.  Экологичность   реальна,  если  негативные  воздействия   на  биосферу  не превышают   предельно  допустимых  значений  с  учетом  их   комплексного воздействия.

7. Допустимые  значения  техногенных  негативных  воздействий  обеспечивается соблюдением  требований  экологичности  и  безопасности   к   техническим системам,  технологиям,   а   также   применениям   систем   экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8.  Системы   экобиозащиты  на  технических   объектах  и  в   технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Безопасность жизнедеятельности - область научно-практической деятельности, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека, среды его обитания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и методов, создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.

Структура безопасности жизнедеятельности: безопасность всех народов (глобальная или международная); безопасность региона (региональная); безопасность нации (национальная); бытовая безопасность (безопасность существования человека); безопасность животного и растительного мира.

Основная  цель  безопасности  жизнедеятельности  как  науки  -  защита человека  в  техносфере   от   негативных   воздействий   антропогенного   и естественного    происхождения    и    достижение     комфортных     условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний  и умений, направленных на  уменьшение  в  техносфере  физических,  химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых  значений.  Это  и определяет  совокупность   знаний,   входящих   в   науку   о   безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

       -   идентификация   (распознавание   и   количественная   оценка) негативных воздействий среды обитания;

       -   защита от опасностей  или предупреждение  воздействия   тех  или иных негативных факторов на человека;

       -   ликвидация  отрицательных   последствий  воздействия  опасных и вредных факторов;

       -   создание  нормального,  то  есть  комфортного  состояния   среды обитания человека.

    Основные   функции   БЖД    -   обеспечить   безопасность   труда    и

жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

   - описание жизненного пространства;

  - формирование требований безопасности  к источникам  негативных факторов      – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого  риска  и  т.д.;

   -  организацию   мониторинга   состояния   среды   обитания    и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

   - разработку и использование средств биозащиты;

   - реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

  - обучение населения основам БЖД,  подготовку  специалистов  всех уровней и форм деятельности.

    

Практическое  значение данной дисциплины  исходит  из  целей  и  задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное  практическое  значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. Наука БЖД исследует  мир  опасностей,  действующих  в  среде  обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека  от  опасностей.  В современном  понимании  наука  о  БЖД  изучает  опасности  производственной, бытовой и городской среды как в  условиях  повседневной  жизни,  так  и  при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения. Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить  знания  в области  анатомо-физиологических  свойств  человека  и   его   реакциях   на воздействие негативных факторов; комплексного представления  об  источниках, количестве и значимости травмирующих  и  вредных  факторов  среды  обитания; принципов и методов  качественного  и  количественного  анализа  опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности;  подойти к разработке и применению средств защиты  в  негативных  ситуациях  с  общих позиций.  
 

2. Негативные факторы производственной среды. Классификация, виды, источники.

Производственная  среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией  негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламонтированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.  

 Травмирующие  и вредные факторы подразделяют  на физические, химические, биологические и психофизиологические. Физические факторы –движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепи и другие; химические –вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющие на его репродуктивную функцию; биологические–патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности, а также животные и растения; психофизиологические–физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). 

 Травмирующие  и вредные факторы производственной  среды, характерные для большинства  современных производств, приведены  в таблице 1. 

  Таблица 1. Негативные факторы производственной среды

Группа  факторов Факторы Источники и  зоны действия факторов
Физические Запыленность  воздуха рабочей зоны Зоны переработки  сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т п.
Вибрации:

общие

 
Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины
локальные Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин
Акустические колебания:
инфразвук Зоны около  виброплощадок, мощных двигателей внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем
шум Зоны около  технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов, транспортных средств, энергетических машин
Физические Статическое электричество Зоны около  ультразвуковых генераторов, дефектоскопов: ванны для ультразвуковой обработки
Электромагнитные  поля и излучения Зоны около  линий электропередач, установок ТВЧ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов
Инфракрасная  радиация Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени
Лазерное  излучение Лазеры, отраженное лазерное излучение
Ультрафиолетовая  радиация Зоны сварки, плазменной обработки
Ионизирующие  излучения Ядерное топливо, источники излучений, применяемые в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях
Электрический ток Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом и т д
Движущиеся  машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающихся конструкций и т.п. Зоны движения наземного транспорта, конвейеров, подземных механизмов, подвижных частей станков, инструмента, передач Зоны около систем повышенного давления, емкостей со сжатыми газами, трубопроводов, пневмо-гидроустановок
Высота, падающие предметы  
 Строительные  и монтажные работы, обслуживание машин и установок
Острые  кромки Режущий и колющий  инструмент, заусенцы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов
Повышенная  или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов Паропроводы, газоводы, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы
 
Химические
Загазованность  рабочей зоны Утечки токсичных  газов и паров из негерметичного оборудования, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей
Запыленность  рабочей зоны Сварка и  плазменная обработка материалов с содержанием Cr2O3, MnO, пересыпка и транспортирование дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий
Химические Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки Гальваническое производство, заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей)
Попадание ядов в же-лудочно-кишечный тракт Ошибки при  применении жидкостей, умышленные действия
Биологические Смазочно-охлаждающие  жидкости (СОЖ) Обработка материалов с применением эмульсолов
Психофизиологические Физические  перегрузки:
статические Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе
динамические Подъем и  перенос тяжестей, ручной труд
нервно-психические  перегрузки:
умственное  перенапряжение Труд научных  работников, преподавателей, студентов
перенапряжение  анализаторов Операторы технических  систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями
монотонность  труда Наблюдение  за производственным процессом
эмоциональные перегрузки Работа авиадиспетчеров, творческих работников
 

Примечание. В тех случаях, когда в рабочей  зоне не обеспечены комфортные условия  труда, источником физических вредных факторов могут быть повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное или пониженное атмосферное давление, повышенные влажность и скорость движения воздуха, неправильная организация освещения (недостаточная освещенность, повышенная яркость, пониженная контрастность, блесткость, повышенная пульсация светового потока). Вредные воздействия возникают также при недостатке кислорода в воздухе рабочей зоны. 

Конкретные  производственные условия характеризуются  совокупностью негативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и риску проявления травмирующих факторов.

К особо опасным работам на промышленных предприятиях относят:

– монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг;

– транспортирование  баллонов со сжатыми газами, кислот, щелочных металлов и других опасных веществ;

– ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте более 1,5 м с применением приспособлений (лестниц, стремянок и т. п.), а также работы на крыше;

– земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;

– работы в колодцах, тоннелях, траншеях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, бункерах, шахтах и камерах;

– монтаж, демонтаж и ремонт грузоподъемных кранов и подкрановых путей; такелажные работы по перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов при отсутствии подъемных кранов;

– гидравлические и пневматические испытания сосудов и изделий;

– чистка и ремонт коллов, газоходов, циклонов и другого оборудования котельных установок, а также ряд других работ. 

Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. На рис. 2.2 показаны статистические данные (А.В. Невский) о травматизме у строителей в зависимости от их трудового стажа. Характер изменения травматизма в начале трудовой деятельности I обусловлен отсутствием достаточных знаний и навыков безопасной работы в первые трудовые дни и последующим приобретением этих навыков. Рост уровня травматизма при стаже 2...7 лет (II) объясняется во многом небрежностью, халатностью и сознательным нарушением требований безопасности этой категорией работающих. При стаже 7...21 г. динамика травматизма (III) определяется приобретением профессиональных навыков, осмотрительностью, правильным отношением работающих к требованиям безопасности. Для зоны II характерно некоторое повышение травматизма, как правило, обусловленное ухудшением психофизического состояния работающих.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"