Контрольная работ по "Безопасности жизнидеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Ответы на вопросы по по "Безопасности жизнидеятельности".

Содержание

Вопросы:
1.Методы количественного анализа опасностей. Численный анализ риска; понятие абсолютного и допустимого риска, концепция приемлемого риска
2. Классификация основных форм труда и энергетические затраты при различных формах деятельности
3. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды - системы рецепторов, рефлекторная дуга
4.Шум: определение классификация, основные физические характеристики, уровни звукового давления и звуковой интенсивности, влияние шума, его отдельных диапазонов частот (инфразвука, ультразвука) на организм человека
5.Искусственное производственное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров; цветовое оформление помещений
6.Источники загрязнения атмосферы, классификация основных загрязняющих веществ, нормирование выбросов, методы очистки
7.Организация пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях
8.Экспертиза и контроль экологичности и безопасности
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы:

  1. Методы количественного анализа опасностей. Численный анализ риска; понятие абсолютного и допустимого риска, концепция приемлемого риска……………………………………………………………………………3

  1. Классификация основных форм труда и энергетические затраты при различных формах деятельности……………………………………………..5

  1. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды  - системы рецепторов, рефлекторная дуга……………………………………………….7

  1. Шум: определение классификация, основные физические характеристики, уровни звукового давления и звуковой интенсивности, влияние шума, его отдельных диапазонов частот (инфразвука, ультразвука) на организм человека………………………………………………………………………..10

  1. Искусственное производственное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров; цветовое оформление помещений………………………………………………………14

  1. Источники загрязнения атмосферы, классификация основных загрязняющих веществ, нормирование выбросов, методы очистки……...............................16

  1. Организация пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях……………………………………………………………………18

  1. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности……………………..20

Библиографический список……………………………………………………..23

Вопрос 1. Методы количественного анализа  опасностей. Численный анализ риска; понятие абсолютного и допустимого риска, концепция приемлемого риска.

Количественные методы анализа эффективны при сравнении  сопоставимых опасностей системы в  конкретном интервале времени. Недостаточная  эффективность в других случаях  объясняется тем, что неизвестно будущее состояние системы. Однако это не исключает количественных методов для оценки и прогнозирования состояния системы.

Применение количественных методов анализа требует в  первую очередь выбора группы критериев  или отдельного критерия, определенного  как мера для сравнения количественных показателей исследуемой операции в отношении затрачиваемых усилий и получаемых результатов

Количественный анализ возможен на основе методов объективного измерения и прогнозирования  последствий опасности.

При проведении количественного анализа необходимо оценивать полноту и достоверность исходных данных, адекватность и точность используемых схем, обоснованность принимаемых допущений и зависимость от них получаемых рекомендаций и выводов.

По результатам количественного  анализа могут быть проведены корректирование перечня возможных отказов и ранжирование причин отказов систем. В перечень вводятся критические виды отказов, которые имеют наибольшую вероятность появления, а также отказы, анализ которых затруднен.

Численный анализ риска

Численный анализ риска  при техногенном воздействии.

Риск в широком смысле слова - это вероятность экономического или финансового проигрыша, физического повреждения или причинения вреда в той либо форме из-за наличия неопределенности, связанной с желанием осуществить определенный вид действий.

Следует различать риск при наличии источника опасности  и риск при наличии источника, оказывающего вредное воздействие  на здоровье. Источник опасности потенциально обладает повреждающими факторами, которые воздействуют на организм, собственность или окружающую среду в течение относительно короткого отрезка времени. Что касается источника, характеризующегося вредными факторами, то принято считать, что он воздействует на объект в течение достаточно длительного времени.

Для оценки риска при  техногенном воздействии используют различные математические формулировки, выбор которых зависит от имеющейся  информации.

При угрозе собственности  ущерб и риск чаще всего измеряют в денежном выражении. Однако если можно  принять, что ущерб при авариях будет одним и тем же, то определение рисков и дальнейшее их сравнение можно проводить, пользуясь вероятностями. В частности, если ущерб трудно рассчитать, то за величину риска принимают вероятность превышения предела.

При угрозе здоровью ущерб в денежном выражении можно оценить только частично в виде расходов на оплату листков нетрудоспособности и подмену персонала.

Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют следующие риски: динамические и статистические; абсолютные и относительные. По степени риска выделяют: допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск- это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом.

 В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Концепция приемлемого (допустимого) риска.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Восприятие риска и  опасности общественностью субъективно.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты  и представляет собой некоторый  компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Максимально  приемлемым уровнем индивидуального  риска гибели обычно считается величина 10-6 в год (В некоторых странах, например в Голландии). Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.

Максимально приемлемым риском для экосистем считается  тот при котором может пострадать не более 5% видов биогеоценоза.

В нашей стране приемлемый риск, на 2-3 порядка “строже” фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека.

Вопрос 2. Классификация  основных форм труда и энергетические затраты при различных формах деятельности.

Характер и организация  трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального  состояния организма человека. Многообразные  формы трудовой деятельности делятся  на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную си-стему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.

 Умственный труд  объединяет работы, связанные с  приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения  сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов  мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипо-кинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности, механизированные формы труда, формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповые формы труда (конвейеры), формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.

 Наиболее сложная  форма трудовой деятельности, требующая  значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) –11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5...15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), –16,3...18 МДж.

 Уровень энергозатрат  может служить критерием тяжести  и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

 Тяжесть и напряженность  труда характеризуются степенью  функционального напряжения организма.  Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,–при физическом труде, и эмоциональным –при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

 Физическая тяжесть  труда – это нагрузка на  организм при труде, требующая  преимущественно мышечных усилий  и соответствующего энергетического  обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Напряженность труда  характеризуется эмоциональной  нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175–средней тяжести; свыше 176– тяжелая работа.

Вопрос 3. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды  - системы рецепторов, рефлекторная дуга.

Человеку необходимы постоянные сведения о состоянии  и изменении внешней среды, переработка этой информации и составление программ жизнеобеспечения. Возможность получать информацию об окружающей среде, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды обеспечиваются анализаторами (сенсорными системами). Они представляют собой системы ввода информации в мозг для анализа этой информации.

Датчиками сенсорных  систем являются специфические структурные  нервные образования, называемые рецепторами. Они представляют собой окончания  чувствительных (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде (экстероцепторы), а часть – во внутренней среде организма (интероцепторы). Выделяют группу рецепторов, расположенных в скелетных мышцах, сухожилиях и сигнализирующих о тонусе мышц (проприоцепторы).

В зависимости от природы  раздражителя рецепторы подразделяют на несколько групп:

– механорецепторы, представляющие собой периферические отделы соматической, скелетно-мышечной и вестибулярной систем; к ним относятся фонорецепторы, вестибулярные, гравитационые, а также тактильные рецепторы кожи и опорно-двигательного аппарата, барорецепторы сердечно-сосудистой системы;

– терморецепторы, воспринимающие температуру как внутри организма, так и в окружающей организм среде; они объединяют рецепторы кожи и внутренних органов, а также центральные термочувствительные нейроны в коре мозга;

– хеморецепоторы, реагирующие  на воздействие химических веществ; они включают рецепторы вкуса  и обоняния, сосудистые и тканевые рецепторы (например, глюкорецепторы, воспринимающие изменение уровня сахара в крови);

– фоторецепторы, воспринимающие световые раздражители;

– болевые рецепторы, которые выделяются в особую группу; они могут возбуждаться механическими, химическими и температурными раздражителями.

Согласно психофизиологической классификации рецепторов по характеру  ощущений различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли, рецепторы положения  тела в пространстве (проприоцепторы и вестибулорецепторы).

Морфологически рецепторы  представляют собой клетку, снабженную подвижными волосками или ресничками (подвижными антеннами), обеспечивающими  чувствительность рецепторов. Так, для  возбуждения фоторецепторов достаточно 5...10 квантов света, а для обонятельных рецепторов – одной молекулы вещества.

Полученная рецепторами  информация, закодированная в нервных  импульсах, передается по нервным путям  в центральные отделы соответствующих  анализаторов и используется для  контроля со стороны нервной системы, координирующей работы исполнительных органов. Иногда поступающая информация непосредственно переключается на исполнительные органы. Такой принцип переработки информации заложен в основу многих безусловных рефлексов (врожденных, наследственно передающихся).

Информация о работе Контрольная работ по "Безопасности жизнидеятельности"