Криминогенные ситуации, способы их избежания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире быстрыми темпами растет население городов. Это явление называется урбанизацией. Жизнь в городе предоставляет своим жителям много преимуществ экономического, социального и субъективного характера, а именно: наличие мест работы и возможность смены работы, сосредоточение учреждений науки и культуры, возможность получения высококвалифицированной медпомощи.

Содержание

Введение
1.Понятие криминогенной ситуации
2.Классификация криминогенной ситуации
3.Признаки криминогенной ситуации
4.Роль криминогенной ситуации в профилактике правонарушений
5. Способы избежания криминогенных ситуаций
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МГПИ.docx

— 29.67 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1.Понятие криминогенной ситуации

2.Классификация криминогенной ситуации

3.Признаки криминогенной ситуации

4.Роль криминогенной ситуации в профилактике правонарушений

5. Способы избежания криминогенных ситуаций

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире быстрыми темпами растет население городов. Это явление называется урбанизацией. Жизнь в городе предоставляет  своим жителям много преимуществ  экономического, социального и субъективного  характера, а именно: наличие мест работы и возможность смены работы, сосредоточение учреждений науки и  культуры, возможность получения  высококвалифицированной медпомощи.

В городе, в большей мере, легче создавать лучшие жилищные и социально-бытовые условия жизни.  Но, несмотря на преимущества городской  жизни, городская среда для людей  является искусственной и оторванной от естественной, в которой тысячелетиями  проходила их жизнь. Искусственная  городская среда вредно влияет на здоровье населения из-за  загрязнения  атмосферного воздуха, воды, дефицита солнечного лучей, а также стрессовых факторов, обусловленных напряженным  ритмом жизни. В маленьких, одноэтажных  городках жить намного безопаснее. Там меньше вероятность попасть  в дорожно-транспортное происшествие, воздух и вода там значительно  чище и здоровье людей меньше страдает вот вредных для здоровья факторов.

В маленьких населенных пунктах  все жители знают друг друга. Здесь  любое отрицательное явление  невозможно спрятать да преступнику, например, не спрятаться. В городах всегда существует потенциальная возможность  попасть в чрезвычайную ситуацию, нужно быть очень внимательным, хорошо владеть знаниями по безопасности жизнедеятельности, уметь предвидеть опасность, знать, как ее избежать, а если попал  в опасные условия, то решительно действовать. Нужно быть готовым  к чрезвычайным событиям в лифте, метро, на улице, где человека окружает немало абсолютно чужих людей, среди  которых могут оказаться хулиганы, маньяки да и просто профессиональные воры. Глобальная преступность - очень  острая социальная проблема в современном  мире. И в Украине преступность приобрела большое распространение. Сложилась криминогенная ситуация. Слово это походит из латыни и  означает преступный. Это же понятие  означает совокупность факторов, которые  характеризуют уровень преступности в том или ином районе, городе или селе. 

 

Криминогенными  факторами  являются алкоголизм,   наркомания  и т.п. Наиболее сложная криминогенная  ситуация складывается в городах. Человек  должен уметь определять опасные  зоны в местах, где он живет. Учитывая сложную криминогенную ситуацию в Украине, каждый человек должен уметь защитить себя в ситуациях, связанных с насилием. Самозащита - это действия человека в пределах необходимой обороны. Право на необходимую оборону - естественное и неотчуждаемое, безусловное право любого человека. Такое право возникает лишь при наличии основания, если имеют место:

общественно опасное посягательство на жизнь, здоровье, личную и половую  свободу, честь и достоинство  лица, собственность, неприкосновенность жилья, гражданский порядок и  т.п.;

необходимость немедленного прекращения посягательства, для  чего нужно нанести ущерб лицу, которое посягает.

Человек может использовать любые средства (предусмотренные  законом) для самозащиты. Это может  быть газовый баллончик, газовый  пистолет, автономные сигнальные устройства, умение оказывать физическое сопротивление - владение приемами самообороны, умение оказывать психологическое сопротивление - владение психологическими методами влияния, просто соблюдение определенных правил осторожного поведения в  той или иной ситуации. Но самозащита не должна переходить необходимую и  допустимую границу. Когда непосредственная опасность минует, действие самозащиты должно быть прекращено. Должна всегда быть соблюдена соразмерность уровня опасности и действия.

Превышение границ необходимой  самообороны - это намеренное причинение лицу, которое посягает, тяжелого вреда - смерти, увечья - явным образом несоразмерных  с опасностью посягательства или  явным образом несоответствующее  защите. Итак, самозащита - это не только физическая готовность противостоять  сопернику. Это уверенность в  себе и отказ стать жертвой. Но всегда нужно держать себя в руках  и не переступать границу необходимой  самозащиты.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие криминогенной  ситуации

 

КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ (с  англ criminogen situation) — обстановка, характеризующаяся распространенностью преступных деяний, порождающая преступления, способствующая усилению преступности1.

 В причинном комплексе  совершения конкретного преступления  роль криминогенной ситуации  весьма значима. Под криминогенной  ситуацией понимается событие  или состояние, вызвавшее у  лица решимость совершить преступление.

 Иначе говоря, это совокупность  обстоятельств, в которых оказывается  человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии  с нравственными качествами данного  лица, непосредственно обусловливающих  его намерение и решимость  совершить уголовно наказуемые (умышленные  или неосторожные) деяния.

Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как  бы промежуточное место между  личностью преступника, средой и  преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным "спутником". Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  криминогенной ситуации

По источникам возникновения  криминогенные ситуации можно разделить  на заранее создаваемые самим  преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие  в результате аморальных и правонарушающих  действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

Другими основаниями классификации  криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие  задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблазняющий, разряжающий, затрудняющий) и так  далее2.

 Любая криминогенная  ситуация, будучи по своему содержанию  объективной, включает особенности  объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические  и иные условия. Элементами  такой ситуации могут быть  и обстоятельства, способствующие  совершению преступления (например, недостатки в охране объектов  собственности, сложности дорожного  движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий, способствующих совершению конкретных преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Признаки криминогенной  ситуации

Будучи объективной, криминогенная  ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая  конкретной личностью. При этом такое  восприятие зависит от нравственно-психологических  качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение  в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.

Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная  ситуация не обязательно приводит к  совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному  человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.

 Своевременное обнаружение  криминогенных ситуаций и принятие  мер к их ликвидации имеют  важное значение в предупреждении  преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль криминогенной  ситуации в профилактике преступлений

Правоохранительные органы осуществляют системную деятельность в этой сфере. Но сегодня я остановлюсь  не на профилактике преступлений проводимую правоохранительными органами, а  на общеправовом образовании населения, в последнее время которому уделяется  всё ещё не должное, но уже значительно большее значение3.

 Я хочу сказать о  внимание государства к формированию  правового образования детей  и молодежи. В дошкольных и  образовательных заведениях сегодня  проводятся целые курсы по  обеспечению правил безопасного  поведения в подобных (криминогенных)  ситуациях. 

 Коротко о них можно  сказать следующее: при всей  своей унифицированности (стандартизации) они должны иметь собой план определенных действий потенциальной жертвы преступления4.

 Так, например, в одних  из курсов такого обучения  содержаться следующие указания:

 всегда будьте начеку  и умейте распознавать источники  опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;

 старайтесь всегда  находиться в хорошей физической  форме и психологически будьте  готовы к возможной опасной  ситуации;

 не падайте духом  и в любой ситуации ищите выход;

 постоянно имейте под  рукой телефон ближайшего отделения  милиции;

 научитесь технике  самообороны и при необходимости  защищайте себя самым решительным образом;

 не вступайте в контакт  с незнакомыми людьми, особенно  с теми, которые вызывают подозрение;

 будьте особенно бдительны  и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;

 затрудняйте, насколько  это возможно, действия злоумышленников,  так как каждое препятствие  ставит перед ними задачи и  для их разрешения требуется  время; старайтесь справиться  с шоком и запомнить приметы  преступников, направление их перемещения,  транспорт, которым они пользовались, и сразу же сообщите в милицию".

 Такой подход общества  к криминогенным ситуациям предполагает  достаточно высокую "степень  подготовленности" населения к  возможному преступному посягательству на жизнь и здоровье граждан.

 Причины преступности  являются фундаментальной и самой  острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы  философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.

 В условиях обострения  социально-экономической и политической  обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали  изучение причин преступности  становится особенно актуальным5. Эти условия нацеливают криминологическую  науку и общественную практику  на глубокое и конкретное исследование  причинных и иных зависимостей  преступности применительно к  новым процессам и происходящим  в обществе изменениям.

Соотношение, взаимодействие и роль причин и условий можно  проиллюстрировать на следующем  примере. В формировании личности подростка  решающую роль сыграл рецидивист. Этому  способствовало совместное потребление  спиртных напитков, праздное времяпрепровождение, развитие навыков преступного поведения  и т.д. В результате подросток  совершил ряд краж. В этом случае влияние рецидивиста можно рассматривать  как основное условие формирования криминогенной мотивации у подростка, явившейся причиной его преступного  поведения. Другие жизненные условия: отсутствие надзора родителей, безразличие  окружающих, слабое воспитание в школе  следует рассматривать в качестве обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

 В литературе существует  уже устоявшееся мнение о том,  что негативные социальные условия  и есть причина преступности, так как они (условия) ее (причину)  порождают. Другая позиция оспаривает  это, считая, что внешние обстоятельства  сами по себе не могут порождать  преступность, а потому не могут  быть ее причинами. Они способны  только формировать причину либо  способствовать совершению преступлений. Это мнение представляется предпочтительным  применительно к причинам конкретного  преступления, так как оно не  может быть совершено без волеизъявления  самого человека. Об этом свидетельствует  тот факт, что при одних и  тех же социальных условиях  далеко не каждый человек становится  на преступный путь. Этому в  первую очередь подвержены те  из них, которые уже имели  определенные дефекты в правовом  сознании, обусловленные недостатками  более раннего воспитания.

 

 Поэтому можно обоснованно  считать, что причина преступного  поведения формируется не одномоментно и не одной группой условий, а целым их комплексом и, как правило, в течение довольно длительного времени - чаще всего в детском возрасте. Исходя из сказанного, в криминологии существует понятие так называемой полной причины преступности, которая включает в себя все ее обязательные условия в совокупности с причинами в узком смысле.

Информация о работе Криминогенные ситуации, способы их избежания