Критические важные объекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:40, реферат

Краткое описание

Критически важные объекты - это объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени. Критически важные объекты классифицируются по значимости, по видам угроз и по уровням угроз.

Содержание

Критически важные объекты……………………………………………….. 3
Направления по обеспечению промышленной безопасности……………. 3
Перечень критически важных объектов………………………………….... 4
Антитеррористическая защита критически важных объектов…………… 9
Диверсия и акт терроризма………………………………………................. 10
Различие между формированием системы мер антитеррористической и противодиверсионной защиты……………………………………………... 12
Задачи по предотвращению террористических атак на важные объекты.. 13
Организация защиты объектов от терроризма………………...................... 15
Список литературы………………………………………………………...... 18

Вложенные файлы: 1 файл

ТБ реферат.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

систем и комплексов для  обнаружения подводных пловцов-диверсантов, маломерных летательных целей: парапланов, дельтапланов.

В настоящее время завершена  разработка и ведется развертывание  автоматизированной системы безопасности транспортирования ядерных материалов, которая включает в себя специально оборудованный железнодорожный  и автомобильный транспорт, сеть диспетчерских пунктов. Таким образом, создание специализированного ФЦНВТ по научно-технологическому обеспечению комплексной безопасности критически важных объектов - основа для реализации государственной политики и координации работ в области совершенствования систем и средств физической защиты критически важных объектов.

Антитеррористическая  защита критически важных объектов 

Следует, однако, иметь в  виду, что перечень объектов, которые  могут стать целями террористов, как и определений, характеризующих  эти объекты, гораздо шире. К таким  объектам относят, в частности, объекты  особой важности, режимные объекты, объекты  военной инфраструктуры и т.д. В  законодательных и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, наряду с вышеуказанным, употребляются такие понятия как «критически важные объекты», «потенциально опасные объекты», «опасные производственные объекты» и другие. 

 

Проблема обеспечения  безопасности такого рода объектов крайне актуальна сегодня во всем мире. Так, например, по заявлению одного из американских экспертов по взрывным работам, «можно выбрать от трех до пяти человек из бывших военнослужащих по подводным взрывным операциям из разведки морской пехоты или из подразделений «зеленых беретов» и провести акты саботажа практически против любого ядерного реактора в стране»  

 

По мнению западных спецслужб, руководство «Аль-Каиды» в последние  годы делает ставку на «акты терроризма, способные нанести невосполнимый  экономический ущерб». При этом ведущая  роль в проведении такого рода диверсионно-террористических операций отводится террористам-смертникам, которые должны совершать взрывы атомных реакторов, химических и  нефтеперерабатывающих заводов, поездов  с радиоактивными материалами. И  такого рода сценарии не являются гипотетическими.  

 

Так, например, в июне 2002 г. в Марокко была раскрыта ячейка «Аль-Каиды», в которую входили марокканцы и трое саудовцев. По признанию самих  арестованных, они планировали совершение террористических акций в Гибралтарском  проливе. Арестованные мечтали взорвать атомную подводную лодку США 

 

Диверсия  и акт терроризма.

В качестве предварительного замечания следует отметить, что  зачастую понятия акты терроризма и  диверсии смешиваются, употребляются  как синонимы, либо используются некие  «симбиозные» дефиниции: диверсионно-террористические угрозы, диверсионно-террористические акты, преступления диверсионно-террористического характера. С точки зрения оценки материального ущерба для объекта и его персонала, а также с позиции последующей ликвидации наступивших негативных последствий для государства или собственника предприятия безразлично, с чем мы имеем дело – с диверсией или актом терроризма. 

 

Однако если вести речь о построении комплексной системы  мер обеспечения антитеррористической защищенности объекта, это различие становится существенным. Диверсия и  акт терроризма – различные феномены. Целью диверсии является нанесение  ущерба военному или экономическому потенциалу страны. В отличие от этого, теракты всегда имеют политическую направленность и их спектр достаточно широк (демонстрация своих возможностей и пропаганда целей, провоцирование массовых волнений, подрыв авторитета власти, дестабилизация политической обстановки в регионе, сплочение  экстремистских группировок и т.д.).  

 

Для диверсантов главное  – поразить цель, нанести материальный урон (зачастую ими даже не предусматривается  гибель людей), для террористов же крайне важно добиться устрашающего эффекта, создать угрозу для жизни  и здоровья людей, предъявив при  этом некие политические требования.

 

Таким образом, диверсанты достигают  своей цели сразу, разрушив объект или  нарушив его нормальное функционирование, а террористы - опосредованно, через  обязательное применение механизма  устрашения. Диверсанты готовят и  осуществляют свои преступные подрывные  действия тайно, для них неприемлема  огласка. Террористы же при подготовке акции изначально рассчитывают на широкий  общественный резонанс, ведь в противном  случае сама эта акция теряет свой смысл. 

 

Еще одно существенное различие: если диверсия просто невозможна без  нанесения реального материального  ущерба объекту, то террористы могут  достичь своей цели даже в случае имитации террористической атаки. Например, они, получив информацию о плановой остановке блока атомной электростанции, могут распространить слух о том, что ими взорван ядерный реактор, следствием чего стал выброс в атмосферу  огромного количества радиоактивных  материалов. Это неминуемо приведет к устрашению населения и спровоцирует панику, тем более что, как свидетельствует наша действительность, чем больше официальные власти будут разъяснять людям лживость распространяемой информации об угрозах радиоактивного заражения, тем больше граждане будут убеждать себя в реальности опасности.

 

Различие  между формированием системы  мер антитеррористической и противодиверсионной  защиты.

Следует подчеркнуть, что  субъекты диверсии – это, как правило, профессионалы, то есть имеющие соответствующую  подготовку сотрудники специальных  подразделений. Субъекты же террористических посягательств – это члены  террористических структур, возникающих  на различных идеологических и политических платформах. Различие субъектов диверсий и актов терроризма, их целей, методов  и способов совершения преступных действий, механизмов организации, подготовки и  приближения к успешной реализации опасных планов диктуют необходимость  формирования вполне адекватных и весьма различных мер реагирования на угрозы, исходящие от диверсантов или  террористов. 

 

Так, например, при противодействии  диверсионным актам защита осуществляется преимущественно от объекта. В этом случае первоочередными мерами борьбы являются режимные, административные, охранные, меры физической и военной  безопасности и т.д. (такие меры можно  назвать мерами пассивной защиты). Объект превращается в крепость, готовую  противостоять самым разнообразным  угрозам, от кого бы и от чего бы они не исходили. При организации борьбы с террористическими посягательствами стратегия должна выстраиваться от субъектов этих преступных посягательств.  

 

В этом случае приоритет  следует отдавать активным мерам, таким, например, как: изучение потенциальных  субъектов совершения террористических акций, ведение оперативной работы в экстремистских религиозных, националистических, сепаратистских структурах, выявление  и пресечение каналов их финансирования, внедрение в террористические организации  и внесение разногласий между  их лидерами, активная разъяснительная  работа с населением и т.д.

 

Организация защиты объектов от терроризма.

Следует отметить, что от формирования у субъектов террористической деятельности умысла нанести ущерб  объекту посягательства до реализации этого умысла – достаточно долгий путь, предполагающий построение цепочки  хронологически и диалектически  связанных между собой действий, подчиненных конечной цели

 

Эта цепочка включает в  себя зарождение преступного замысла, оценку имеющихся сил и средств, подбор и подготовку исполнителей акции, поиск или изготовление необходимого военного снаряжения, технических устройств, средств связи, разрушения, приобретение транспорта, осуществление рекогносцировки  на месте расположения объекта посягательства, его доразведку, сбор открытой и закрытой информации о нем, внедрение в штат объекта или вербовку соисполнителей акции из числа его сотрудников, определение наиболее уязвимых участков и зон объекта, выбор максимально эффективных способов совершения террористической акции, подготовку текстов официальных заявлений для прессы и ультиматумов для представителей органов власти, отработку линии поведения участников акции при различных вариантах развития ситуации, подготовку маршрутов и способов отхода после завершения акции (если, конечно, ее не планируется осуществить с использованием смертников) и ряд других действий.

 

Необходимо отметить, что  при расследовании состоявшихся преступлений террористического характера  правоохранительным и следственным органам, как правило, удается «раскрутить» всю цепь событий, связанных с  организацией, подготовкой и осуществлением акции. Однако, к сожалению, при этом цепочка «раскручивается» с «хвоста», с ее обратного конца, то есть с  момента совершения террористической акции.

 

Так, например, в результате работы ФСБ России и Следственного  комитета Российской Федерации внесена  полная ясность в картину подготовки и проведения взрыва 24 января 2011 года террористом-смертником М. Евлоевым в московском аэропорту «Домодедово»4). Установлены все причастные к нему лица, в результате принятых мер одни из них уничтожены, другие арестованы.

 

Признавая всю важность этих мер, приходится, тем не менее, констатировать печальный факт – непредотвращенный, состоявшийся взрыв в «Домодедово» является свидетельством наличия серьезных  упущений в российской общегосударственной  системе мер борьбы с терроризмом  вообще и в организации антитеррористической защиты объектов со стороны их собственников, правоохранительных органов и специальных  служб в частности.

 

Главной целью деятельности по защите объекта от террористических посягательств является выявление  и ликвидация возникающих угроз  на возможно ранних стадиях их формирования. А это означает, что мы должны стремиться к обнаружению самых  ранних звеньев вышеупомянутой диалектической терророгенной цепочки с целью ее разрушения.

 

При этом следует иметь  в виду, что каждое из ее звеньев  обладает набором своих характерных  признаков. Зная эти признаки, сотрудники спецслужб и правоохранительных органов с использованием всего  арсенала имеющихся сил и средств  обязаны принять меры для того, чтобы обнаружить и разрушить  терророгенную цепочку и не допустить, чтобы она была полностью выстроена и привела к успешной реализации преступного замысла террористов.

 

Со своей стороны, администрация  объекта, его службы охраны обязаны  предусматривать возможные сценарии преступных посягательств на объект и выстраивать комплексную адекватную систему его защиты, включая приобретение и установку необходимых технических  средств и устройств.

 

Задачи  по предотвращению террористических атак на важные объекты.

Что необходимо сделать и  какие задачи требуется решить для  достижения цели предотвращения террористических посягательств на объект? 

 

1. На основе имеющегося  опыта отечественных и зарубежных  правоохранительных органов и  специальных служб следует составить  и поддерживать в актуальном  состоянии реестр признаков подготовки  террористических посягательств  на объекты их устремлений.  В первую очередь для решения  данной задачи нужно иметь  информацию о террористических  структурах, практикующих атаки  на критически важные объекты,  их тактике и способах совершения  преступных посягательств, уровне  технической вооруженности, наличии  в их составе соответствующих  специалистов. 

 

2. Важной задачей является  обеспечение поступления информации  о возможной подготовке террористами  атак на критически важные  объекты. Для этого необходимо  добиться того, чтобы разработанные  на базе имеющегося опыта и систематизированные признаки были доведены до потенциальных источников обнаружения и поступления информации. На самих объектах это сотрудники служб безопасности объектов и их администрация; работники наиболее уязвимых участков объектов; кроме того, проживающие в расположении объектов граждане и др. категории лиц в зависимости от конкретной обстановки, складывающейся в его окружении. Для правоохранительных органов и специальных служб при решении данной задачи необходимо стремиться к тому, чтобы та социальная среда, в которой пытаются действовать террористы, стала «оперативно прозрачной».

 

3. Для успешного противодействия  угрозам терроризма крайне важно,  предвосхищая действия террористов,  моделировать возможные сценарии  подготовки и совершения террористических  атак. Это обеспечивает активность и наступательность в реализации антитеррористических мер, позволяет, исходя из прогнозируемого алгоритма действий террористов, своевременно проанализировать гипотетическую ситуацию, выработать адекватный механизм упреждающих и ответных мер, заранее решить целый комплекс различных задач организационного, технического, тактического и специального характера.

 

Заметим, что для каждого  критически важного объекта с  учетом его типа, местной специфики  и особенностей оперативной обстановки в его окружении должен вырабатываться свой алгоритм антитеррористических мер  и мероприятий. В нем необходимо отразить роль и место каждого  из субъектов обеспечения антитеррористической защиты объекта: головных и местных  подразделений правоохранительных органов и специальных служб, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, местных органов исполнительной власти и администрации объекта  и т.д.

Информация о работе Критические важные объекты