Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:17, реферат

Краткое описание

В настоящее время наблюдается резкое возрастание количества ЧС и тяжести их последствий. Поэтому растет необходимость в проведении комплекса спасательных и других неотложных работ. Это вызывает повышение уровня требований к качеству и времени проведения комплекса СиДНР.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Комплекс ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его содержание ……………………………………..4
Порядок организации ликвидации последствий чрезвычайны ситуаций ……………………………..8
Заключение …………………………………………………………………….14
Список литературы ……………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Ликвидация ЧС.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО

Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева

Чистопольский филиал «Восток»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т 

 

 

 

 

по дисциплине:

Защита окружающей среды в ЧС

 

на тему:

 

«Ликвидация ЧС»

 

 

 

 

 

Выполнила:        ст.гр. 21480

                                                                        Каримова Р.Р

 

 

Проверил:                  Ксенофонтов М.И

 

 

 

 

 

 

Чистополь 2011

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..3

 

Комплекс ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его содержание ……………………………………………………………………..4

 

Порядок организации  ликвидации последствий чрезвычайных

Ситуаций ………………………………………………………………………..8

 

Заключение …………………………………………………………………….14

Список литературы ……………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие  при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "чрезвычайные ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут вызвать опасные последствия в окружающей среде, создающие угрозу существования человека на Земле как биологического организма.

В настоящее время  наблюдается резкое возрастание  количества ЧС и тяжести их последствий. Поэтому растет необходимость в проведении комплекса спасательных и других неотложных работ. Это вызывает повышение уровня требований к качеству и времени проведения комплекса СиДНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его содержание

 

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние  объекта, определенной территории или  акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия  жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций  независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация ЧС выполняется  Вооруженными силами Украины, силами Гражданской Обороны Украины, специальными и невоенизированными формированиями Гражданской Обороны.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной  по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.

 

Ликвидация ЧС

Аварийно-спасательные работы

Другие неотложные работы

1. Разведку маршрутов  движения формирований и участков предстоящих работ.

1. Прокладка колонных  путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных  участках.

2. Тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ.

2. Локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.

3. Розыск пораженных  и извлечение их из завалов,  поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных  помещений.

3. Укрепление или обрушение  угрожающих обвалом конструкций  зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

4. Оказание первой доврачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

 

5. Санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.


 

 

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и  границы разрушений и пожаров, степень  радиоактивного и иного вида заражения  в различных районах очага, наличие  пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

– устройство при необходимости  проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей  движения транспорта (так называемых колонных путей);

– локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;

– укрепление и обрушение  конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений  гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

В качестве технических  средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

Особое место в организации  и ведении спасательных работ  занимает поиск и освобождение из-под  завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных  переходов, у наружных оконных и  лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного  осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть  работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской  обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.

Очень важно как можно  быстрее оценить обстановку, предугадать  развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

Пожарные подразделения  в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

– пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

– целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

– сильное пламя в оконных  проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

– сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.

Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества), как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

– ограничению и приостановлению  выброса СДЯВ путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание  отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

– обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

– сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при  наличии обваловки или поддонов);

– постановка отсечных водяных  завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);

– изоляция зеркала разлива  СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ  адсорбентами.

После проведения этих мероприятий  обеззараживают территории.

Таким образом, в настоящее  время наблюдается процесс увеличения количества ЧС и тяжести их последствий. ЧС носят сложный характер и вызывают массовое поражение людей, значительные потери материальных ценностей и  вызывают необходимость проведения сложного комплекса СиДНР. Источниками ЧС могут быть опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок организации  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

 

Организация ликвидации последствий ЧС включает:

- разведку очага поражения, сбор необходимых исходных данных;

- оценку руководительми различного  уровня сложившейся обстановки (пожарной, радиационной, химической, аварийной  и их сочетанием);

- принятие решений руководителем  по организации проведения аварийно-спасательных работ.

В результате оценки обстановки руководители ГО и объектов, на которых проводятся аварийно-спасательные работы, определяют какие мероприятия и в какой  последовательности провести в установленные  сроки, а также необходимые для  этого силы и средства ГО.

Для организованного проведения аварийно-спасательных работ создаётся группа сил и  средств ГО. В группировку сил  включаются объектовые и территориальные  формирования и воинские части ГО. Группировку сил ГО объекта обычно составляют: сводный отряд, спасательный отряд, формирования служб.

Группировка сил и средств ГО должна обеспечить:

- быстрый выход в очаг поражения; 

- развертывание и проведение  аварийно-спасательных работ в  сжатые сроки; 

- непрерывность их проведения;

- наращивание усилий по мере расширения фронта работ;

- манёвр силами и средствами  в ходе выполнения, своевременную  замену формирований, широкое и  умелое использование высокопроизводительной  техники и аппаратуры для розыска  и извлечения людей из-под завалов  и разрушенных защитных сооружений;

- удобство в управлении.

Для проведения аварийно-спасательных работ могут применяться все  имеющиеся в народном хозяйстве  типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального  хозяйства.

Информация о работе Ликвидация чрезвычайных ситуаций