Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:26, курсовая работа
Актуальность. В течение последних десятилетий мировая система переживает серьезные политические и военно-стратегические катаклизмы, связанные с актами терроризма, масштабы и жестокость которых приобретают беспрецедентный размах. В разных частях мира экстремисты и террористы захватывают самолеты и морские суда, взрывают здания аэропортов и железнодорожных вокзалов, приводят в действие взрывные устройства в административных и жилых зданиях, культурных центрах, автобусах и автомобилях, берут в заложники дипломатов и журналистов, бизнесменов и деятелей культуры. По существу, терроризм превратился в реальную угрозу национальной безопасности многих стран, и противодействие ему возглавляет сегодня список приоритетов внешней политики большинства государств мира [2].
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………..
Особенности современного международного терроризма…………
Терроризм и глобализация…………………………………………...
6
6
20
ГЛАВА 2. РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ…………
2.1. Кавказский регион как объект устремлений международного терроризма……………………………………………………………………
2.2. Цели и методы деятельности международных террористических организаций на территории РФ……………………………………………..
29
29
40
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА………………………………………………………………
3.1. Взаимосвязь политики и религии современного терроризма………..
53
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
60
ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................
65
Практика идейно-пропагандистского воздействия террористических структур на население осуществляется, как отмечено выше, посредством целенаправленного применения ряда сложившихся к настоящему времени форм этого воздействия. В их числе наиболее активно используются следующие:
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА
3.1. Взаимосвязь политики
и религии современного
В разные времена и ситуации определение «политики» менялось. Ее называли «феноменом власти», «совокупностью воюющих между собой мнений и теорий» (Ш. Фурье), М. Вебер определял ее как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение ее между группами внутри государства, В. Ленин считал самым существенным в политике устройство государственной власти.
Но большинство политологов склоняется к следующему определению: «Это способ организации общества с помощью власти или по поводу власти, ее функционирования: процесс достижения и поддержания целостности и одновременно столкновения разных интересов, отношения на основе группирования, выливающиеся в борьбу, и в компромисс; управление обществом со стороны элиты на основе институтов».
Политика не гарантирована от влияния всех сторон человеческой натуры, в том числе темных. Поэтому ее часто называют «грязной». Она становится театром с большой сценой, где могут присутствовать обман, вероломство и лицемерие [11].
До наших дней дошла и вызывает яростные споры идея единства морали и политики. Еще Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Аристотель считал, что в политике должны участвовать достойные. Французский коммунист-утопист Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Вместе с тем за разделение политики и морали выступал Н. Макиавелли. Его теория заключалась в том, что политические цели достигаются политическими средствами. Он пришел к выводу, что средства должны соответствовать цели.
Таким образом, бесспорно взаимодействие политики и морали, возможны также их столкновения, но на минимальном уровне. В качестве примера можно привести американское общество, где представление о политическом деятеле ассоциируются с образом мужа-семьянина. Всем известны, что разоблачения в адюльтере, внебрачных связях, посещения сомнительных заведений могут положить конец репутации и карьере политического деятеля. Таким образом, мораль может стать важным оружием в борьбе за власть, а значит в политике [14].
Уяснив себе, связь морали с политикой перейдем к моральным нормам. Они формировались на протяжении многих тысячелетий еще до возникновения государства на основе религиозных ценностей и норм поведения. Таким образом, следует сделать вывод, что религия через общественную мораль оказывала и оказывает непосредственное влияние на политику. И ее связь с последней очевидна.
Что же такое религия? Почему и какую связь она имеет с политикой. О самой религии написаны тонны трудов и работ. Вместе с этим и по сей день не утихают о сущности религии и ее перспективах. В то же время о взаимосвязи религии с политикой стали говорить в последнее столетие, когда эта связь стала более заметной и проявила себя весьма при экстремальных обстоятельствах и условиях.
Религия, как отмечается во многих словарях и энциклопедиях, это – форма общественного сознания, социальное явление в жизни человечества. Она – своеобразное духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека, дающее сознанию верующих некое параллельное реальному миру иное пространство бытия. Религия связана у верующего человека с самыми сокровенными побуждениями и переживаниями. Является неотъемлемым компонентом истории человечества на каждом этапе его развития. Для того чтобы понять насколько переплетаются корни религии и политики необходимо тщательно разобрать и понять суть религии, ее функции и роль в обществе.
Основное назначение религии заключается в способности регулировании отношений между людьми и восполнении ограниченности реального бытия. Отличительной чертой любой религии является вера. Вера – это признание за достоверность какой-либо информации без ее перепроверки. Она обеспечивает религиозному человеку самоконтроль, вселяет надежду и придает уверенность. Религиозная вера связана с поклонением божествам, почитанием их, преклонением и служением им при помощи особых ритуалов. Без веры и поклонения не может быть религии.
Светский человек принимает информацию на веру по своей воле, иногда сомневаясь и критикуя ее. В повседневной жизни верующий человек тоже обладает такой верой-доверием. Однако в религиозных делах его свобода ограничена и этого он не всегда чувствует. Верующий видит мир через призму религиозных постулатов и устоев, ее морали и этики [36].
Религиозная вера исходит из того, что сверхъестественные явления и события не постигаются чувствами и разумом. Религия категорически запрещает критику и сомнения в догмы и устои ее конфессии. Догмы признаются неприкасаемыми и святыми.
Религиозную веру принято отличать от суеверий (гадания и заговоры) т.е. предрассудков и заблуждений, закрепившихся в некоторых обычаях, приметах и суждениях.
Однако не каждая вера может быть религией. По мнению ученых-религиоведов, чтобы стать полнокровной религией вера или верование должно включить в себя четыре главных компонента:
1) верования – духовное ядро. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах наиболее развитые религии отличаются единобожием. Многие верования опираются на "священные книги".
2) религию отличает своеобразие поведения и отношений ее приверженцев. Верующего человека отличает его поведение, где религиозные начала и мораль имеют верховенствующее начало.
3) культ – разнообразные освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды и ритуалы.
4) религиозные организации – религия обладает особыми структурами и институтами, учреждениями и организациями, обеспечивающее ее устойчивое функционирование в обществе, например в христианстве – это Церковь.
Если наука утверждает, что религия существует с того периода как существует «человек разумный», то теология (богословие) объясняет происхождение религии сверхъестественными причинами.
Религия имеет свои функции, которые она выполняет в обществе.
Основные функции религии. Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция. Выступая в роли всеобъясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религия в самом начале была призвана предохранить от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать от такого воздействия, защитить себя и задобрить злые силы. Таким образом, она компенсировала человеку его бессилие, ограниченность его знаний и несовершенство социального устройства того общества. Веря в богов и духов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдавал себя под покровительство незримых сверхъестественных сил, в могущество которых он верил. С усложнением общества изменялись формы компенсации: человек обращался к религии и твердо верил в ее догматы, стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид, социального неустройства и политических преследований [24, 36].
Однако суть всегда была одна - люди искали в религии выход или спасение от несовершенства земного существования, избавление от страданий, утешение, духовное бессмертие и вечную жизнь в потустороннем мире.
Компенсирующая функция религии тесно связана с другой ее функцией – интегрирующей, т.е. объединяющей. Объединяя людей в рамках ограниченной ее мировоззрением, социальных, этических и духовных ценностей, любая религия оправдывает сложившиеся в том или ином обществе сложившиеся нормы и порядки и таким образом содействует социальной, идейной и политической интеграции. На ранних стадиях развития общества это проявлялось в том, что любая этническая общность считала свою систему норм эталоном, отклонение считалось недопустимым. С развитием общества религиозные нормы переставали быть этническими, подчас перерастали в мировые (например: христианство, ислам или буддизм). Преданность той или иной системе религиозных норм и в настоящее время имеет огромное интегрирующее значение, с которым необходимо считаться.
Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая. Возникнув и сформировавшись, приобретя структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление, и поведение людей, религия начинает приспосабливать под себя соответствующие ее нормам систему духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал. Жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции исключительна. Несмотря на давление современной науки, высокого образовательного уровня людей эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать многие стороны жизни людей, используя инерцию традиций. Особенно это проявляется на Востоке. Ярким примером может послужить традиции в исламе. В рамках этой функции в ходе веков закладывались основы религиозной морали, восходящие к понятиям добра и зла, хорошего и плохого, дозволенного и порицаемого.
Еще одной функцией религии является экзистенциальная функция. Она касается философского аспекта религиозной концепции, т.е. стремления объяснить роль человека в этом и ином мире, смысла жизни и смерти, бытия и небытия.
Еще одна, политическая функция служит делу освящения власти, обожествления правителя и его верховных прерогатив (Богу богово, а кесарю - кесарево).
Последние две функции отличаются от трех первых, тем, что вступают в действие на определенном уровне становления религии и развития общества. Например, обществ уже вышедших из первобытнообщинного строя и знакомых с цивилизацией и политической системой управления.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия. Наука обращена преимущественно к объективной сфере деятельности и самого человека. Она обозревает действительность и самого человека как бы со стороны, очищая поиск знаний от наслоений и субъективной информации. Религия объясняет мир с позиции священных книг, канонов, догм, свидетельств пророков, писаний и т.д. Верующему не положено сомневаться. Наука же подвергает все критике и сомнению. Отсюда и происходили столкновения между религией и наукой, которые длились веками и пролили кровь многих ученых. Примерами этого могут послужить имена таких ученых как Д. Бруно, Г. Галией, Мирзо Улугбек и другие [38].
Наряду с общечеловеческими, региональными и национальными ценностями в нашем обществе функционируют также и религиозные ценности. Они являются одними из самых древних и устойчивых, тесно связанными с духовной и социальной жизнью человеческого общества.
В этой связи следует уяснить, что любые ценности - это результат общественного прогресса, развития материальных и духовных богатств, позитивный продукт, имеющий внимание для будущего совершенства человечества.
Религиозные ценности также формируются в определенных исторических условиях и периодах развития того или иного общества. Однако следует отметить, что религиозные ценности не стоят отдельно от общечеловеческих, региональных и национальных ценностей. К ним можно отнести чистоту побуждений, гуманизм, доброта, дружба и товарищество. Однако эти ценности связаны в религии с признанием ее святости, боязни греха и ада. Например, религиозный гуманизм. Сам гуманизм – это совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее права на свободное развитие и благополучие. Значителен потенциал гуманизма в религии, например, в христианском учении о человеке [38].
Являясь частью культуры и оказав большое влияние на мораль и этику поведения в том или ином обществе, религия учит милости и милосердию, доброте, благим деяниям и взаимопомощи. Вместе с тем, слепая вера может привести к религиозному фанатизму.
Религиозный фанатизм (от лат. слова «фанатикус» - неистовый, исступленный) - это доведенная до исступления приверженность к каким-либо верованиям и воззрениям, сопровождаемая, как правило, особой нетерпимостью, предубежденностью, неприязнью к иным взглядам и их носителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств. Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного радикализма и экстремизма, он не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей.
Сегодня жизнь людей буквально пронизана страхом перед террористами. Террор стал новой страшной угрозой для человечества. Слова «террористы», «терроризм» не сходят со страниц газет, все чаще звучат по радио и телевидению в связи с бессмысленной гибелью мирных жителей. А ведь именно устрашение общества и является задачей тех, кто избрал этот метод для достижения своих целей. Поэтому в ходу у террористов не просто насилие против беззащитных людей, а стремление добиться непременной широкой демонстрации их кровавых атак через СМИ.
Практически ежедневно эта тема становится главной в десятках информационных сообщений, статистика жертв и разрушений неуклонно растет, нередко приобретая размеры, сопоставимые с последствиями стихийных бедствий. Правительства крупнейших мировых держав вынуждены искать компромиссные решения в интересах объединения усилий на фоне нарастающей угрозы со стороны такого явления, как терроризм.
Информация о работе Международный терроризм как глобальная проблема