Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:15, реферат
Одним из самых важным этапов подготовки высококвалифицированных психологов является подготовка и написание дипломной работы. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) предусмотрена Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология». Дипломная работа должна показать степень готовности студента решать теоретические и практические профессиональные задачи психолога. Дипломная работа должна выполняться на основе производственной практики, базироваться на конкретном (фактическом) материале, способствовать завершению подготовки психолога по разработке планов, программ, методик и процедур психологического исследования и психодиагностики, проведению тестирования, психологического консультирования, преподавания психологии, внедрения в практику работы с людьми активных методов и форм обучения и воспитания (социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр).
Введение ………………………………………………………….. 5
Общие положения …………………………………………… 6
Организация подготовки и выполнения работы .….. 8
Выбор темы дипломной работы ……………………..….. 8
Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания …………………………..……..
9
Формулирование замысла дипломной работы и порядок его воплощения ………………………………………
11
Порядок подбора и изучения литературных источников …………………………………………………………….
13
Сбор и анализ практического материала ……………... 14
Требования, предъявляемые к дипломной
Работе ……………………………………………………………
18
Структура выпускной квалификационной работы… 19
Содержание выпускной квалификационной
работы …………………………………………………………..
20
Оформление выпускной квалификационной
работы …………………………………………………………..
23
Общие рекомендации по написанию дипломной работы ………………………………………………………………
30
Введение ……………………………………………………….. 30
Основная часть дипломной работы ……………………. 32
Заключение и выводы …………………………………….. 33
Защита дипломной работы .……………………………... 33
Подготовка дипломной работы к защите …………….. 33
Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии ………………………
35
Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология» ……………………………………………..
38
Литература ……………………………….……………………. 42
Приложения ……………………………………………………… 43
В сведения о статье из периодической печати включают: Фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.
Список используемой литературы приводится слушателем в конце дипломной работы (после заключения). Образе оформления списка приведен в приложении 3
Приложения к дипломной работе оформляются как продолжение научной работы и размещаются в конце работы или в отдельном томе. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу которой помечается «Приложение» и его обозначение. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе имеются несколько приложений, то они нумеруются, напр.: «Приложение 2». Рисунки, таблицы, формулы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, напр.: «Рис. 2.2» - второй рисунок второго приложения.
Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинают с новой страницы.
Если приложения помещаются в конце выпускной квалификационной работы, то после списка использованных источников на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения.
На обложке дипломной работы пишется фамилия и инициалы студента, название дипломного проекта, фамилия научного руководителя, его ученая степень (если имеется), год и место выполнения дипломной работы. В верхней части обложки обозначается наименование учебного заведения. Как правило для обложки используются стандартные обложки (папки).
Титульный лист оформляется также как и обложка. Дополнительно лишь после наименования темы работы пишется «Содержание». Пример оформления титульного листа и оглавленияприведен в приложении 4.
В любом случае при оформлении дипломной работы следует помнить, что работы выполненные на компьютере более целесообразны и имеют ряд преимуществ по сравнению с работами выполненными на печатной машинке или написанные от руки. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта, выпускник обязан уметь использовать в своей практической деятельности компьютер и, соответственно, должен иметь навыки работы на нем.
4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
4.1. Введение
Во введении студент обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу.
На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе.
Для обоснования актуальности исследования кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется крут нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выдвигается противоречие, разрешение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Выявление проблемы, которую слушатель предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.
Например, противоречием может быть:
- противоречие между психологическим, развитием отдельных, категорий подростков, с одной стороны, и возросшими требованиями к уровню их интеллектуального развития в условиях, перехода на рыночные отношения, перестройки общественного производства и реформы общеобразовательной и профессиональной школы, - с другой. Или:
- противоречие между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических, черт личности отдельных, категорий подростков, обучающихся в профессиональных учебных заведениях, - с другой.
Исходя из отмеченного выше противоречия, вытекает проблема исследования, которую в используемом примере можно обозначить следующим образом: каковы возможности психотерапевтических рисунков в повышении уровня интеллектуального развития подростков 12-14 лет.
Актуальность и недостаточная разработанность рисуночной психотерапии детерминируют выбор темы исследования.
Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить слушателю в процессе выполнения выпускной работы. Например: Определение возможностей рисуночной психотерапии в повышении интеллектуального развития подростков.
Объект исследования в психологии, как правило, являются люди. Существенно реже в качестве объекта заявляются какие либо социально-психологические явления в социальных объектах, а также поведение людей в процессе их общения и взаимодействия в совместной деятельности.
Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала никакого сомнения. Так, например, если объектом исследования выпускной работы выбраны «подростки, обучающиеся в профессиональных учебных заведениях», то предметом исследования могут быть:
- уровни интеллектуального
развития учащихся профессионал
Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Ниже приводится один из вариантов гипотезы применительно к рассматриваемому в качестве иллюстрации случаю.
Повышение интеллектуального уровня подростков будет обеспечено, если:
- разработать
основы рисуночной
- определить способы и. приемы использования рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков;
- внедрить
в практику обучения и
Задачи исследования определяются в соответствии с целью и предметом исследования. Относительно рассматриваемого выше примера такими задачами могут быть:
- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ рисуночной психотерапии;
- определить
взаимосвязи цветовых
- разработать практические рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками.
Основные методы исследования определяются исходя из задач и предмета исследования. Наиболее распространенными в психологии методами являются:
- метод тестирования, как основной инструментарий практической психологии, широко применяемый при проведении психологического консультирования;
- метод
наблюдения психологических
- метод интервью;
- метод беседы;
- методы статистической обработки результатов исследования и др.
В введении также необходимо указать количество испытуемых, коллективы и др. данные, характеризующие базу исследования.
4.2. Основная часть дипломной работы
Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом за время обучения необходимый комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков исследовательской работы. Обычно основная часть состоит из трех глав.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).
Во второй главе формулируется методология экспериментального исследования (что послужило теоретической и методологической основой для достижения целей дипломного исследования); приводится характеристика обследованной выборки; описываются психологические методы, которые применялись при выполнении дипломной работы; характеризуются методы статистико-математической обработки экспериментальных данных.
В третьей главе дипломник представляет результаты своего экспериментального исследования Данная глава может содержать 2-3 (и более) параграфа (пункта) в зависимости от объекта, предмета и целей исследования.
Как правило, в конце каждого из параграфов (пунктов) и по главе в целом составляется краткое резюме (краткий вывод), в котором отдельно излагается наиболее существенный результат исследовательской работы по конкретному направлению или применению конкретной методики.
4.3. Заключение и выводы
В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования, а также вклад, который автор вносит в развитие психологического знания в области практической психологии. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Завершают заключения выводы (как правило 3 – 5), в которых предельно лаконично и точно излагаются результаты исследовательской работы. После заключения пишется список используемой литературы.
5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Завершающий этап выполнения работы над дипломом это его защита.
Цель защиты – выявление цели раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
5.1. Подготовка дипломной работы к защите
Закончив написание и оформление дипломной работы, ее основные положения надо обсудить с руководством и специалистами образовательного учреждения, на материалах которого она выполнена, и обязательно получить соответствующий отзыв.
Завершенная и окончательно оформленная выпускная квалификационная (диплом) работа подписывается автором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и представляется студентом научному руководителю, который дает подробный письменный отзыв о содержании работы, подписывает и представляет работу на кафедру. Желательно сделать это не позднее чем за три недели до начала государственных экзаменов.
В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.
Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.
Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза.
Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, может быть направлена на рецензию.
Состав рецензентов определяется из числа специалистов научных учреждений. Рецензентами могут быть также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре. Отзыв специалиста организации, где выполнена дипломная работа, приравнивается к внешней рецензии.
В рецензии на дипломную работу должны быть отражены:
- актуальность темы;
- полнота и
обстоятельность изложения
- эффективность
использования избранных
- достижение поставленной цели;
- практическая
ценность и возможность
Дипломная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией специалиста направляется в ГАК для защиты.
По желанию студента-дипломника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы, например, документы (отзывы, постановления), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической ценности дипломной работы.
Подготовив дипломную работу к защите, студент-дипломник готовит выступление (доклад), наглядную информацию - схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты в ГАК.
5.2. Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии
Студент допускается к защите дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.
Процедура защиты дипломных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.