Мультикультурализм в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы, является рассмотрение мулькультурализма в современном мире.

Содержание

Введение 3
Мультикультурализм в современном мире 5
Типы мультикультурных обществ 8
Проблемы мультикультурализма 13
Заключение 16
Литература 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственно бюджетное  образовательное учреждение.

Высшего профессионального образования.

Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы

при президенте РФ.

Сибирский институт управления.

 

 

 

Факультет государственного и муниципального управления.

Кафедра политических наук и технологий.

Реферат на тему: «Мультикультурализм в современном мире».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы №12124

Кошляк Е.И.

Проверил:

старший преподаватель

Малышев А.Ю.

 

 

Новосибирск 2012

 

  • Содержание

 

Введение 3

Мультикультурализм в современном мире 5

Типы мультикультурных обществ 8

Проблемы мультикультурализма 13

Заключение 16

Литература 18

 

Введение

 

Мультикультурализм и его проявление в литературе очень актуально для современного мира, поскольку отражает изменения взглядов на культуру в целом и на литературу в частности. Это явление характерно для тех стран, где наблюдается сосуществование различных культур, которые не пошли по пути ассимиляции, а сохранили и продолжают культивировать свою самобытность и уникальность. В последние годы изменилось положение, которое занимали литературы этнических меньшинств. Они стали играть значительную роль в общем литературном потоке. Более того, мультикультурализм привел к пересмотру всего литературного канона в целом. Множество различных культур, о существовании которых мы ранее не знали, или они были скрыты в рамках основного канона, получили возможность создать свое особенное культурное пространство, а в литературе этнических меньшинств мультикультуральная парадигма привела к созданию своей системы персонажей.

Важнейшей особенностью идеологии  мультикультурализма является то, что категория «культуры» ставится на место «этноса», «этничности», «национальности» и т.п. Обращение именно к понятию «культуры» означает определенный позитивный сдвиг в области общественного и научного сознания («культурный поворот»), связанный с осознанием того факта, что культурные различия играют громадную роль в социальной жизни, а их игнорирование ведет к недоразумениям, имеющим иногда трагическиепоследствия. Анализ данных проблем показывает социальную значимость культурологических исследований, необходимость их дальнейшего широкого и углубленного развития. Культура XXI в. видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. Человек в современной социокультурнойситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Данную тему изучали как зарубежные ученые :Ж.-Л. Ам-селль, К.О. Апель, Р. Бернстайн, М. Вьевьорка, так и отечественные: А.И. Куропятник,A.A. Борисов, Т.П. Волков.

Целью данной работы, является рассмотрение мулькультурализма в современном мире.

 

  • Мультикультурализм в современном мире 

Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология[6].

Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, рас должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Такой подход, как правило, не встречает возражений среди серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мульткулькутрализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики[7].

 Важным отличием от  политического либерализма является  признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».Мультикультурализм—один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализмпредполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран)[3].

Россия, как  и многие страны, «обречена» на мультикультурализм. Во-первых, идеи мультикультурализма постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В связи с этим остро стоит вопрос о преодолении ряда недостатков мультикультурализма и его перспективах с точки зрения будущей направленности в русло справедливости, признания, открытости, реального диалога культур. Во-вторых, для России проблема интеграции не может быть ограничена вопросом включения мигрантов в сообщество, так как национальные меньшинства в России – это, прежде всего, народы, живущие преимущественно на своей исторической территории. В этом состоит специфика России как многонационального общества. Продуманная политика, касающаяся всех сторон общественной жизни, в первую очередь, культуры, способна снизить остроту социального неравенства и предупредить конфликт. В-третьих, в России есть все законы, защищающие права человека, они соответствуют всем нормам международного права, прежде всего, речь идет о Конституции РФ, в которой основополагающее место занимают статьи о защите прав гражданина. Российское законодательство и ратифицированные международные акты, создание Ассамблеи народов России представляют не только достаточную юридическую основу для профилактики и пресечения конфликтов на почве национальной, расовой, социальной и конфессиональной вражды, но и предпосылки мультикультурной модели построения общества в России. В третьем параграфе «Поиск практических и теоретических решений проблем мультикультурализма в современной России» акцентируется внимание на поиске решений проблем мультикультурализма в современном российском обществе в условиях мультикультурализма. Ощутимые противоречия процесса становления и развития политики мультикультурализма, характеризующие российское общество в различных его областях, приводят к необходимости переосмысления идей и установок, закрепившихся и бытовавших в нем в течение длительного времени[5].

В настоящее  время политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством РФ, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.

В настоящее  время бытуют всевозможные, порой  полярные точки зрения на роль и  перспективы мультикультурализма. Для одних мульти-культурализм - это необходимое условие, фундамент мирного межкультурного сосуществования. По мнению других, чрезмерное увлечение идеями мультикультурализма может привести к потере самобытности культур. В понимании третьих, настроенных наиболее критично, муль-тикультурализм ведет не к интеграции общества, а только к усилению в нем сегрегации, а кое-кто вообще говорит о том, что мультикультура-лизм представляет собой новый тип «модернизированного расизма».

 

 

  • Типы мультикультурных обществ

  • В современном  мире не существует более единой системы власти и господства, а множество систем, находящихся подчас в состоянии конфликта друг с другом. Конфликт этот может разворачиваться и на символическом уровне. Борьба против различных форм расового, этнического, гендерного господства есть выражение противоборства старой, патриархальной системы колониализма, в которой эти различия (дифференции) носили функциональный характер, и более современной, для которой эти различия утратили былую оправданность и могут даже рассматриваться как препятствие. Этот сдвиг знаменует становление глобального, мультинационального капитализма и позволяет осознать разницу между мультикультурализмом, как инструментом этнитизации и «дымовой завесы», и тем, на который ссылается Жижек, - мультикультурализм, для которого все эти различия по большому счету уже несущественны.Различные подходы к этому феномену подтверждают тем самым, что данное понятие имеет сложную структуру. С точки зрения происхождения и социальной динамики можно выделить четыре основных типа мультикультурных обществ

    1. До современные империи.

    Досовременные империи лишь отчасти и случайно, если вообще стремились к культурной интеграции своих подданных. Такие империи были образованы в результате завоеваний (иногда благодаря династическим бракам или наследованию); имперская власть требовала от своих подданных лишь подчинения и признания своего верховенства, дани и/или налогов. Как правило, эти империи отличала высокая степень религиозного, языкового и нормативного (законы плюс обычаи) разнообразия.

    2. Поселения Нового Света. 

    Обе Америки  и Австралия были завоеваны, а  не «открыты». Они претерпели депопуляцию  как следствие геноцида и были вновь заселены в результате крупномасштабных иммиграций из Европы. За исключением  Гватемалы и Боливии большинство  нынешних обитателей Нового Света европейского происхождения. Только в Эквадоре и Перу, расположенных в Андах, и в Новой Зеландии аборигены составляют более 10 % населения. При этом доля метисов может быть выше, например, в Мексике. Однако, как стало очевидно с момента возникновения общественных движений 1980-х годов, коренное население и его культура никогда не исчезали. Вынужденные долгое время находиться в тени, сейчас они вновь утверждают себя. Продолжавшийся на протяжении трех веков вывоз из Африки рабов для работы на плантациях (особенно в США, на Карибах и в Бразилии) и использование подневольного труда индийцев в XIX веке в Гайане и Тринидаде внесли свой вклад в образование этнической «смеси». Однако основной приток населения осуществлялся за счет европейских иммигрантов различных этносов, языков и религий. По утверждению С. Жижека, европейцы ехали в Америку по своему выбору, развивая идею «плавильного котла», в котором представители различных этносов переплавятся в единую американскую идентичность, скажем, гражданина США, Канады, Аргентины и т.д. Эта идея была выдвинута в 1782 году в Нью-Йорке Дж. Де Крекёром 1735-1813, франко-американский фермер, писатель, чьи работы представили все многообразие сельской жизни в Новом Свете) и позднее, в 1908 году, популяризирована в бродвейском спектакле. Фактически она стала главной тенденцией социальных изменений. К началу Второй мировой войны многие газеты, издававшиеся на национальных языках иммигрантов, и организации, объединяющие иммигрантов первого поколения, либо закрывались, либо превращались в американоязычные и англо - или испаноязычные ассоциации. Таким образом, США создавались и на основе религиозного разнообразия, они были своего рода гаванью, приютившей религиозных инакомыслящих и девиантов со всего мира, в частности, христианских сектантов и иудейских меньшинств. Постепенно эта религиозная открытость распространилась на другие поселения Нового Света. Религия могла также слиться с этничностью в единое этно-религиозное целое, особенно в Северной Америке и в Австралии. Волны иммиграции определяли наиболее значительную культурную динамику образования наций Нового Света, иммигранты обживались на новом месте, адаптировались и пытались развить свои собственные институты как базис власти и преуспеяния. Эти процессы не только противодействовали ассимиляции в плавильном котле, но и способствовали формированию этнических, этно-религиозных или групповых интересов и порождали различные политические ориентации.

    3. (Бывшая) Колониальная зона.

    Обширная область, простирающаяся от Западной Африки через  Индийский субконтинент и архипелаг  Юго-Восточной Азии к тому, что  сейчас называется Папуа. Новая Гвинея, была завоевана и подчинена европейской  власти, но не подверглась столь  решительной депопуляции и заселению. Это был мир колониальной зоны независимых государств, которые  включают в себя наиболее разнообразные  в культурном отношении общества. В одних случаях внешняя колониальная власть соединила большое число ранее никак не связанных народов, в других из-за принадлежности разным колониальным властям единые ранее народы и общества оказались разделенными. Эти области уступили колониальной силе в известной степени из-за того, что были слабо развиты политически и экономически. Проживавшие здесь народы были изолированы, теперь же они неожиданно оказались связаны друг с другом. Жители острова Новая Гвинея, например, завоеванного голландцами и немцами, говорят на 750 различных языках (по другим подсчетам, их около тысячи). В Африке проживают около 1200 различных народов или этнических групп. Вторую часть колониальной динамики составляет воздвижение четко институционализированных и явных барьеров между колонизаторами и колонизованными. Вполне естественно, что эти барьеры породили антиколониальный национализм и националистические движения. Программа и символика национализма были привнесена из недавней истории самих колониальных держав. Новые антиколониальные нации определяли себя в терминах колониальных границ. Новые национальные государства, таким образом, унаследовали мультикультурность произвольных колониальных разделений.

    4. Пост национальная мульти  культурность.

    Современное понятие мультикультурности (мультикультурализма) порождено именно такой культурной динамикой, которая не была ни донациональной, как в досовременных империях, ни создающей нации, как в Новом Свете и эксколониальной зоне. Она постнациональна, поскольку возникла уже после успешного создания наций, и разворачивается в границах национальных государств. Ее развитие связано с массовым распространением высшего образования в 1960-х годах и с новыми аудиовизуальными и музыкальными массовыми культурами. Таким образом, по С. Жижеку, к возникновению постнациональногомультикультурализма привели два больших толчка, один имел место в Новом Свете, в первую очередь и наиболее мощно в Северной Америке и Австралии, а другой в Западной Европе, в первую очередь и наиболее энергично в Северо-Западной Европе. В обоих случаях под вопрос ставилось былое единство наций. В Новом Свете главным толчком был вызов белым переселенцам, их европейским корням. Рынок труда нуждался в большем притоке иммигрантов. Внутреннее и внешнее давление против эксклюзивных условий для избранных этносов и новые мировые геоэкономические тенденции привели к возникновению новых, гораздо более разнообразных в культурном отношении волн иммиграции в Северную Америку и Океанию из Латинской Америки, Карибов и Азии. С другой стороны, Латинская Америка стала субконтинентом внешней эмиграции. Кроме того, два обстоятельства - позиция коренного населения, бывшего объектом насильственного завоевания, и отголоски принудительного рабства выдвинули на передний план вопросы расы и расизма[2].

     

     

     

    • Проблемы  мультикультурализма

     

    Проблема  мультикультурализма, впервые поставленная в 60-е годы XX века, активно обсуждается в современных работах по политологии, социологии, философии и культурологии.

    Сегодня большинство  государств хотя бы в некоторой степени  отличается культурным многообразием. Торговля, туризм, международный диалог ученых и деятелей искусства, мобильность  квалифицированных специалистов и  миграция приводят к тому, что в  большинстве стран проживает  значительное число людей, принадлежащих  к другим культурам. Практически  везде можно встретить представителей хотя бы одного культурного меньшинства  — иностранных туристов и бизнесменов. Многие страны сегодня можно назвать  многообразными в культурном плане  уже потому, что они открыты  внешнему миру — представители любых  народов могут туда свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться

    Таким образом, политика мультикультурализма является ответом национального госудаоства на социокультурный вызов.

    Современная социально-политическая мысль, предполагая  создание единого планетарного этноса в отдаленном будущем, призывает  к согласованию ценностей через  тесное взаимодействие самых разнообразных  культур мира. Однако не следует  забывать, что культура всегда национальна, никогда не интернациональна, и вместе с тем она сверхнациональна по своим достижениям и универсальна по своим основам. Таким образом, согласование культур столкнется с проблемой потенциального конфликта ценностей, вследствие выработки «полного списка ценностей» всех культур.

    Доктрину мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток разрешить проблему взаимодействия разных сообществ, а этой проблеме не одна тысяча лет, она сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Взаимодействие может происходить различными путями – от насильственного насаждения чуждых верований и ценностей до практически полного слияния культур. Однако более приемлем здесь путь диалога культур. Диалог – это, по определению, форма общения  (коммуникации) двух и более равноправных участников, в основе которого лежат общие интересы сторон и целью которого является взаимопонимание и совместная реализация поставленных задач. Фундаментом любого диалога (а межнационального диалога в особенности) должны быть принципы взаимоуважения и равноправного партнерства.

    Ряд проблем: мультикультуроное общество уязвимо, трудно управляемо, непредсказуемо. Для построения его требуется воспитать в каждом члене общества ответственную, толерантную личность. Но это пока трудно разрешимая задача даже в тех обществах, которые декларируют толерантность как первоочередную ценность и добродетель.

    Информация о работе Мультикультурализм в современном мире