Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:29, реферат
Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов является одним из важнейших направлений деятельности служб пассажирских автотранспортных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров (далее АТП), лиц, ответственных за безопасность дорожного движения. По данным ГИБДД МВД России ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют, примерно, в 80% дорожно-транспортных происшествий. Данная многолетняя статистическая закономерность определяет приоритетную роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения, системы «Водитель-автомобиль-дорога-среда».
Введение
Обеспечение профессиональной
надежности водителей автобусов
является одним из важнейших направлений
деятельности служб пассажирских автотранспортных
предприятий, организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих перевозки
пассажиров (далее АТП), лиц, ответственных
за безопасность дорожного движения. По
данным ГИБДД МВД России ошибки, связанные
с человеческим фактором, присутствуют,
примерно, в 80% дорожно-транспортных происшествий.
Данная многолетняя статистическая закономерность
определяет приоритетную роль водителя
в обеспечении безопасности дорожного
движения, системы «Водитель-автомобиль-дорога-
Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась, главным образом, как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Ужесточение наказаний за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) считалось самым главным способом профилактических мер снижения уровня аварийности. Однако, как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.
В конечном счете, надежность водителя определяется уровнем его возможностей и готовностью обеспечить безопасное управление транспортным средством. Понятие “надежность” часто отождествляется с “профессионализмом”, “мастерством”, “дисциплинированностью” и некоторыми другими терминами, определяющими необходимые для водителя качества по безаварийному управлению автомобилем.
1 Надежность водителя
Под надежностью водителя понимается его способность в течение определенного времени работать «без отказов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий. Надежность водителя складывается из следующих составляющих:
Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе связаны с ее составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низки ми психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Также причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности неправильно сформированные навыки или потеря таковых. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя и пр.
Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем, связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.
Надежность водителя может быть обеспечена (повышена) путем воздействия на каждую из перечисленных составляющих.
Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка выражается в наличии широкого диапазона навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет: максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно с минимальной затратой сил управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях.
Вероятность совершения ДТП в значительной степени зависит от возраста и стажа водителя. Наибольший показатель опасности характерен для водителей в возрасте от 18 до 25 лет. Это объясняется малым опытом управления автомобилем и переоценкой своих профессиональных возможностей. Значительное увеличение показателя опасности возникновения ДТП наблюдается у водителей старше 50 лет, большинство из которых имеет значительный стаж управления автомобилем, но отличается ухудшением ряда важных функций организма, с точки зрения безопасного управления автомобилем. Среди них, например, острота зрения, особенно в сумеречное время суток, при ослеплении фарами встречного автотранспорта.
Работа водителя автомобиля предъявляет высокие требования к его психофизиологическим функциям и состоянию. При управлении автомобилем в сложных дорожных условиях, в большом городе, особенно при возникновении критических дорожных ситуаций водитель нередко работает на пределе своих возможностей. Поэтому прием небольших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное снижение психофизиологических возможностей водителя, нередко приводит к ошибкам и ДТП. После приема даже небольших доз алкоголя снижаются устойчивость и интенсивность внимания, замедляются его переключение, нарушаются процессы мышления и памяти. В результате водителю требуется больше времени для оценки дорожной обстановки и приема решения, что снижает его готовность к действиям. Одновременно снижается острота зрения, нарушается глазомер и способность различать цвета, сужается поле зрения, увеличивается время восстановления зрения после ослепления, нарушается координация движений, их точность, резко увеличивается время реакций.
Повышение надежности водителей является одной из важнейших составляющих деятельности АТП, в плане поддержания необходимого уровня безопасности дорожного движения. На решение этой задачи и направлены следующие Рекомендации:
Заключение
Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля, техническим совершенством дороги, а с другой — надежностью действий водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях. Главным звеном в этой системе является водитель, под надежностью которого понимается его способность правильно и своевременно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный режим движения.
Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов.
Список использованной литературы