Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:35, реферат
Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и содержание охраны труда……………………...…………………..5
2. Ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства об охране труда………………………………………………..8
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства…………………………………………………………………18
4. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде……...23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство
деятельностью федеральной
Деятельность
органов федеральной инспекции
труда и должностных лиц
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.
Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие полномочия:
-
осуществляет государственный
-
анализирует обстоятельства и
причины выявленных нарушений,
принимает меры по их
-
осуществляет в соответствии
с законодательством
-
направляет в установленном
- осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
-
обобщает практику применения, анализирует
причины нарушений трудового
законодательства и иных
-
анализирует состояние и
-
принимает необходимые меры по
привлечению в установленном
порядке квалифицированных
-
запрашивает у федеральных
-
ведет прием и рассматривает
заявления, письма, жалобы и иные
обращения граждан о
-
осуществляет информирование и
консультирование
-
информирует общественность о
выявленных нарушениях
- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
- осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
-
иные полномочия в
Государственные инспекторы труда являются федеральными государственными служащими, и в связи с этим на них распространяются все нормы законодательства о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях, обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов труда закреплены ст. 358 ТК РФ. При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны:
-
соблюдать законодательство
-
хранить охраняемую законом
- считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- воздерживаться от сообщения
работодателю сведений о
4.Общественный контроль
за соблюдением законодательства
о труде
Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства предусмотрен главой 58 ТК РФ "Защита трудовых прав работников профессиональными союзами". В статьях 370 - 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп.). Согласно ст. 19 названного Закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза.
Профессиональные союзы имеют право:
-
предъявлять требования о
-
осуществлять выдачу
-
осуществлять проверку условий
и охраны труда, выполнения
обязательств работодателей по
охране труда, предусмотренных
коллективными договорами и
-
принимать участие в
-
обращаться в соответствующие
органы с требованиями о
-
принимать участие в
Территориальными
объединениями (ассоциациями) организаций
профсоюзов создаются профсоюзные
инспекции труда для
Профсоюзные
инспектора труда в установленном
порядке имеют право
Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК РФ. Частью 5 этой статьи предусмотрено, что профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, согласно ч. 6 ст. 370 ТК, имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
-
проводить независимую
-
принимать участие в
-
получать информацию от
- защищать права и интересы
членов профессионального
-
предъявлять работодателям
-
направлять работодателям
-
осуществлять проверку
-
принимать участие в работе
комиссий по испытаниям и
Информация о работе Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда