Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:35, реферат

Краткое описание

Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и содержание охраны труда……………………...…………………..5
2. Ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства об охране труда………………………………………………..8
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства…………………………………………………………………18
4. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде……...23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)

     Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

     Руководство деятельностью федеральной инспекции  труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  на проведение государственного надзора  и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

     Деятельность  органов федеральной инспекции  труда и должностных лиц указанных  органов проводится на основе принципов  уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости  и гласности.

     Основные  полномочия органов федеральной  инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции  труда (1947), ратифицированной Федеральным  законом от 11 апреля 1998 г.

     Органы  федеральной инспекции труда  реализуют следующие полномочия:

     - осуществляет государственный надзор  и контроль за соблюдением  работодателями трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

     - анализирует обстоятельства и  причины выявленных нарушений,  принимает меры по их устранению  и восстановлению нарушенных  трудовых прав граждан;

     - осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации рассмотрение дел об  административных правонарушениях;

     - направляет в установленном порядке  соответствующую информацию в  федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления, правоохранительные органы и  в суды;

     - осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

     - обобщает практику применения, анализирует  причины нарушений трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, готовит соответствующие  предложения по их совершенствованию;

     - анализирует состояние и причины  производственного травматизма  и разрабатывает предложения  по его профилактике, принимает  участие в расследовании несчастных  случаев на производстве или  проводит его самостоятельно;

     - принимает необходимые меры по  привлечению в установленном  порядке квалифицированных экспертов  в целях обеспечения применения  положений трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, относящихся к охране  здоровья и безопасности работников  во время их работы, а также  получения информации о влиянии  применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

     - запрашивает у федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, органов  прокуратуры, судебных органов  и других организаций и безвозмездно  получает от них информацию, необходимую  для выполнения возложенных на  них задач;

     - ведет прием и рассматривает  заявления, письма, жалобы и иные  обращения граждан о нарушениях  их трудовых прав, принимает меры  по устранению выявленных нарушений  и восстановлению нарушенных  прав;

     - осуществляет информирование и  консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

     - информирует общественность о  выявленных нарушениях трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, ведет разъяснительную  работу о трудовых правах граждан;

     - готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

     - осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

     - иные полномочия в соответствии  с федеральными законами и  иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

     Государственные инспекторы труда являются федеральными государственными служащими, и в  связи с этим на них распространяются все нормы законодательства о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях, обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов труда закреплены ст. 358 ТК РФ. При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны:

     - соблюдать законодательство Российской  Федерации, права и законные  интересы работодателей - физических  лиц и работодателей - юридических  лиц (организаций);

     - хранить охраняемую законом тайну  (государственную, служебную, коммерческую  и иную), ставшую им известной  при осуществлении ими своих  полномочий, а также после оставления  своей должности;

      - считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

      - воздерживаться от сообщения  работодателю сведений о заявителе,  если проверка проводится в  связи с его обращением, а заявитель  возражает против сообщения работодателю  данных об источнике жалобы. 

 

4.Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде 

     Общественный  контроль за соблюдением трудового законодательства предусмотрен главой 58 ТК РФ "Защита трудовых прав работников профессиональными союзами". В статьях 370 - 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп.). Согласно ст. 19 названного Закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза.

     Профессиональные  союзы имеют право:

     - предъявлять требования о приостановлении  работ в случаях угрозы жизни  и здоровью работников;

     - осуществлять выдачу работодателям  обязательных к рассмотрению  представлений об устранении  выявленных нарушений требований  охраны труда; 

     - осуществлять проверку условий  и охраны труда, выполнения  обязательств работодателей по  охране труда, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

     - принимать участие в разработке  проектов подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда,  а также согласовывать их в  установленном Правительством РФ  порядке; 

     - обращаться в соответствующие  органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

     - принимать участие в рассмотрении  трудовых споров, связанных с  нарушением законодательства об  охране труда, обязательств, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий  труда и др. (ст. 22 Федерального  закона "Об основах охраны труда  в Российской Федерации"). Работодатели  обязаны в недельный срок с  момента получения требования  об устранении выявленных нарушений  сообщить соответствующему органу  профсоюзной организации о результатах  его рассмотрения и принятых  мерах (ст. 370 ТК РФ).

     Территориальными  объединениями (ассоциациями) организаций  профсоюзов создаются профсоюзные  инспекции труда для осуществления  профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Примерное положение о профсоюзной инспекции труда (профсоюзной правовой инспекции труда) утверждено постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 30.05.1996 г., Положение о технической инспекции труда - постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 22.11.2000 г.16 . На их основе соответствующим профсоюзом, территориальным объединением (ассоциацией) организаций профсоюзов принимаются свои положения о профсоюзной инспекции труда (о профсоюзной правовой инспекции труда) и технической инспекции труда.

     Профсоюзные инспектора труда в установленном  порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, в которых работают члены данного профессионального  союза или профсоюзов, входящих в  объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также  выполнения условий коллективного  договора, соглашения.

     Общественный  контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК РФ. Частью 5 этой статьи предусмотрено, что профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

     Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, согласно ч. 6 ст. 370 ТК, имеют право:

     - осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

     - проводить независимую экспертизу  условий труда и обеспечения  безопасности работников организации; 

     - принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний; 

     - получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций  о состоянии условий и охраны  труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

      - защищать права и интересы  членов профессионального союза  по вопросам возмещения вреда,  причиненного их здоровью на  производстве (работе);

     - предъявлять работодателям требования  о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни  и здоровью работников;

     - направлять работодателям представления  об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

     - осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, выполнения  обязательств работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

     - принимать участие в работе  комиссий по испытаниям и приему  в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Информация о работе Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда