Обеспечение безопасности при турпоходе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:04, реферат

Краткое описание

Целью данной работы заключается в изучения мер обеспечения безопасности при проведении водных походов и лыжных походов. Данная тема актуальна потому что с каждым годов в России все больше людей начинают активно заниматься туризмом. И вопрос обеспечения безопасности является одним из важнейших при подготовке какого либо похода или путешествия.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 77.03 Кб (Скачать файл)

Затем он возвращается и вытаскивает нос на берег резкими рывками. Остальные гребцы работают на ход против течения и, как только появляется возможность, выпрыгивают с судна и затаскивают его на берег. Весла не следует оставлять на судне, чтобы не потерять, лучше вытащить их на берег.

При отчаливании ближний к берегу гребец держит судно, пока остальные занимают места и берутся за весла. После того, как все готовы, последний запрыгивает и занимает свое место. В это время нежелательно предпринимать активных действий и выгребать на струю.

Тактику в водном походе определяют препятствия - естественные и искусственные. К естественным относятся мели и перекаты, завалы, отдельные подводные камни, пороги и водопады. При прохождении большинства из них судно должно иметь скорость, отличную от скорости водного потока, и обязательно сохранять управляемость.

Мели обычно появляются на поворотах реки возле выпуклых берегов, на расширениях русла. Если мель протянулась почти через всю ширину реки, она называется перекатом. Мель обычно полого опускается к той части потока, где больше течение, здесь образуется корыто переката, т. е. наиболее глубокая его часть, промытая течением. За гребнем переката глубина резко увеличивается и образуется подвалье переката.

Мели и перекаты, состоящие из песка и других мелких частиц, безопасны. Некоторую трудность представляют собою перекаты из мелких камней. Во всех случаях мели в виде отмелей (тянется от берега), банок (образуется где-то посередине реки) нетрудно обойти там, где река имеет большую глубину.

Отличить более глубокое место обычно бывает нетрудно. Вода над мелким местом светлее, над песчаными отмелями и перекатами она имеет желтый цвет. В тихую, безветренную погоду над мелью виднеется зеркальная поверхность воды, а рядом, на более глубоком месте, - легкая рябь. При ветре над мелью можно увидеть беспорядочную мелкую волну, а над глубокими местами видна длинная, более крупная и ровная волна. Легко заметить, что в более глубоких местах скорость течения больше.

Быстрины представляют собою сужение русла потока. Вода здесь течет с большей скоростью. Быстрины отличаются от переката и порога тем, что уклон на участке быстрины меняется незначительно по сравнению с уклоном всего плеса. Быстрины образуются в местах, где русло реки сжато выходами коренных пород. Русло реки на быстрине, как правило, бывает чистым, без камней или обломков скал. Для прохождения на лодке или плоту быстрины сравнительно безопасны, и можно идти серединой потока. Известную трудность для прохождения представляют собою быстрины на поворотах русла. На таких местах вода устремляется к вогнутому берегу, и есть опасность навала судна на него. Быстрины на повороте нужно проходить ближе к выпуклому берегу, в стороне от стремнины. При навале на берег бывает очень трудно отгрестись, обшивка или оболочка могут быть повреждены. Для того чтобы отойти от берега на быстрине в случае навала, необходимо либо сильными движениями, упираясь веслами в берег, оттолкнуть судно и при первой же возможности начать грести и набрать скорость, либо, если позволяет глубина, выпрыгнуть из судна и отвести ее к стремнине, держась руками за борта.

Завалы - это нагромождение, перекрывающее русло реки, из подмытых и упавших деревьев, сучьев и прочего хлама. Как правило, завал перекрывает лишь верхние слои потока, но при этом уменьшении сечения русла заметно увеличивается скорость воды, и все плывущее по реке с большой силой подтягивается под бревна завала. При подходе к завалу, если издалека не виден проход, необходимо подойти к берегу и расчистить путь. Иногда приходится пользоваться пилой и топором.

Топляком называют затонувшие деревья. Они особенно опасны, так как их сучья порой торчат против течения. Топляки лучше обойти. Если случилось, что топляк уже под судном, то можно, дав крен на другой борт, пройти препятствие на малом ходу.

Отдельные подводные камни или камень-одинец встречаются в руслах как равнинных, так и горных рек и представляют собою известную опасность. Лодка или байдарка при посадке на камень могут перевернуться, может быть повреждена обшивка и оболочка, а у байдарок случается и поломка частей корпуса. Плот может сильно накрениться, а часть его - оказаться под водой.

Первым признаком подводного камня являются неисчезающие круги над ним. Такой камень располагается глубоко, и над ним при небольшой осадке можно пройти. Другим признаком является бурун, всегда поднимающийся ниже камня, а водный поток, проходя над камнем, выглядит как бы приглаженным, поверхность воды остается чистой и ровной. За большими камнями можно заметить имеющуюся перед гребнем впадину у поверхности воды. Если подводный камень расположен близко к поверхности, то над ним видна вершина треугольника, образуемого двумя струями потока. Такие камни нужно обходить. Надо помнить, что опасность не в гребне, а перед ним, и соответствующим образом направлять лодку. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы судно двигалось бортом на камень: в этом случае судно можно перевернуть.

Если одинокий подводный камень заметен издалека, то даже опытному воднику лучше заранее изменить направление. Если же камень просмотрели и он сказался почти под носом судна, то можно дать небольшой крен на наружный по отношению к препятствию борт. При посадке на камень необходимо немедленно столкнуть судно, упираясь веслами в камень или дно реки. Иногда бывает достаточно, опираясь на весла, немного выжаться и тем самым разгрузить судно. Если позволяет глубина, лучше всего выскочить из судна и столкнуть его с камня.

Искусственными препятствиями являются плотины, мосты, паромы, рыболовные сооружения, молевой сплав.

При подходе к плотинам с воды осматриваются оба берега, и выбирается тот, к которому проще подойти, высадиться, разгрузить судно и сделать волок. Нельзя близко подходить к самой плотине, так как течение может увлечь через нее судно.

Мосты по трудности прохождения можно разделить на три вида: мосты, перекрывающие одним пролетом всю реку, мосты, имеющие опоры на быках, и мосты наплавные.

В первом случае мосты не представляют опасности, и нужно лишь определить, позволяет ли высота моста проплыть под ним на судне. Если мост невысок, но высота позволяет провести лодку, то можно, подойдя к мосту, лечь на дно судна и пройти под мостом, опираясь руками о его балки. При большой скорости течения низкий мост лучше обнести.

Протоки около мостов с опорами в реке представляют собою известную трудность для прохождения. Кроме высоты моста имеют значение ширина пролетов и чистота русла протока. Проток, стесненный опорами, превращается в быстрину. Если есть сомнение относительно чистоты русла, то лучше осмотреть протоки. В протоках под мостами могут оказаться спиленные сваи, остатки материалов и приспособлений, которыми пользовались при строительстве моста. Такие предметы выявляются так же, как и подводные камни. При прохождении под мостом необходимо так же, как и на быстрине, иметь собственную скорость судна.

Наплавные мосты преодолеваются двумя способами: лодки обносят или временно разводят мост для пропуска судов. Не представляет особой трудности перенос лодки через узкий пешеходный мостик. В таких случаях можно весом нескольких человек немного «утопить» мост и провести суда, приподнимая их руками. На малых реках мост из нескольких бревен иногда удается отвести около берега и образовать достаточное пространство для проводки судов. Наибольшую трудность представляют наплавные мосты, опирающиеся на целую цепь судов — барж, лодок. Как правило, суда занимают значительную часть всей ширины реки, и поэтому вода с большой скоростью устремляется между ними, образуя быстрины. Расстояние между опорами наплавного моста часто настолько ограничено, что трудно пройти, работая веслами. Кроме того, высота самого моста также затрудняет движение. К таким наплавным мостам не следует подходить близко, чтобы иметь возможность пройти на веслах к любому из берегов, не будучи втянутым в быстрины. Проходить под подобными мостами можно лишь в том случае, если расстояние между судами-опорами позволяет работать веслами, а высота достаточна для сидящих гребцов.

Паром сам по себе не является большой помехой для движения на лодке, плаванию мешает канат парома, который протягивают через всю реку. На лодке можно пройти вдоль берега под канатом или над ним в середине реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ  ПРИ ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ

 

  1. подготовка к лыжному походу

Обеспечение безопасности зимних походов является сравнительно более трудоемким процессом, чем обеспечение безопасности походов, проводимых при более благоприятных температурных условиях.

Разработка маршрута

На планирование лыжного похода и распорядок его дня влияет сравнительно короткий световой день, ограниченность путей сообщения, а иногда и полное отсутствие дорог. Тактика похода, в частности, дневного перехода определяется поставленными задачами, естественными препятствиями, погодными условиями и состоянием участников. К общим тактическим правилам можно отнести следующие:

    • технически сложные участки проходить в первой половине дня, лавиноопасные - ранним утром;
  • суточное ходовое время не должно превышать 7 ч., для начинающих туристов - 5;
    • режим и темп движения должны быть равномерными, с сокращением длительности переходов во второй половине дня;
  • обязателен горячий обед (по крайней мере, чай) и отдых в середине дня;
  • при движении нельзя допускать перегрева или переохлаждения организма;
    • следует организовать постоянный взаимный контроль физического состояния участников похода;
    • не допускать значительного растягивания группы, при плохой видимости сократить темп и интервал между участниками;
  • при серьезном ухудшении погоды движение прекратить и организовать бивак.
  • Для участия в лыжном походе нужна хорошая физическая, моральная, материальная и специальная подготовка участников. Они должны хорошо ездить на лыжах, уметь спускаться со склонов различными способами, включая способы поворотов, торможения и остановок на склонах, подниматься на склоны способами «елочка», «лесенка», «серпантин» и «в лоб», проходить лесные завалы и чащобные участки на лыжах и с лыжами в руках.

Кроме знания лыжных приемов, участники должны обладать общей выносливостью организма, закалкой, крепким здоровьем. Также туристы-лыжники должны владеть общетуристическими навыками: уметь развести костер, приготовить пищу и т.д. Чтобы приобрести опыт организации вынужденных полевых зимних ночлегов, рекомендуется в одном из зимних походов выходного дня самостоятельно построить заслон, снежную яму или пещеру и переночевать в них.

Самое главное специальное снаряжение для лыжного туризма - это лыжи, крепления и лыжные палки. Наиболее подходящими для похода являются лыжи типа «Бескид» или «Турист». По длине они должны быть несколько короче и шире беговых, но не настолько широкими, как охотничьи. Если лыжи деревянные, до похода скользящую поверхность нужно просмолить. В настоящее время в продаже есть пластиковые лыжи «Турист», они более прочные, чем деревянные.

В поход желательно следует брать запасную лыжу и крепления. Из креплений для лыжного похода больше подходят универсальные тросиковые крепления, если вы пользуетесь такими, в ремнаборе нужно иметь запасные тросики.

В продаже очень трудно найти оптимальные по цене и качеству лыжные палки. Самые удобные - старые советские металлические палки с кольцом - сняты с производства, а новые палки либо непрочны (пластмассовые) либо очень дороги (металлические). Одна из особенностей современных палок - маленькие кольца, рассчитанные на твердый снег возле лыжни. На целине такие кольца проваливаются, не обеспечивая опоры. Поэтому для походов нужны палки с большими кольцами, желательно съемными (чтобы в случае поломки их можно было заменить). Длина палок для походов должна быть меньше, чем для бега по лыжне, и не превышать 145 см. Материал - только металл, никакой пластмассы, которая не выдерживает боковых нагрузок. На палках перед походом нужно усилить петли и укрепить кольца.

Большое внимание нужно уделить обуви. Ботинки должны быть разношенными, пропитанными специальной мазью (силиконовым кремом), иметь широкий рант. Для предохранения их от намокания, а ног от холода применяются бахилы из любого плотного материала.

Форм бахил существует много. Чаще всего предпочитают бахилы в виде меш^: они просты в пошиве и ремонте в походе (протертую внизу часть бахилы отрезают и по линии отреза сшивают). Такие бахилы надевают, как правило, поверх штанов и завязывают тесемками. Верх бахилы можно стягивать резинкой. Обычно бахилы шьют выше колена. Если штаны стягиваются внизу шнуровкой, можно пользоваться укороченными бахилами, которых желательно иметь не менее двух пар. На это уйдет материала не больше, чем на пару мешковых бахил.

Основные погодные факторы, влияющие на лыжника, - это холод, ветер, снег. С другой стороны, при активном движении на лыжах человек потеет, и важно, чтобы одежда хорошо дышала и отводила влагу. Вечером при постановке лагеря незаменима пуховка или теплая синтепоновая куртка.

Штормовка нужна для активной части похода. У нее должен быть капюшон и удобный нагрудный карман, снизу должна быть резинка, которая прижимает ее к телу, длина - до бедер. Меховая опушка капюшона штормовки защищает лицо от бокового ветра, создает микроклимат перед капюшоном. Но есть и минусы - мех сильно обмерзает от дыхания и снижает обзор.

Информация о работе Обеспечение безопасности при турпоходе