Обороноспособность государства как один из важнейших факторов. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на всех её уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:56, реферат

Краткое описание

Современный этап - это этап развития и регулирования региональной политики. В законодательных и исполнительных органах государства стали подниматься вопросы о кардинальном изменении региональной политики. В их числе и вопрос о передаче в регионы максимального количества полномочий. Процесс усиления самостоятельности регионов имеет в целом позитивное значение. Однако полагаем, возможны и негативные последствия, в частности, ослабление позиций федерального центра в деле укрепления обороноспособности страны. Необходима разработка мер по их предотвращению, особенно по выработке контроля. Важно и стимулирование интересов региона в деле повышения обороноспособности.

Содержание

Введение
2
1. Региональная политика РФ и её влияние на обороноспособность страны.
3-8
2. Особенности отечественного опыта межэтнического взаимодействия и государственного управления многонациональным населением
10
3. Механизм влияния межнациональных отношений на обороноспособность России
11-12
4. Характеристика современных проблем гармонизации межнациональных отношений в целях укрепления обороноспособности Российской Федерации и пути их решения
13-14
Заключение
15
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

обороноспосоность государства.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Влияние государственной  региональной политики осуществляется не только в собственно экономической  и финансовой сфере, оно охватывает широкий спектр проблем жизнедеятельности страны по ряду важных направлений материальной сферы обороноспособности. В их составе существенную роль играет выяснение влияния на обороноспособность государства региональных транспортных проблем. Особого внимания требует разрешение транспортных проблем некоторых приграничных регионов с учетом значимости их влияния на обороноспособность страны. В частности, это Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

Результативность влияния региональной политики на укрепление обороноспособности определяется и таким важным ее направлением, как состояние развитости информационного  пространства. Одним из направлений  государственной политики является стимулирование развития и совершенствования инфраструктуры единого информационного пространства страны, объединяющего все регионы. Выравнивание этого потенциала необходимо и для усиления обороноспособности страны. Анализируя направления воздействия региональной политики на обороноспособность, следует учитывать, что она органически связана и электроэнергетикой. В России в связи с ликвидацией Единой энергосистемы, региональных АО-энерго, как считают специалисты, может наступить национальная катастрофа . В сложившейся ситуации необходим поиск мер и механизмов для обеспечения жизнедеятельности всех регионов и обороноспособности страны. Рассматривая направления взаимосвязи региональной политики и обороноспособности, важно обратить внимание на проблемы природопользования. Наличие природных богатств, достаточность и степень их освоения в регионах -

одно из важнейших условий обороноспособности государства. Однако требуется более  рациональное использование природно-материальной базы с учетом удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и ее регионов. В составе важнейших условий выступают нужды обороноспособности, укрепления Вооруженных Сил.

Одним из направлений анализируемой  роли региональной политики, элементом  мощи государства, влияющим на ее обороноспособность, является государственный резерв. Органы государственной власти и самоуправления регионов участвуют в его пополнении, но не имеют права распоряжаться имуществом государственных резервов, находящимся на их территории. Существенное значение имеют мобилизационные обязанности субъектов Российской Федерации. Укрепление обороноспособности государства в качестве важного элемента вводит мобилизационную готовность страны и ее регионов. Анализ ее компонентов установил и здесь ряд нерешенных проблем, связанных с регионами.

Взвешенная региональная политика призвана обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Реализация этих факторов и является предметом анализа  социальных вопросов региональной политики. В рамках изучения влияния региональной политики на обороноспособность страны анализируется состояние дел по направлениям социальной сферы: состояние уровня жизни населения, его занятости, обеспеченности жильем. Некоторые позитивные подвижки есть. Однако общее состояние качества жизни не может удовлетворять, имеется масса нерешенных проблем, отрицательно влияющих на обороноспособность. Регионы России характеризуются значительной контрастностью по уровням доходов населения. В 65 регионах, в которых проживает 101,5 млн. человек (71,4% от всего населения), доходы были ниже средних по стране. В то же время отмечается большая дифференциация цен на потребительские товары и услуги. Наиболее высокая стоимость жизни из-за климатических условий и периферийного расположения - в северных регионах и на Дальнем Востоке . Региональная социальная политика должна решить задачу обеспечения народам, населяющим регионы Российской Федерации, равных прав и возможностей для своего развития. Во главу угла важно поставить принцип необходимости государственной поддержки и защиты наиболее социально уязвимых категорий населения. Сокращаются людские ресурсы страны, особо беспокоит то, что значительно уменьшается доля самого продуктивного для дела обороноспособности трудоспособного населения, того населения, которое обеспечивает военное производ-

ство и способно «стать под ружье». Для решения сложных социальноэкономических проблем регионов настоятельно необходимо: установление минимальных государственных  социальных стандартов, на основе которых  разрабатывались бы планы и программы подъема жизненного уровня населения в зависимости от места и условий проживания; обеспечение социальных гарантий для граждан, выраженных в социальных нормах и нормативах, о которых должно знать население. Без решения этих социальных проблем, затрагивающих условия жизни народа - главного объекта обороноспособности - ее невозможно обеспечить.

Существенной стороной социальной действительности является духовнокультурная  жизнь общества. От того, как она  протекает в регионах, на местах, зависит моральное здоровье страны, от которых зависит и ее обороноспособность. Важнейшей целью региональной политики является создание в регионах необходимых условий для возрождения, утерянного в духовной сфере, ее эффективного функционирования и развития. Первостепенной духовной ценностью народов России является патриотизм. На обороноспособность страны влияют и уровень образования населения, проблемы воспитания молодежи. Главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие должной государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным тормозом в вопросах подготовки человека и гражданина, защитника России.

В стране, под воздействием некоторых  СМИ, ориентированных прозападно, происходит деградация сферы собственно духовного  производства. Осуществляется разрушение материальной ее составляющей - одного из условий укрепления духовной мощи государства, его обороноспособности.

Мыслящие люди считают, что если для восстановления российской промышленности требуются годы, десятилетия, то упущенное в сфере образования, науки, культуры, духовных ценностей, искусства наверстывать придется целым поколениям на протяжении многих десятилетий. Необходимо создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности, которая должна быть направлена на укрепление сплоченности народов, на усиление могущества и обороноспособности России.

 
 

2. Особенности отечественного опыта межэтнического взаимодействия и государственного управления многонациональным населением 
 
Исходя из ретроспективного исторического обзора можно утверждать, что российское государство (Московская Русь, Российская империя, СССР) формировалось именно как многонациональное, тем самым обуславливая проведение властями центра политики, в целом направленной на достижение межнационального единения и укрепления государства. 
 
В экономической сфере подобное выражалось в отказе от вмешательства в хозяйственную жизнь национальных окраин как минимум и способствованию экономическому развитию как максимум. 
 
В духовной сфере - использование мессианской идеологии и проведение политики национальной и конфессиональной терпимости. 
 
В социальной сфере – социализация многонационального населения. 
 
В сфере политики: 
 
- применялись гибкие формы управления различными этносами с учетом их менталитета и культурно-исторических традиций; 
 
- подключение представителей национальных элит к управлению страной на равноправной основе; 
 
- пресечение межнациональной розни, одним из способов которой было использование русского народа в качестве своеобразного демпфера. 
 
Необходимо отметить наличие у русского этноса достаточно высокого уровня национальной толерантности. За все время существования российской государственности не было уничтожено ни одного народа, поэтому имеются все предпосылки для мирного существования различных народов в пределах единого государства в современной России. 
 
Анализ исторического прошлого многонациональной России также позволяет сделать вывод, что разложение государственности приводит к полному или частичному разрушению межэтнических связей, а также к социальным, экономическим и политическим деформациям, что отрицательно сказывается на межнациональных отношениях в целом. Однако чрезмерная бюрократизация и централизация в многонациональном государстве воспринимается недоминирующими этносами как явное насилие со стороны доминирующего. Исторический опыт показывает, что только разумное сочетание государственного управления и самоорганизации этнических групп может стать прочной основой национальной политики Российской Федерации вообще и ее обороноспособности в частности. 
 
В диссертации обосновывается неразрывная связь между проблемами современной государственности России и необходимостью формировании объединяющей народы идеологии.

3. Механизм влияния межнациональных отношений на обороноспособность России 
 
Исходя из современного научного понимания термина «обороноспособность», в диссертации обосновывается межнациональное единение, как одно из важнейших условий ее укрепления. 
 
Постоянная межнациональная конфликтность и напряженность, приводят к ослаблению межэтнического единства, а, следовательно, и к понижению уровня обороноспособности государства в целом. 
 
Сами межнациональные отношения складываются под влиянием исторических традиций, а также по ряду причин, лежащих в экономической, духовной, социальной и политической сферах. 
 
Анализируя современное состояние межэтнических отношений в России, становятся очевидными следующие особенности: 
 
1. Продолжающийся экономический кризис в Российской Федерации наихудшим образом сказывается на межнациональных отношениях, обостряя накопившиеся противоречия. Тяжелое материальное положение основной массы населения провоцирует борьбу этнических групп между собой за имеющиеся ресурсы. 
 
2. Неравномерное распределение производственных мощностей по территории России без соответствующей государственной компенсации создает угрозу целостности государства. 
 
3. Отсутствие объединяющей идеологии является основным фактором духовного кризиса российских народов, приводящий не только к межнациональной разобщенности, но и к деградации основной массы населения современной России. 
 
4. Социальная структура российского общества не способствует межнациональному единению, разводя население на два полюса «элита – народ», диктуя первым стремление к созданию дробного социального пространства, состоящего из мелких социальных и этнических групп. Межэтнический конфликт в этом случае используется элитой как один из способов канализации энергии социальной напряженности. В этом случае можно утверждать, что сама структура социальных отношений в Российской Федерации является одним из источников дестабилизации ситуации в сфере межнациональных отношений. 
 
5. В настоящий момент имеются основания полагать, что социально-политическая система элитарной демократии России приведет к созданию Вооруженных Сил с их наделением карательными функциями, что противоречит принципам построения вооруженных формирований, предназначенных для отражения внешней агрессии. 
 
6. В политической сфере наблюдаются рецидивы политизации этничности, т.е. использование национальными элитами идеологий национализма, как средства в борьбе за власть и шантажа федерального центра в целях получения права самостоятельного распоряжения местными ресурсами. 
 
7. Проводимая реформа федеративного устройства Российской Федерации с целью укрупнения территориальных и национально-территориальных образований имеет все шансы снизить угрозу сецессии национальных «окраин» государства. Экстерриториальная структура межнационального взаимодействия (национально-культурные автономии), в которой реализуется активное сотрудничество общественных национальных организаций с государственной властью, позволит этническим группам в укрупненных территориальных образованиях реализовывать свои потребности в национально-культурном развитии, не прибегая к выходу из состава Российской Федерации. Единственной опасностью в этом случае будут возможные сепаративные устремления руководства образованных федеральных округов. 

4. Характеристика современных проблем гармонизации межнациональных отношений в целях укрепления обороноспособности Российской Федерации и пути их решения 
 
1. Неравномерное распределение производительных сил, которое может вызвать сецессию отдельных регионов и межнациональные конфликты, необходимо компенсировать государственной поддержкой менее развитых в экономическом отношении географических зон. 
 
Рассредоточение определенным образом центров производств по территории России позволит увеличить экономическую взаимосвязанность регионов, т.е. ослабит их сепаратизм, а также решит проблему занятости населения на национальных окраинах и снизит межэтническую напряженность. 
 
Государственная поддержка развития регионов в том числе способна повысить благосостояние этнических групп национальных окраин, тем самым уменьшив нежелательный миграционный поток в восточно-европейскую область Российской Федерации, в частности в Москву и Санкт-Петербург. 
 
2. Отсутствие четкой и ясной государственной идеологии самым отрицательным образом сказывается на межнациональном единении на обороноспособности России. Выход из этого положения видится в разработке и реализации концепции государственной идеологии, отвечающей потребностям всего многонационального народа России. Основанная на традициях и богатой культуре всех народов Российской Федерации, она способна в целом оздоровить как межэтнические, так и социальные отношения, вытеснив гедонические комплексы нынешнего поколения россиян, обозначить направление дальнейшего социального, экономического, политического и духовного развития всего населения России, создать благоприятные условия для межнационального единения, существенно облегчить воспитательный процесс в Вооруженных силах. Однако, появлению идеологии, отвечающей вышеназванным требованиям, общегосударственного уровня будет противиться современная российская элита, так как это предполагает накладывание на нее определенных обязательств и ответственности.  
 
3. В результате социально-экономических потрясений российского общества существенной деформации подверглась культура межнационального общения. В этой связи в целях снижения вероятности межнациональных конфликтов и повышения уровня межнационального единения необходимо особое внимание уделять культуре межнационального общения. На общегосударственном уровне это должно выражаться в усиление поддержки государством общеобразовательной школы, как одного из основных социальных институтов, а также внешкольного воспитания подрастающего поколения.  
 
В масштабах Вооруженных Сил основное внимание при формировании культуры межнационального общения должно быть сосредоточено на решении следующих проблем: организация целенаправленной индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими – представителями разных национальностей; учет национально-психологических особенностей военнослужащих в процессе сплочения многонациональных воинских коллективов; формирование научного мировоззрения у военнослужащих по теории национальных отношений; расширение сферы общения членов воинского коллектива. 
 
4. Для преодоления негативного воздействия социальной структуры, которая является источником межнациональной напряженности, на межэтническое единение необходима политика государственного патернализма по отношению к большинству населения Российской Федерации. Однако, следует учесть тот факт, что избыточный патернализм порождает инфантилизм и паразитарное сознание. 
 
5. Для снижения угроз этнического сепаратизма, непосредственно наносящего урон обороноспособности государства, следует реализовать фактическое (а не формальное) представительство интересов всех социальных и этнических групп. В этой связи наиболее целесообразной видится реорганизация демократической системы современной Российской Федерации в представительную на уровне государства, регионов и в прямую в масштабе местного самоуправления. Подобные меры более тесно свяжут этнические группы и их элиты, тем самым ограничат сепаратистские инициативы последних.

Информация о работе Обороноспособность государства как один из важнейших факторов. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на всех её уровнях