Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:47, реферат
Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них:
• в 1957 г. – в Уиндскейле (Англия)
• в 1959 г. – в Санта-Сюзанне (США)
• в 1961 г. – в Айдахо-Фолсе (США)
• в 1979 г. – на АЭС Три-Майл-Айленд (США)
• А в 1986 г произошла трагедия, последствия которой до сих пор, наводят ужас на мировую общественность – это катастрофа на Чернобыльской АЭС (СССР)
• Однако опасность ядерной энергетики лежит не только в сфере аварий и катастроф. Даже без них около 250 радиоактивных изотопов попадают в окружающую среду в результате работы ядерных реакторов.
В ноябре 2004 года был опубликован отчет Специального комитета при Агентстве по атомной энергии Японии. В нем впервые официально приводится сравнение стоимости двух технологий. По этим данным прямое захоронение ОЯТ без переработки будет стоить в 1,5-1,8 раза дешевле. Это подтверждает перспективность подходов, определенных в США, Финляндии и Швеции в качестве национальных стратегий. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени ни одно из государств не осуществило захоронение ОЯТ в промышленных масштабах. Кроме того, практика показывает, что при рассмотрении стоимостных оценок необходимо учитывать политическую ситуацию, национальную практику принятия решений, степень овладения современными технологиями в этой области.
ЗАХОРОНЕНИЕ В МОРЯХ
С началом широкого развития атомной энергетики в конце 40-х годов 13 стран стали производить сброс РАО и ОЯТ в открытое море. В общем этими странами было сброшено РАО с удельной активностью на момент их сброса 85000 ТБк, из них 38500 ТБк приходятся на долю Советского Союза и России.
Захоронение РАО в открытых морях регулируется международными конвенциями (Лондонская конвенция) и российским федеральным законодательством. В СССР вплоть до 1972 года практика захоронения РАО и ОЯТ в морях не отвечала требованиям международных норм. С 1972 года Лондонская конвенция запрещает затопление отработавшего ядерного топлива и ограничивает сброс низко- и среднеактивных отходов с судов. Согласно Лондонской конвенции, захоронение отходов со средним и низким уровнем активности разрешается только за пределами континентального шельфа, в районах между 50° с.ш. и 50° ю.ш., где глубина более 4000 метров.
Советский Союз присоединился к конвенции в 1975 году, с 29 января 1976 года конвенция вступила в силу для СССР. В 1983 году на 7 Консультативном совещании представителей Сторон бала принята Резолюция, призывающая временно воздержаться от захоронения в море всех видов РАО, с 1993 года временный мораторий стал постоянным запретом. Последние резолюции так и не были ратифицированы Россией.
Несмотря на то, что Советский Союз подписал международные конвенции, регулирующие захоронение радиоактивных отходов, и советские нормативные акты были приведены в соответствие с международными нормами, имели место единичные случаи затопления радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. История захоронения РАО в акваториях Российской Арктики описана в Белой книге, составленной Правительственной комиссией под председательством А.В. Яблокова в 1993 году. Большая неясность существовала с оценкой активности затопленных реакторов, поэтому позднее был произведен перерасчет этих величин.
Захоронение РАО в
морях с объектов Северного флота и Мурманского
морского пароходства
Начиная с 1959 года, Северный флот регулярно
производил захоронения радиоактивных
отходов в Баренцевом и Карском морях.
Затапливались твердые и жидкие радиоактивные
отходы, атомные реакторы, в том числе
с невыгруженным топливом. Кроме того,
в Баренцевом и Карском морях захоранивались
РАО атомного ледокольного флота Мурманского
Морского пароходства (ММП). Согласно последним
оценкам, суммарная активность всех радиоактивных
материалов, захороненных в Баренцевом
и Карском морях, составила 38450 ТБк. ВМФ
затапливали РАО также в Японском море,
Тихом океане, Белом и Балтийском морях.
Подробнее: http://www.bellona.ru/russian_
ЯПОНИЯ
Развитие атомной энергетики Японии до недавнего времени было обусловлено единственным фактором нехватки традиционных энергетических ресурсов: нефти, газа, угля… Соответственно правительство Японии активно продвигало программу постройки атомных электростанций по всей стране с самого начала развития мирного атома. И все это несмотря на то, что Япония пострадала от ядерных взрывов во время второй мировой войны. Уже в 1966 году был запущен первый промышленный реакторТокай-1, созданный в Великобритании и импортированный оттуда, мощностью в 160 МВт. Он, кстати, проработал до 1998 года.
Первые реакторы
поставлялись либо из других стран, либо
строились по чертежам иностранных разработчиков.
Однако уже в конце 70-ых годов такие компании,
как Toshiba, Hitachi,
Атомная энергетика Японии изначально японским правительством опиралась на несколько принципов:
1)
Основной поставщик энергии
2)
Переработка отработанного
3) Развитие реакторов на быстрых нейтронах
4)
Пропаганда среди населения
В июле 2001 года правительство Японии разработало новый план развития атомной энергетики страны, включающий в себя постройку десяти новых атомных электростанций. В мае 2006 года снова был указан курс на разработку реакторов на быстрых нейтронах, этим было поручено заниматься компании Митцубиси. В головах японцев, не отрывающихся от своих игровых приставок, были только мысли про игры для девочек мода, а никак не про заигрывание японских владельцев АЭС с природой.
На момент начала 2011 года ядерная энергетика обеспечивала 30% потребности Японии и планировалось увеличить этот показатель до 40% в течение 10 лет. Однако планомерное развитие атомной энергетики Японии было остановленоаварией на Фукусима-1. Резко отрицательное отношение население к АЭС, заставило правительство остановить реакторы на всех станциях для проверки. 27 марта 2012 года был остановлен последний реактор – Томари-3. До катастрофы с японской АЭС в стране восходящего солнца действовало 54 реактора, включая крупнейшую АЭС мира — Касивадзаки-Карива, которые покрывали 26% всей потребности страны в энергии.
Обсуждение будущего АЭС в Японии началось с планов по закрытию всех станций к 2030 году. Однако с каждым годом приходит понимание, что уход из страны дешевой энергии и почти полное отсутствие энергоресурсов в виду ограниченности и густонаселенности территории, ставит экономику Японии в тупик. ВВП продолжает из года в год снижаться, компании сокращают производства, выводят их в другие страны Азиатско-тихоокеанского региона.
В результате страна движется по направлению усиления норм безопасности, предъявляемых к АЭС, но постепенному их открытию и запуску, а также дальнейшему развитию и строительству.
На текущий момент по 19 реакторам поданы заявки на возобновление работы. В июле 2014 года были допущены к запуску два первых реактора Японии на АЭС Синдаи.
Социальные и экономические проблемы
В ядерном энергетическом строительстве в Японии стали существенными диспропорции между правительственными прогнозами развития сети АЭС и их фактическим осуществлением. Особенно большие надежды возлагались на атомную энергетику во второй половине 70-х годов, однако уже с начала 80-х годов прогнозные оценки были пересмотрены в сторону снижения под влиянием как экономических, так и социальных факторов.
Общеизвестна так называемая "ядерная аллергия" японской общественности - резко отрицательное отношение ко всем областям использования атомной энергии, связанное как с памятью об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, так и с недавними скандалами из-за многочисленных случаев аварий на японских АЭС.
Недовольство также вызывают факты теплового воздействия АЭС на животный и растительный мир прибрежных районов. Все японские АЭС строились на побережье и в качестве конденсата использовали морскую воду. В результате слива в море у побережья температура воды сильно повышалась, что вредно сказывалось на состоянии морской флоры и фауны и в конечном итоге отражалось на рыбном промысле и доходах многих рыболовецких поселков.
Правительство пытается решать эту проблему, строя различные отстойники для воды и системы ее очистки. Правительство стремится не допустить дальнейшего усиления антиядерных настроений и пытается найти компромиссные решения. Итогом общенародной дискуссии явился ряд законодательных актов, ужесточивших контроль центральных организаций, ответственных за безопасность эксплуатации АЭС.
Японским парламентом были приняты три закона: о развитии районов в местах размещения АЭС, удержании налогов с энергетических компаний за строительство электростанций и об образовании спецсчета содействия развитию энергоисточников. Назначением данного спецсчета является не только финансирование научно-технической деятельности в области энергетических разработок, о чем говорилось выше. Он также служит усилению финансовой базы для правительственных мероприятий в области контроля над развитием атомной энергетики, а также для пропаганды атомной энергетики среди населения.
Посредством центрального финансирования создается экономическая основа для привлечения префектур и населения в развитие атомной энергетики:
Например, в 90-х годах по сравнению в Англией дозы радиоактивного облучения населения составляли соответственно: Япония - норма: 0,005 бэра в год /фактически 0,0004 бэра в год/; Англия - норма: 0,5 бэра в год /фактически 0,024 бэра в год; В результате работы АЭС вместе с отходами в окружающую среду попадают различные газообразные и пылевидные радиоактивные вещества. Их количественный состав и активность в значительной степени зависят от типа реактора, состояния активной зоны, условий эксплуатации основного оборудования и систем отработки отходов. Об уровне безопасности японской атомной энергетики по сравнению, скажем, с американской можно судить по мощности аэрозольных выбросов радиоактивных благородных газов (РБГ) на тыс МВт установленной мощности АЭС.
- Япония: 9,37 /для реакторов типа ПВР/; США: 326 /для реакторов типа ПВР/. Что составляет разницу в 34,8 раза.
- Япония: 69,3 /для реакторов типа БВР/; США: 3823 /для реакторов типа БВР/. Разница - в 55,2 раза.
Приведенные показатели свидетельствуют, что интенсивные НИОКР в области безопасности эксплуатации АЭС, осуществленные в Японии, привели к весьма ощутимым результатам.
Как и в других странах мира с развитой атомной энергетикой, в последние годы в Японии значительно расширилась научная и производственная деятельность в области безопасности эксплуатации АЭС. Основным проектно-конструкторским решением в этой области явилось усовершенствование защитных оболочек АЭС, сводящих к минимуму риск радиоактивного поражения населения, проживающего вблизи нее. Дальнейшим развитием концепции защитной оболочки явилось подземное размещение АЭС. Особый интерес к этому направлению строительства АЭС проявила Япония. Основным доводом для проработки вариантов подземного строительства АЭС в условиях Японии послужила ограниченность территории, пригодной для строительства АЭС в обычном варианте. Согласно оценкам Центрального института энергетики при Ассоциации энергетических компаний Японии, имеющейся в стране прибрежной территории при традиционном размещении АЭС будет достаточно только для строительства электростанций суммарной мощностью 100 млн киловатт.