Опасные природные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.
Землетрясения являются одним из наиболее страшных природных катастроф, они уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энегетические сети.

Содержание

Рассмотрение первого вопроса (Вопрос №6 Способы действий населения во время землетрясения. Поведение людей в завалах. Способы поиска пострадавших в завалах).
Рассмотрение второго вопроса (Вопрос №46 Факторы опасности при цунами).
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Опасные природные процессы.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

В декабре 2004 года в южно-азиатском  регионе в результате цунами погибли более 170 тысяч человек.

Надежной защиты от цунами нет. Мероприятиями  по частичной защите является сооружение волнорезов, молов, насыпей, посадка  лесных полос, устройство гаваней. Цунами не опасно для судов в открытом море.

Важное значение для защиты населения от цунами имеют службы предупреждения о приближении волн, основанные на опережающей регистрации землетрясений береговыми сейсмографами.

 

 

 

1. Факторы опасности

 

Цунами – серия гигантских океанских  волн, возникающих вследствие подводных  или островных землетрясений или извержений вулканов. Серия волн иногда длится несколько часов с промежутками между волнами 20 – 30 минут. Цунами происходят во всех океанах, а чаще всего в Тихом океане. В открытом океане волны цунами распространяются со скоростью до 1 000 км/ч, но там они пологие с высотой от подошвы до вершины несколько метров и не опасны для судоходства. У берега волны могут достигать высоты 40 м. Наиболее высокие волны образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и у выдающихся далеко в океан мысов.

Обладая высокой скоростью, эти  волны обрушиваются на берег с  огромной силой, вызывая разрушение строений, размывание грунта, наводнение, при этом волны цунами сопровождаются мощными воздушными волнами. Следствием цунами могут быть пожары, экологические, химические и радиационные загрязнения на обширных территориях, разрушения коммунальных объектов и систем.

 

 

1.2 Оповещение

 

Заблаговременное предупреждение населения о возможности возникновения  или о приближении цунами осуществляется с помощью местных сетей радио» и телевизионного вещания, специальных сигналов или посыльных.

Признаками приближения  цунами являются отступление воды от берега, длящееся от 5 до 35 минут; неожиданное образование трещин в припае льда; необычные волны и выбросы у кромки льда и рифов; необычный дрейф плавающего льда и других плавающих предметов.

Оповещение цунами осуществляется гудками сирен, означающих сигнал: «Внимание  всем!», по которому необходимо включить радиоприемники и телевизоры для  прослушивания информации.

 

 

1.3 Действия населения

 

Прослушав информацию, необходимо сразу  же предупредить об угрозе окружающих и встречных, оказать помощь больным, инвалидам, престарелым, детям и, не заботясь об имуществе, быстро, не теряя  времени, направиться на ближайшие  холмы, горы, другие возвышенные места, подняться на высоту не менее 30 метров над уровнем моря.

Идти следует не по долинам ручьев и рек, впадающих в море, а по склонам возвышенностей. Если поблизости нет возвышенности, нужно удалиться  от берега на расстояние не менее 2 километров. При получении своевременного прогноза об угрозе цунами времени для принятия мер по спасению больше, чем при наблюдении предвестников.

Срочно покидая жилище, необходимо взять с собой минимум теплых, непромокаемых вещей, продуктов  питания, деньги, отключить газ, электричество, предупредить об эвакуации соседей.

При эвакуации транспортом проявлять  организованность и внимание к окружающим, уступить место в транспорте неспособным  двигаться самостоятельно.

В случае, если цунами застает врасплох, необходимо, не теряя самообладания, принять меры самозащиты на месте: подняться на верхние этажи зданий, закрыть все двери на запоры, немедленно перейти в безопасное место (проемы внутренних капитальных стен, у колонн, под балками каркаса), покинуть комнаты, имеющие окна или другие проемы со стороны движения волн, укрыться от волны за капитальной стеной, занять место подальше от окон, стеклянных перегородок, тяжелых предметов, могущих сдвинуться с места или опрокинуться, перейти в наиболее прочное здание.

Встречая волну вне здания, лучше оказаться на стволе прочного дерева, за естественной скальной преградой, прочной бетонной стеной, зацепившись за них. Встречать волну на местности с большим количеством сооружений опасно. Оказавшись в воде, набрать воздуха, сгруппироваться и закрыть голову рунами. Вынырнув на поверхность, сбросить намокшую одежду и обувь, приготовиться к возвратному движению волны, воспользоваться, при необходимости, плавающими или возвышающимися над водой предметами. Промежуток времени до следующей волны использовать для выхода в более безопасное место.

Население, заблаговременно вышедшее или эвакуированное в безопасные места, должно оставаться там в течение 2 – 3 часов после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении на возвращение.

При возвращении, перед входом в  здание необходимо удостовериться в  отсутствии угрозы обрушения из-за повреждения и подмыва, а также  утечки газа и замыканий в электрических  цепях.

 

 

1.4 Защита от цунами

 

Очевидно, что не существует надежного  метода полной защиты от разрушений, которые приносит цунами. В некоторой степени от разрушительных волн могут защитить волноломы. Существует богатая литература, посвященная различным видам волноломов для защиты от короткопериодных волн.

Нередко производственные нужды требуют строительства портовых сооружений в таких местах, где воздействие цунами не исключено. А причалы и вовсе располагаются на урезе воды. Цунамирайонирование побережий и работа службы предупреждения способствуют снижению ущерба и оперативному принятию мер по спасению жизни людей на таких объектах. Тем не менее, большое значение приобретают дополнительные инженерные мероприятия. К ним относится строительство волнозащитных гидротехнических сооружений и применение цунамистойких конструкций. Не менее важны мероприятия такие, как: лесопосадки, противопожарные меры, обеспечение безопасности судов и т. д..

Согласно схем цунамирайонирования  для строительства портов, более  предпочтительны широкие, защищенные от океана бухты с узкими входами, и теневые, не обращенные к цунамигенной зоне стороны островов, полуостровов и мысов. Неприемлемы для этих целей клинообразные бухты, устья рек, суживающиеся от океана проливы.

При полном или частичном отсутствии природных защитных факторов строят разнообразные волнозащитные сооружения: стены, дамбы, молы и волноломы. Они гасят энергию волн и защищают от них акваторию и береговую территорию.

Молы и волноломы должны быть, как правило, выше, чем запроектированные  для зашиты от ветровых волн. Специалисты  считают, что строительство таких сооружений, рассчитанных для гашения цунами с высотой более 12-15 м, не экономично. Здесь они должны применяться в комплексе с береговыми стенами и дамбами, которые выполняют роль окончательного гасителя волн.

Причальные сооружения по характеру взаимодействия с волнами бывают сквозного типа и в виде набережных стенок. Рекомендации по обеспечению их цунамистойкости следующие. Сооружения сквозного типа в большинстве случаев бывают свайными, на колоннах или на опорах других конструкций. При их строительстве без учета воздействия цунами срывается верхний настил с повреждением головок сваи или колонн. Здесь необходимо головы свай объединять рамным каркасом, по которому устраивать легкий настил. При проектировании причалов типа набережных стенок необходимо учитывать увеличение бокового давления засыпки, насыщенной водой. Возможно удваивание обычного расчетного давления во время осушки дна акватории.

Береговые здания и сооружения различного назначения при прохождении цунами подвергаются большим разрушениям. Построенные по всем правилам сейсмостойкости, они переносят землетрясение, но не выдерживают воздействия цунами, если оно не учтено.

Разрушающая способность водного  потока на берегу огромна, как при  движении в сторону суши, так и  при скатывании обратно в океан. Водяной вал оказывает на здания горизонтальное гидродинамическое и гидростатическое давление. Сочетание статического (архимедового) взвешивания с гидродинамическим воздействием приводит к значительным разрушениям. Здания железобетонные и со стальным каркасом переносят воздействие цунами лучше, чем здания других конструкций. Для повышения устойчивости здания его необходимо возводить на высоких сваях. Тогда водный поток полностью или частично проходит под зданием, не создавая значительного напора на него. Деревянные здания, вследствие избыточной плавучести дерева, наименее стойки к цунами. Деревянные одноэтажные дома при глубине затопления 1.3 м всплывают, а при глубине 1.5-2.0 м - разрушаются. Для усиления цунамистойкости необходимо сруб деревянного здания прочно скреплять с фундаментом. Последний желательно делать высоким, до уровня предполагаемого затопления.

Считается, что совместное применение, там где это можно, лесопосадок  и гидротехнических сооружений является эффективным мероприятием для защиты от цунами. Лесопосадки желательно применять при небольших высотах волн и малых скоростях водного потока на берегу, так как при катастрофическом цунами они сами подвержены разрушению. Практикуют лесные, кустарниковые посадки, а также посевы трав. Эти мероприятия имеют следующие назначения: уменьшение разрушающего действия цунами и ширины полосы затопления; задержку бревен, малых судов, обломков сооружений, которые таранящим ударом усиливают разрушения; защиту деятельного грунта от размывов; снижение солевого загрязнения полей.

При сильных землетрясениях и цунами часто возникают пожары в результате замыкания в электрических сетях  и устройствах, повреждения систем отопления, нарушения работы двигателей и т. д. Если на территории порта находятся  склады жидкого топлива, то пожары могут приобрести продолжительный характер и трагические последствия. Так, 12 июля 1993 г. в результате землетрясения и цунами в Японии на острове Окусири возникли пожары. Огонь вспыхнул от столкновения судов, смытых цунами. Небольшой городок Аонае почти полностью был уничтожен цунами и пожарами. Заметно ухудшается экологическая обстановка в районе трагедии в результате сгорания большого количества нефтепродуктов и их стекания в море.

В сейсмических и цунамиопасных  районах можно отметить следующие противопожарные и экологические мероприятия:

  1. Размещение складов жидкого, газообразного и твердого топлива, нефтеперерабатывающих предприятий вне грузовых районов портов и городской застройки.
  2. Строительство отдельных топливных гаваней, выдача жидкого топлива судам на рейде с помощью подводных трубопроводов к рейдовым причалам или раздаточным колонкам.
  3. Неплотная застройка площади зданиями. Использование промежутков между ними для размещения парковых зон, бульваров, дорог и т.д.
  4. Устройство пожарных систем водоснабжения, специальных бассейнов для воды и т.д.
  5. Устройство по периметру цистерн защитных барьеров для предотвращения стекания нефтепродуктов из поврежденных емкостей на сушу и в море.

При угрозе цунами часто страдают суда. Те, которые оказались в прибрежной зоне, портах, бухтах, могут получить повреждения в результате удара о дно и рифы. Суда у причалов, в результате обрыва швартовых, столкновения между собой и с причалами, разрушаются. Иногда суда выбрасывает на берег.

На судах, с получением предупреждения о цунами, должна объявляться судовая тревога и выполняться следующие мероприятия:

  1. Суда, стоящие у причалов бухт с узким входом и большой акваторией, как, например, в Авачинской бухте на Камчатке, выводятся на рейд, располагаясь носом по направлению на вход в бухту. На тех, которые не могут отойти или быть отведены от причалов, швартовые ослабевают с учетом возможного максимального изменения уровня моря для данного района, усиливаются наблюдения за швартовыми концами. Принимаются меры предосторожности против посадки судов на стенку и сталкивания судов между собой.
  2. Суда, находящиеся в прибрежной зоне, стоящие на открытом рейде или в бухтах с широким входом, а тем более у причалов, немедленно уходят в открытое море за 50-метровую изобату перпендикулярно линии уреза воды или фронтам волн, если они появились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.
  2. Землетрясение: как правильно себя вести. – М.: 1991.
  3. С. А. Бобок, А. Н. Стародубец. Средства и способы выявления обстановки    и защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие, Москва – 2004.
  4. Плотников В.В., Тунеголовец В.П. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособи. / Владивосток: Издательство Дальрыбвтуз, 2001.
  5. Пелиновский Е. Н. Гидродинамика волн цунами / ИПФ РАН. Нижний Новгород, 1996. 277 с.
  6. Левин Б. В., Носов М. А. Физика цунами и родственных явлений в океане. М.: Янус-К, 2005.
  7. http://do.gendocs.ru/docs/index-357652.html
  8. http://www.agps-mipb.ru/index.php/2011-03-01-08-24-28/597-sposoby-i-priemy-poiska-postradavshix.html
  9. http://todid.ru/faktor/246-cunami.html#ixzz2HhZaxjny
  10. http://ru.wikipedia.org



Информация о работе Опасные природные процессы