Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:04, реферат
Одним из элементов, влияющих на комфортные условия работающих, является производственное освещение.
К системам производственного освещения предъявляются следующие основные требования:
• соответствие уровня освещенности рабочих мест характеру выполняемой зрительной работы;
• достаточно равномерное распределение яркости на рабочих поверхностях и в окружающем пространстве;
• отсутствие резких теней, прямой и отраженной блесткости (повышенной яркости светящихся поверхностей, вызывающей ослепленность);
• постоянство освещенности во времени;
Одним из элементов, влияющих
на комфортные условия работающих,
является производственное освещение.
К системам производственного освещения
предъявляются следующие основные требования:
• соответствие уровня освещенности рабочих
мест характеру выполняемой зрительной
работы;
• достаточно равномерное распределение
яркости на рабочих поверхностях и в окружающем
пространстве;
• отсутствие резких теней, прямой и отраженной
блесткости (повышенной яркости светящихся
поверхностей, вызывающей ослепленность);
• постоянство освещенности во времени;
• оптимальная направленность излучаемого
осветительными приборами светового потока;
• долговечность, экономичность, электро-
и пожаробезопасность, эстетичность, удобство
и простота эксплуатации. Освещение помещений
предприятия ИО подразделяется на естественное,
искусственное и совмещенное.
Естественное освещение помещений предприятия
ИО проектируется в соответствии с действующими
Строительными нормами и правилами (СНиП).
Естественное освещение должно осуществляться
через светопроемы, ориентированные преимущественно
на север и северо-восток, и обеспечивать
коэффициент естественной освещенности
(КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным
покровом и не ниже 1,5% наостальной территории.
Указанные значения КЕО нормируются для
зданий, расположенных в III световом климатическом
поясе. Расчет КЕО для других поясов светового
климата проводится по общепринятой методике
согласно СНиП "Естественное и искусственное
освещение".
Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ
для взрослых пользователей в подвальных
помещениях не допускается. В случаях
производственной необходимости эксплуатация
ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного
освещения может проводиться только по
согласованию с органами и учреждениями
Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора.
Площадь на одно рабочее место с ВДТ или
ПЭВМ для взрослых пользователей должна
составлять не менее 6,0 м2, а объем - не менее
20,0 м3.
Расположение здания предприятия ИО и
планировка его производственных помещений
должны исключать чрезмерное поступление
тепла от солнечной радиации через окна
и прямое попадание солнечных лучей на
устройства ЭВМ и носители информации.
Искусственное освещение помещений в
зависимости от производственной необходимости
подразделяется на общее, местное, аварийное
и комбинированное.
При общем освещении в административных
помещениях светильники устанавливаются
в верхней части помещения параллельно
стене с оконными проемами, что позволяет
отключать их последовательно в зависимости
от изменения естественного освещения.
В помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ
общее освещение следует выполнять в виде
сплошных или прерывистых линий светильников,
расположенных сбоку от рабочих мест,
параллельно линии зрения пользователя
при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При
периметральном расположении компьютеров
линии светильников должны располагаться
локализованно над рабочим столом, ближе
к его переднему краю, обращенному к оператору.
Выполнение таких работ, как, например,
осмотр и ремонт вычислительных машин,
обработка документов, требует дополнительного
местного освещения, концентрирующего
световой поток непосредственно на орудия
и предметы труда. Обычно оно применяется
в комбинации с общим освещением, что исключает
затемнение, повышает контрастность предметов
в поле зрения, снижает утомляемость зрения
производственного персонала ИО.
Освещенность на поверхности стола в зоне
размещения рабочего документа должна
быть 300-500 лк.
Допускается установка светильников местного
освещения для подсветки документов. Местное
освещение не должно создавать блики на
поверхности экрана и увеличивать освещенность
экрана более 300 лк.
Следует ограничивать прямую блесткость
от источников освещения, при этом яркость
светящихся поверхностей (окна, светильники
и др.), находящихся в поле зрения, должна
быть не более 200 кд/м2.
Следует ограничивать отраженную блесткость
на рабочих поверхностях (экран, стол,
клавиатура и др.) за счет правильного
выбора типов светильников и расположения
рабочих мест по отношению к источникам
естественного и искусственного освещения,
при этом яркость бликов на экране ВДТ
и ПЭВМ не должна превышать 40 кд/м2 и яркость
потолка при применении системы отраженного
освещения не должна превышать 200 кд/м2.
Показатель ослепленности для источников
общего искусственного освещения в производственных
помещениях должен быть не более 20, показатель
дискомфорта в административно-общественных
помещениях - не более 40, в дошкольных и
учебных помещениях - не более 25.
Следует ограничивать неравномерность
распределения яркости в поле зрения пользователя
ВДТ и ПЭВМ, при этом соотношение яркости
между рабочими поверхностями не должно
превышать 3:1 - 5:1, а между рабочими поверхностями
и поверхностями стен и оборудования 10:1.
В качестве источников света при искусственном
освещении должны применяться преимущественно
люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве
отраженного освещения в производственных
и административно-общественных помещениях
допускается применение металлогалогенных ламп мощностью
до 250 Вт. Допускается применение ламп
накаливания в светильниках местного
освещения.
Аварийное освещение делится на два вида:
освещение для продолжения работы и для
эвакуации людей. Освещение для продолжения
работ оборудуется в производственных
помещениях предприятия ИО, в которых
недопустимы перерывы в работах при отключении
рабочего освещения (мотор-генераторная,
машинные залы, диспетчерская и др.). Наименьшая
освещенность рабочих мест при аварийном
режиме должна составлять не менее 5% нормируемой
рабочей освещенности.
Аварийное освещение для эвакуации
людей устанавливается в
Аварийное освещение должно обеспечивать
освещенность не менее 0,5 лк на уровне
пола основных проходов и лестницы.
Благоприятный цветовой
(и световой) климат в производственных
зданиях - одно из важнейших условий
хорошего самочувствия людей, а следовательно,
одно из условий повышения
Художник, проектирующий производственные интерьеры, должен в одинаковой мере владеть как искусством «живописи в пространстве», так и наукой о цвете и его воздействии на человека; ему необходимо также знать правила и нормы цветовой отделки этого типа зданий, выработанные отечественной и зарубежной наукой.
Проектирование
цветовой отделки производственного
помещения начинается с анализа
следующих факторов: назначения помещения;
характера протекающих там
Художник, проектирующий цветовую отделку производственного интерьера, обязан руководствоваться нормами, общими или отраслевыми.
Задачу проектирования
цветового климата
В процессе анализа
факторов, влияющих на выбор гаммы,
может оказаться, что требования
к цветовому решению
С производственными вредностями можно бороться и другими путями. Так, в нашем примере целесообразнее всего будет ограничить инсоляцию при помощи регулируемых солнцезащитных устройств, а окраску все-таки предпочесть в теплой гамме (или нейтральной).
Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическим. Высокие эстетические качества среды способны дать многосторонний полезный эффект, окупающий все издержки.
Производственному интерьеру, по-видимому, должна быть свойственна определенная специфика цветового климата, какие-то свои эстетические нормы.Производственный интерьер в отношении цвета должен отличаться от общественного или жилого так же, как, например, официальная одежда отличается от домашней. Действующие нормы предписывают лишь основные принципы гармонизации цвета в производственном интерьере. Попытаемся сформулировать их более подробно.
1. Количество основных
цветов должно быть
2. Тип
цветовой композиции должен
3. На основных
поверхностях не следует
4. По психологическому
воздействию в
5. Не следует употреблять слишком «открытые» цвета и диссонирующие сочетания; например, недопустимо сочетание холодного желтого с оранжевым, тепло-коричневым или любым другим теплым цветом. Иными словами, следует придерживаться классического типа цветовых сопоставлений.
6. Очень важно
следить за чистотой в
7. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов: дерева, металла, камня, а также керамики, стекла или пластмассы.
8. При окраске
оборудования следует
9. Цветовая схема
должна обеспечивать как
10. В помещениях, не имеющих контактов с окружающей средой, следует вводить как можно больше «натуральных» средневолновых цветов, а также использовать озеленение цехов и уголков отдыха живыми растениями, устраивать бассейны и газоны, экспонировать пейзажную и натюрмортную живопись.
Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственных помещений. Так, вестибюль, столовая и душевые решаются в более оживленной и насыщенной гамме, чем цеха. Отдыхая от производственного процесса, рабочий получает здесь как бы эмоциональную зарядку; активность цвета помогает снять утомление от монотонности труда. Даже в таких помещениях, как заводская библиотека или клубный зал, по-видимому, уместна более насыщенная и контрастная гамма, чем в аналогичных учреждениях вне заводского комплекса. Впрочем, решение этого вопроса целиком зависит от характера производства и общей цветовой схемы предприятия. Возможны случаи, когда в бытовых помещениях требуется не возбуждающая, а успокаивающая обстановка.
Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии с установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержимом емкости, о фазе тока и пр. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета, которые делят на сигнальные (основные и вспомогательные), отличительные и опознавательные.
Основные сигнальные цвета и их значение:
а) красный «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства;
б) желтый — внимание, предупреждение о возможной опасности;
в) зеленый — безопасность, разрешение, путь свободен.
Вспомогательные сигнальные цвета и их значение:
а) оранжевый опасность, явная или потенциальная;
б) синий информация.
При окраске баллонов, трубопроводов, электрошин и прочего оборудования необходимо руководствоваться нормами.
Следует помнить, что деловой характер производственного интерьера отнюдь не исключает образного и художественного подхода к его решению. Как и всякий другой интерьер, он может быть полноценным произведением искусства.
Информация о работе Освещение и цветовой климат в производственной среде