Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 05:29, реферат
Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет в себе все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с ЧС и ранее занимавшиеся этим делом разрозненно.
Введение 3
1 Основные задачи РСЧС 4
2 Принципы построения и функционирования РСЧС 4
3 Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время 5
4 Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС 6
Заключение 15
Список использованных источников 14
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
Факультет переработки природных соединений
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Реферат
Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(БЖД. 000000. 076 ПЗ)
Руководитель:
________Чуринов А.И.
(подпись)
___________________
(Оценка) (Дата)
Разработал:
Студент группы 54-4
Кандинская Ю.С.
__________________
(подпись)
__________________
(Дата)
Содержание
Введение 3
1 Основные задачи РСЧС 4
2 Принципы построения и функционирования РСЧС 4
3 Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время 5
4 Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС 6
Заключение 15
Список использованных источников 14
Введение
Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет в себе все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с ЧС и ранее занимавшиеся этим делом разрозненно.
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
- защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
- к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
- реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
3. Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
- заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
- совершенствование систем оповещения населения;
- планирование мероприятий ГО;
- обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени, Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации,
4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) представляет собой организационную систему, объединяющую органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций. Она предназначена для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и иного характера.
То есть РСЧС является организационной системой, в рамках которой взаимодействуют и координируют свою работу органы управления. Эта система должна обеспечить комплексное использование сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (отраслей и объектов экономики), а также различных общественных организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Всякая организационная система создается и существует во имя удовлетворения тех или иных общественных потребностей, которые выражаются через целевые функции, возлагаемые на систему обществом.
Реальные потребности государства и граждан России в области противодействия чрезвычайным ситуациям сводятся к двум целевым функциям, ради реализации которых и создана РСЧС:
предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, (которая может быть подразделена, в свою очередь, на функцию предотвращения чрезвычайных ситуаций и функцию снижения размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций); ликвидация чрезвычайных ситуаций.
При предупреждении чрезвычайных ситуаций взаимодействие органов управления РСЧС направлено на заблаговременное проведение совместно с силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения.
При этом базу такого взаимодействия составляют законодательные и подзаконные акты, нормативно-технические документы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций взаимодействие органов управления РСЧС направлено на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых при возникновении чрезвычайных ситуаций. Основными критериями взаимодействия, как и управления в целом, являются спасенные жизни и сохраненное здоровье людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Анализируя многочисленные и разнообразные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, можно выделить основные направления, по которым осуществляется такое взаимодействие.
Во-первых, это разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация ее реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входит решение этих проблем, но которые ранее занимались ими разрозненно. Объединительная роль РСЧС оказалась конструктивной. Впервые государство получило единую универсальную систему с достаточной полнотой полномочий, объединенными силами и ресурсами, способностью к широкому маневру.
Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется и в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области.
Во-вторых, управление взаимодействием органов управления осуществляется при функционировании РСЧС. Руководящий орган РСЧС -- МЧС России наделено функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях повышения эффективности этой деятельности образована межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся коллегиальным органом управления и предназначенная для межотраслевого регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее решения являются обязательными для выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).
В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В-третьих, взаимодействие органов управления РСЧС отрабатывается и при реализации контрольных функций, например, при включении в комиссии вышестоящих органов управления должностных лиц взаимодействующих структур РСЧС. Контроль в РСЧС осуществляется и непосредственно между взаимодействующими органами управления друг с другом при проверке
отработке планов взаимодействия. При этом могут совершенствоваться вопросы обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения.
Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости - совместно с федеральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями).