Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 10:18, реферат
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т. е. при осуществлении надежной охраны их труда.
Введение
1. Понятие принципов трудового права
2. Общая характеристика основных принципов трудового права
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Исходя
из общепризнанных принципов и норм международного
права и в соответствии с Конституцией
РФ введенный в действие с 1 февраля 2002
г. Трудовой кодекс РФ к числу основных
принципов правового регулирования трудовых
отношений относит обеспечение права
каждого работника на справедливые условия
труда, в том числе на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и гигиены, права
на отдых, включая ограничение рабочего
времени, предоставление ежедневного
отдыха, выходных и нерабочих праздничных
дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т. е. при осуществлении надежной охраны их труда. Возникла необходимость в новых подходах к формированию человеческого капитала, в том числе необходимость в совершенствовании правового механизма охраны здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития общества.
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение охраны труда как института трудового права.
Для достижения указанной выше цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и значение охраны труда.
1. Понятие и значение охраны труда
Из содержания Конституции РФ[2228] следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7), что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37). Конституция РФ провозглашает также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство обеспечивает охрану труда и здоровья работающего населения, осуществляя соответствующие функции.
Такая направленность социальной политики государства определяется международными принципами и нормами. В частности, в ратифицированном Советским Союзом Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)[2229] не только указывается, что государство признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, но и подчеркивается, что подписавшее Пакт государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими мерами и способами (ст. ст. 2.1 и 8.1 Пакта). Ратифицированная Россией Конвенция МОТ 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда[2230] прямо предусматривает, что государство, ратифицировавшее Конвенцию, разрабатывает и осуществляет согласованную политику в области безопасности труда, закрепляя соответствующие функции и обязанности государственных органов в области безопасности труда, принимает меры по обеспечению необходимой координации их деятельности, включая создание центрального органа, ведающего вопросами охраны труда (ст. ст. 4, 6 и 15 Конвенции).
Под принципами трудового права следует понимать закрепленные в работающем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики страны в области правового регулирования публичных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. Современные принципы трудового права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему публичных отношений по организации труда, обусловленную действием объективных экономических законов. С иной стороны, в принципах правового регулирования отношений, связанных с трудом, более ярко должен проявляться гуманистический и демократический нрав всей системы права РФ. С учетом таковой диалектической взаимосвязи познание принципов трудового права дает возможность поглубже выявить и понять главные закономерности развития публичных отношений по труду в критериях рыночной экономики. Природу норм трудового права выражают бессчетные принципы, относящиеся к разным ступеням правовой иерархии. В связи с сиим следует различать межотраслевые, отраслевые принципы права и принципы отдельных институтов трудового права. В трудовом праве, как и в хоть какой иной отрасли права, межотраслевые принципы действуют, появляются не полностью, а только применительно к особенностям регулируемых нормами данной отрасли права публичных отношений.
К примеру, межотраслевой принцип охраны принадлежности проявляется через установление обязанности работника бережно относиться к станкам, сырью и иному имуществу, с которым он связан по работе, также через установление материальной ответственности за виновное причинение вреда этому имуществу. В остальных отраслях права (гражданском, административном, уголовном) этот принцип, естественно, имеет свои индивидуальности внедрения. Отраслевые принципы трудового права выражают общие сущностные характеристики норм лишь данной отрасли права. Таковых принципов большая часть, и они конкретизируются и появляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.
Современные принципы трудового права РФ можно подразделить на четыре главные группы. 1) выражающие политику страны в области правового регулирования рынка труда и действенной занятости; 2) содержащие руководящие начала в области установления критерий труда работников; 3) определяющие правовое регулирование внедрения труда наемных работников; 4) отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников. Главные принципы трудового права отыскали свое закрепление в Конституции РФ и в важных законодательных актах данной отрасли права. Ряд принципиальных принципов закреплен в ТК РФ. Но в современных критериях не многие главные принципы трудового права получили текстуальную формулировку в статьях Конституции и остальных важных нормативных актах, меж тем наличие легальных формулировок принципов права — одно из свидетельств высочайшего уровня систематизации и свойства работающего законодательства. Текстуальное легальное формулирование принципов трудового права принципиально в теоретическом и практическом отношениях: оно дает возможность направить внимание всех людей на более принципиальные руководящие положения трудового законодательства и верно уяснить сущность и смысл конкретных норм права. Анализ работающего законодательства дает основания считать, что современные принципы трудового права РФ характеризуются последующими чертами: -экономико-политической обусловленностью, так как они определяются политикой страны, основанной на познании и применении объективных экономических законов; -общностью содержания (потому что принципы постоянно выражают сущность не одной, а почти всех групп норм права); -цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность таковой системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот либо другой вид публичных отношений; -государственной нормативностью, так как принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных либо санкционированных государством, и которые, владея всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение; -системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с иными нормами в рамках определенной системы права); -целенаправленностью, потому что они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью; -стабильностью, ибо принципы права действуют в течение определенного долгого периода времени, отражающего высококачественное состояние системы права, и по собственной природе не настолько изменчивы, как нормы права.
Длительное время в учебной литературе по русскому трудовому праву принципы данной отрасли трактовались упрощенно. Их связывали основным образом с содержанием ст. 2 КЗоТ, определяющей главные права и обязанности работника. Меж тем, принципы не могут сводиться к правам и обязательствам только 1-го субъекта трудового права — работника. Их проявление еще шире, так как они обхватывают регулирующим действием всех субъектов трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы. Принципиально дальше выделить, что принципы призваны не столько провозглашать права и обязанности субъектов, сколько обеспечивать их реальное воплощение. Беря во внимание наличие пробелов в текстуальном законодательном закреплении главных принципов трудового права РФ, ТК РФ предугадывает введение новейшей статьи 2, устанавливающей основные начала (принципы) регулирования трудовых отношений. К их числу относятся: свобода труда; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений; обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безработицы; обеспечение права на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации не ниже установленного федеральным законом малого размера оплаты труда и др. Непременно, такое дополнение ТК РФ статьей о главных принципах трудового права РФ увеличивает его идеологическую, регулятивную и охранительную направленность, которая в особенности нужна в критериях перехода страны к рыночной экономике. Указанная статья принципиальна тем, что она дает возможность не совсем только легально определиться с текстуальной формулировкой принципов трудового права, да и классифицировать их по главным многообещающим фронтам правового регулирования труда в РФ. Изложению этих направлений посвящаются следующие параграфы данной главы учебника. Заключение Функции трудового права определяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обратившись к содержанию вышеуказанной статьи, нельзя не заметить, что поставленные задачи в большей степени носят декларативный характер. Исходя из задач, поставленных ТК РФ, можно выделить две функции трудового права: регулятивную и содействующую Регулятивная функция распространяет свое действие на трудовые и связанные с ними отношения. Содействующая функция состоит в том, что трудовое право не непосредственно выполняет ее, а совместно с другими социальными институтами (правовыми и неправовыми). Трудовое право призвано содействовать: росту производительности труда; улучшению качества работы; повышению эффективности материального производства; подъему материального и культурного уровня жизни населения; укреплению трудовой дисциплины. К этому можно добавить, что трудовое право содействует созданию рынка рабочей силы для обеспечения нужд производства.
В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.
Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:
1) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;
2) принятия и реализации
нормативных правовых актов
3) профилактики несчастных
случаев и повреждения
4) государственного управления охраной труда;
5) государственного надзора
за соблюдением требований
6) государственной экспертизы условий труда;
7) расследования и учета
несчастных случаев на
8) защиты законных интересов
работников, пострадавших от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а
также членов их семей на
основании обязательного
9) установления компенсаций
за работу с вредными и (или)
опасными условиями труда, не
устранимыми при современном
техническом уровне
10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
11) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
12) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;