Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 09:03, контрольная работа
Способность человека преобразовывать мир своими действиями - качество, отличающее его от других живущих на земле существ. Из природных материалов человек создает новые продукты, обладающие полезными для него свойствами и качествами. Предметом деятельности человека может быть любой объект - вещи, явления, другие люди. В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Введение 3
1 Основные формы деятельности человека и их классификация 4
1.1 Умственный труд 4
1.2 Физический труд 5
2 Тяжесть и напряженность труда 7
3 Методы оценки тяжести труда 10
Заключение 11
Список использованных источников и литературы 12
Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т. п.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26—50 % — допустимые, 51—75 % — напряженный труд 1-й степени, а при длительности сосредоточенного наблюдения более 75 % условия труда следует относить ко 2-й степени напряженности.
Работа с видеодисплейными терминалами до двух часов за смену считается оптимальной, до трех — допустимой. Работа за компьютером или наблюдение за процессом по видеотерминалу свыше указанного времени определяет класс условий труда как напряженный: от 3 до 4 ч — первой степени (класс 3.1), более 4 ч — второй степени (класс 3.2).
Существенное влияние на степень напряженного состояния исполнителя оказывает ответственность за конечный или промежуточный результат труда. Если оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, то такой труд оценивается как оптимальный. Повышение степени ответственности, например, за функциональное качество вспомогательных операций влечет за собой дополнительные эмоциональные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера и др.). В этих случаях труд оценивается как допустимый. Если на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, что может повлечь необходимость принятия решений, связанных с исправлением (переделкой) результатов за счет до¬полнительных усилий всего коллектива, то такой вид деятельности является напряженным 1-й степени (класс 3.1). Если же работник несет персональную ответственность за функциональное качество конечного продукта, производственного задания в целом или его действия могут привести к поломке оборудования, остановке всего техно-логического процесса или создать ситуацию, опасную для жизни, его условия труда оцениваются как напряженные 2-й степени (класс 3.2).
При отсутствии риска для собственной жизни в процессе выполнения своих обязанностей труд исполнителя считают оптимальным, если же он вероятен, то условия труда относят к классу 3.2 — напряженный труд 2-й степени. Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени риска за безопасность других лиц, участвующих в производственном процессе.
Однообразие выполняемых операций приводит к определенному техническому состоянию человека, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой. Это. накладывает отпечаток на функциональное состояние человека: он теряет интерес к выполняемой работе. Для него рабочее время как бы остановилось, и он с нетерпением ждет окончания смены, его клонит ко сну. Монотонная работа снижает эффективность труда, увеличивает текучесть кадров, аварийность и, как следствие, травматизм на производстве.
Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся операций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 и более, то условия труда считают оптимальными; от 9 до 6— допустимыми; менее 6 — напряженными.
Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы. При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относят к оптимальному классу, до 9 ч — к допустимому, более 9 ч — к напряженному. Продолжительность непрерывной работы до 12 ч относят к 1-й степени, а более 12ч — к напряженному труду 2-й степени. Односменная работа без ночной смены — оптимальные условия; двусменная работа без работы в ночную смену — допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену — напряженный труд 1-й степени.
Длительная работа в условиях постоянного нервно-эмоционального напряжения может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Всякое воздействие, превышающее допустимые пределы, вызывает нарушение деятельности анализаторов и даже приводит к болевым ощущениям. Задача разработчиков технологических процессов — не допустить перенапряжение высшей нервной деятельности, иначе может наступить стресс. Понятие «стресс» в переводе означает «напряжение». Стресс появляется в экстремальных ситуациях при невозможности адаптации организма к чрезвычайным воздействиям. Производственный процесс должен быть организован таким образом, чтобы появление стрессов было исключено. Появление стресса в аварийной обстановке становится причиной неправильных действий оператора, зачастую усугубляющих производственную ситуацию. Эффективным средством профилактики стрессов при экстремальных условиях является профессиональная подготовка на тренажерах, имитирующих аварийные ситуации.5
3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном труде оно может быть эмоциональным.
Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с принятием человеком рабочей позы. Работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10–25 % рабочего времени – работа средней тяжести.
Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект.
Напряженность
труда характеризуется
Оптимальные условия
труда обеспечивают максимальную производительность
труда и минимальную
Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.
Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.6
Заключение
Каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.
Но этого
недостаточно знать для
Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.
Улучшение
условий труда и его
Необходимо
устанавливать оптимальный
Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием в определении социального статуса человека.7
Список использованных источников и литературы:
1 Кишенкова, О.В. Обществознание/О.В. Кишенкова. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 53.
2 Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности/Е.О. Мурадова. - М.: РИОР, 2006. – С. 42.
3 Белов, С.В.Безопасность жизнедеятельности/С.В. Белов. – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 2007. – С. 106.
4 Павлов, А.И. Безопасность жизнедеятельности/А.И. Павлов. – М.: МИЭМП, 2003. – С. 120.
5 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности/С.В. Белов. - М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 2007. — С. 107.
6 Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда/Фролов А.В. - Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2008. — С. 367.
7 Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности/Э.А. Арустамов. – М.: ДАШКОВ И К, 2006. – С. 163.
Информация о работе Основные формы деятельности человека их классификация