Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является углубление знаний в области демографии, составляющих её демографических процессов, а так же рассмотрение демографических проблем современного мира и путей их решения.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. 1.1.Демография.................................................................................................4
1.2. Население..................................................................................................................4
Глава 2. Демографическая ситуация.............................................................................5
2.1. Рождаемость..........................................................................................................5
2.2. Смертность............................................................................................................7

2.3. Брачность...............................................................................................................7

2.4. Разводимость.........................................................................................................8

2.5. Миграция населения...........................................................................................8

Глава 3. Демографические проблемы современного мира и пути их решения....9

3.1. Демографическая проблема.................................................................................9

3.2. Демографическая политика...............................................................................11

3.3. Национальная программа демографического развития России....................13

Заключение.................................................................................................................16

Список использованной литературы.......................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по БЖД.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)
  • абсолютная величина годового объема миграции;
  • распределение внешних эмигрантов по территориям (областям, краям) страны;
  • доля иностранцев в численности населения, доля иностранцев в составе занятого населения; состав иммигрантов и эмигрантов по полу, возрасту, национальности, образованию и т.п.;
  • распределение беженцев, приехавших в страну, по территориям, из которых они переехали.

 

 

3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА И

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Демографическая проблема – глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

Под  демографической проблемой  может пониматься убыль населения - это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности. Такая ситуация в данный момент складывается в России.

Так же демографическая проблема понимается как перенаселение, в этом случае под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами.

Для того чтобы глубже проникнуть в суть  понятия демографической  проблемы, следует подробно остановиться на описании составляющих её компонентов.

Депопуляция – систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или региона (вырождение населения) как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих. Под депопуляцией иногда понимают одну из форм демографического кризиса. Устойчивое превышение числа смертей над рождениями как проявление депопуляции может быть следствием снижения интенсивности рождаемости и роста смертности, диспропорций возрастной структуры, влияния миграции, войн и других кризисных явлений.

Обобщая все вышесказанное, можно  утверждать, что депопуляция - это  убыль населения за счет превышения числа смертей над числом рождений. Или: «депопуляция – систематическое  уменьшение абсолютной численности  населения страны, которое происходит вследствие суженного его воспроизводства, когда последующее поколение  меньше предыдущего».

В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения  территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми.

По демографическому признаку можно выделить четыре большие  зоны: 

  1. Европа, Япония  – высокая плотность и слабый  прирост;
  2. Россия (бывший  СССР), Северная Америка, Южная  Америка, Океания – низкая плотность и слабый прирост;
  3. Центральная  и тропическая Америка, Африка, Ближний и Средний Восток –  низкая плотность и быстрый  прирост;
  4. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия - высокая плотность и быстрый прирост.

Важность и  значимость демографической проблемы признана всеми государствами.

3.2. Демографическая политика

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения.

 

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической  политики и одновременно – это  составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются  сферами регулирования.

Социально-экономическая  политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

  1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);
  2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.;
  3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов труда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
  4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
  5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической  политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к:

  • формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения;
  • сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).

Основные  направления демографической политики включают:

  • создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью;
  • снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения страны;
  • государственная помощь семьям с детьми, социальная поддержка инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными  сферами социальной политики, как: занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры  демографической политики можно  объединить в три большие группы:

1) экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.;

2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность  демографической политики заключается  в воздействии на динамику демографических  процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через  принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др.

Меры демографической  политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих  специфику демографического поведения, так и на создание условий для  их реализации. Особую сложность демографической  политике как части социального  управления придает необходимость  учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Эффективность демографической  политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при  соблюдении действующих в нем  социальных норм. Условиями эффективности  демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность  на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.

В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности  социально-экономических программ, определения приоритетов как  социальной, так и демографической  политики получил распространение  т.н. индекс развития человеческого  потенциала – статистический показатель, разработанный в рамках Программы  развития ООН.

 

3.3. Национальная программа демографического развития России

 
Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

 

Приоритетные  задачи Национальной программы:

  • создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми;
  • улучшение здоровья населения и снижение смертности;
  • привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;
  • улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам;
  • ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны;
  • формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг:

  1. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в полном объеме);
  2. II этап - 2011-2015 гг. (осуществление предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).

Поэтапность реализации настоящей  Национальной программы, предусматривающая  разработку плана соответствующих  мероприятий для I-го этапа (2006—2010 гг.).

Снижение на II-ом этапе (2011—2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90%) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе).

Территориальная дифференциация реализации государственной демографической  и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.

Постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.

Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

Настоящая Национальная программа  не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

  • общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
  • совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
  • совершенствование системы образования;
  • улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми  в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

  • прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140—142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
  • укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

Информация о работе Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования