Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 03:29, курсовая работа
Последние десятилетия обострило ряд проблем в области охраны объектов культурного наследия, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. В число самых актуальных проблем входят сохранность музейных и библиотечных фондов, условия хранения памятников культуры, а так же реституции культурных объектов, вывезенных за территорию страны.
Для того чтобы разрешить противоречия сохранности и общедоступности своих раритетов, библиотеки создает специализированные читальные залы, где могут выставляться музейные фонды заявленных приоритетов. При этом меняется статус библиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает наименование «библиотека-музей»... или, допустим, «библиотека-центр национальной культуры». В этой связи можно ставить вопрос о равноправии и равноценности музеев и библиотек, расположенных в одном здании и являющихся, по сути, единым учреждением, единым культурным центром.
Так же можно привести ряд мер, принятие которых увеличит процент сохранности объектов культурного наследия, не сделав их, в то же время, закрытыми для населения страны:
Правовое регулирование
отношений в области
Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России, как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации
гарантируется сохранность объе
Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.
В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Таким образом следует упомянуть особо значимые законы и правовые акты, регламентирующие сохранность культурных ценностей:
1).Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации"
2).Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N
64-ФЗ
"О культурных ценностях, перемещенных
в Союз ССР в результате Второй мировой
войны и находящихся на территории Российской
Федерации"
3).Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I
"О вывозе и ввозе культурных ценностей"
В заключение на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. В основе ее лежит экономическая составляющая, однако все не сводиться только к ней. Огромную роль здесь играет культурное и общественное самосознание, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде. Очень важно обеспечить нормативно-правовую базу, способную работать и выполнять свои функции.
Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.
Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает свою ответственность за его будущее и активно включится в работу по охране бесценного культурного достояния.
1). Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. – 2002. – №1. – С. 38. 39,51,52.
2). Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). – М.: Приор, 2007. С. 700.
3). Полякова МЛ. Охрана культурного наследия России. – М.: Союз, 2005, С. 107.
4). Богуславский М.М. Судьба культурных ценностей / М.М. Богуславский. – М.: Юристъ, 2006. – 206 с.
5). Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов: монография / Е.Н. Хазов, В.Е. Хазова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2009. – 159 с.