Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Физические нагрузки требуют как статической, так и динамической работы мышц. Динамическая работа связана с движением, перемещением; статическая работа – с удержанием мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. Физическая нагрузка может быть общей (задействовано большинство мышц организма) и региональной (задействованы преимущественно мышцы соответствующих конечностей).

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

Оценка  нагрузки интеллектуального характера

 

1. Содержание работы.

Данный показатель указывает  на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой  деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Например, наиболее простые задачи решают штукатуры (1 класс условий труда), а деятельность требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для электриков, медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеют место в работе руководителей, производителей работ, мастеров, водителей транспортных средств, и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая эвристической деятельности, установлена у научных работников, конструкторов, архитекторов и др.         (класс 3.2).

2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

По данному фактору  трудового процесса восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (работа маляра, лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер,  мастеров, крановщиков, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий, водители транспортных средств, производители работ, конструкторы, врачи, научные работники, электромонтажники, механики некоторых видов оборудования и т. д.).

3. Распределение функций по степени сложности задания.

Трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители строительных и многих других предприятий,  научные  работники, бригадиры  и т. п.

4. Характер выполняемой работы.

Когда работа выполняется по индивидуальному  плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера, научные работники, конструкторы). Наибольшей напряженностью (класс 3.2) характеризуется работа в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (руководители предприятий, водители транспортных средств).

 

Оценка сенсорных  нагрузок

 

1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены).

Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены при этом принимается за 100%. Например, наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: диспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51–75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колеблются у мастеров строительных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25% от общего времени смены).

2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы.

Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления  информации сигналы  могут подаваться со специальных устройств (световые,  звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении. Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1).   У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.

3. Число производственных объектов одновременного наблюдения.

С увеличением  числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Например, для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения или восприятия служат различные звуковые сигналы, табло, индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у водителей автотранспортных средств (2 класс). До         5 объектов одновременного наблюдения отмечается у мастеров, руководителей, конструкторов и др. (1 класс)

4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены).

Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно, возрастает класс напряженности  труда.

Класс условий  труда по напряженности определяют исходя из размера объекта различения (при расстоянии от глаз до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены):

- более 5 мм 100% смены – класс 1;

- 5…1,1 мм более 50% смены – класс 2;

- 1…0,3 мм до 50% смены – класс 2;

- менее 0,3 мм до 25% смены – класс 2;

- 1…0,3 мм более 50% смены – класс 3.1;

- менее 0,3 мм 25…50% смены – класс 3.1;

- менее 0,3 мм более 50% смены – класс 3.2.

5. Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены).

На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы с оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием прибора переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

Класс условий  труда устанавливается:

- наблюдение продолжительностью до 25% смены –     класс 1;

- наблюдение продолжительностью от 25 до 50% смены – класс 2;

- наблюдение продолжительностью от 51 до 75% смены – класс 3.1;

- наблюдение продолжительностью более 75% смены – класс 3.2.

6. Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену).

Согласно  этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Класс условий труда  при буквенно-цифровом типе отображения информации определяется:

- при наблюдении продолжительностью до 2 часов –    класс 1;

 - при наблюдении продолжительностью от 2 до 3 часов – класс 2;

- при наблюдении продолжительностью от 3 до 4 часов – класс 3.1;

- при наблюдении продолжительностью более 4 часов – класс 3.2.

Класс условий труда  при графическом типе отображения информации устанавливается:

- при наблюдении продолжительностью до 3 часов –    класс 1;

 - при наблюдении продолжительностью от 3 до 5 часов – класс 2;

- при наблюдении продолжительностью от 5 до 6 часов – класс 3.1;

- при наблюдении продолжительностью более 6 часов – класс 3.2.

7. Нагрузка на слуховой анализатор.

Степень напряжения слухового  анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10 – 15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м. Классу 3.1 соответствует разборчивость от 70 до 50%, а к классу 3.2 – менее 50 %.

8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Например, наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, руководители и т. д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких, как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

 

 

Оценка эмоциональных  нагрузок

 

1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

Показатель  указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Например, для таких профессий, как руководители и мастера строительных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

2. Степень риска для собственной жизни.

Описание  фактора см. в следующем пункте.

3. Степень ответственности за безопасность других лиц.

Показатели 2 и 3 отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.), личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) – класс 3.2. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (водители автотранспорта и т. п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

 

Оценка монотонности нагрузок

 

1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций».

Чем  меньше  число  выполняемых  приемов,  тем  выше  напряженность  труда,  обусловленная  многократными  нагрузками.  Наиболее  высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда       (класс 3.1–3.2).

2. Продолжительность (с) выполнения  простых производственных заданий или повторяющихся операций.

Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

Данный показатель, так же как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1–3.2).

3. Время активных  действий (в % к продолжительности смены).

Наблюдение за ходом  технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок трудового процесса. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов правления некоторых производств (класс 3.1– 3.2).

Информация о работе Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности