Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:46, реферат
Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.
токсичные средства для освежения стен, полов и мебели. Здесь должен
восторжествовать здравый смысл, и вовсе необязательно, чтобы полы в
доме походили на каток или скользкую горку: достаточно, чтобы они были
чистыми и без повреждений.
Наибольшее внимание нужно уделить тому месту, где живут дети.
Нельзя упускать из виду ничего, что может представлять для них
опасность: от статуэток
до электрических розеток и
плите. Все, что может причинить вред, должно быть убрано в надежное
место. Ребенка нужно научить распознавать опасности и избегать их.
Здесь важным элементом является здравый смысл и нет необходимости быть
ни слишком снисходительным, ни слишком требовательным. Более того,
нужно доверять ребенку, контролируя его и обучая пользованию любым
предметом, который находится в доме. Если слишком много запрещать, не
объясняя причин, ребенок будет делать обратное, демонстрируя тем самым
свою смелость и самостоятельность.
Опасности, которые связаны с насилием, можно рассматривать под
разным углом зрения: парень на мотоцикле вырывает сумочку из рук
женщины или срывает цепочку с ее шеи; вооруженный преступник проникает
в квартиру или грабит на улице; маньяк насилует женщин; мошенник
обволакивает вас своей болтовней; распространитель наркотиков без
зазрения совести приучает молодежь к употреблению этой отравы...
Опасностей такого рода очень много и поэтому запомните золотые
правила безопасности жизни:
1. Предвидеть опасность!
2. По возможности избегать ее!
3. При необходимости - действовать!
Формирование личности безопасного типа
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей.
В настоящее время
человечество постоянно сталкивается
с угрозами природных и техногенных
катастроф, сопровождающихся массовой
гибелью людей. Последнее обстоятельство
связано, с неумением населения
предпринимать правильные действия
в экстремальных ситуациях. В
России проблема безопасности стоит
чрезвычайно актуально также
и в связи с особенностями
развития страны, проводящей, по сути,
революционные преобразования государственной
системы. Последнее десятилетие
характеризуется такими негативными
явлениями как: угрожающее снижение
численности населения, существование
значительной его части за чертой
бедности, непрерывное участие в
военных конфликтах, террористические
акты, рост преступности, крушение нравственных
идеалов, рост наркомании и алкоголизма,
прежде всего, в молодежной среде
и другими. Обусловленная не столько
естественными природными процессами,
сколько деятельностью самого человека,
эта проблема возвращает его от обращения
к внешним средствам защиты от
опасностей к самому себе как их
источнику. Проблема формирования навыков
безопасной жизнедеятельности
Личность безопасного
типа - человек, ориентированный на
добро и способный к
Как показал теоретический
анализ проблемы, безопасность человека
может рассматриваться, во-первых, с
точки зрения состояния его
В зависимости от
понимания роли последнего все многообразие
предложений в этой сфере можно
объединить в четыре подхода. Первый
предполагает устранение опасностей или
перемещение человека в безопасную
среду. Это ограждающий подход, поскольку
сам человек выступает как
объект безопасности, для которого
создают необходимые условия. Второй
подход - образовательный - исходит
из признания активности человека,
рассмотрения его как субъекта собственной
безопасности. В рамках этого подхода
предлагается обучать его предвидению
и распознаванию опасностей, способам
поведения в опасных ситуациях
(уклонению от опасностей и их преодолению),
формировать готовность к обеспечению
безопасности. В такой готовности как
личностном образовании можно выделить:
- когнитивно-инструментальный аспект
(определяющийся особенностями предмета
деятельности) - знания об опасностях,
умение их распознавать, владение способами
действий по обеспечению безопасности,
достаточный для осуществления этой деятельности
уровень развития интеллектуальных, волевых
и других качеств;
- интенциональный аспект (определяющийся
потребностями и ценностями субъекта)
- субъективная значимость безопасности,
интенция на ее обеспечение, наличие соответствующих
мотивов деятельности.
Третий - личностно-развивающий подход
к обеспечению безопасности предполагает
формирование личностных образований,
позволяющих человеку быть устойчивым
к негативным, в первую очередь информационно-психологическим
воздействиям. С этих позиций обеспечение
безопасности человека включает поддержку
формирования его личностной целостности
(наличия собственного центра, интегрирующего
все подструктуры "Я" и позволяющего
выполнять управляющие функции) и субъектности
(способности личности регулировать, организовывать
свой жизненный путь в соответствии со
своими целями и ценностями). Здесь человек
рассматривается не только как субъект
безопасности, но и как субъект жизни.
Его безопасность обеспечивается тем,
что он как целостная самоопределившаяся
личность устойчив к негативным информационно-психологическим
воздействиям, как субъект жизни способен
превращать опасности в фактор собственного
развития, как внутренне непротиворечивая
личность, обладающая опытом разрешения
жизненных противоречии, минимизирует
количество опасностей, создаваемых для
самого себя. Четвертый - созидательный
подход к обеспечению безопасности исходит
из того, что основной причиной возникающих
опасностей является сам человек - субъект
собственного развития, фактор прогресса
человечества и эволюции мира. В этом подходе
предполагается воспитание человека нравственного,
реализующего себя в контексте единства
с природой и человечеством.
Данные подходы
"высвечивают" четыре ракурса
безопасности (устранение опасностей,
защищенность - готовность, устойчивость,
минимизация создаваемых
Итак, безопасная личность концептуально может быть определена как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддерживать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития.
Список литературы:
1.Лызь
Н. А. Модельные представления о безопасной
личности // Известия ТРТУ. Тематический
выпуск "Гуманитарные проблемы современной
психологии". Таганрог, 2005. - N 7. – С.6-10.
2. Шершнев Л. И. Формирование личности
безопасного типа как отражение потребности
общества и времени // Информационный сборник
"Безопасность".- 1994. - N 7. С. 12-18.
3. Дурнев Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности как ключевой фактор снижения рисков. Москва, 2005
4. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Москва,2006