Понятие чрезвычайных и конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить управление чрезвычайными и конфликтными ситуациями в РФ.
Объектом исследования является структура управления.
Предметом исследования является управление чрезвычайными и конфликтными ситуациями.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс курсовая Гос.управление.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

Стратегия гибкости, необходимая в  условиях ЧС, ориентирована на принятие эффективных мер в широком  спектре возможных неблагоприятных  изменений. Подчеркнем отличие этой стратегии от стратегии непосредственной реакции на конкретное возмущение.

Особую важность приобретает гибкость подсистем материально- технического снабжения. Информация о возможном  источнике угрозы обычно достаточно для того, чтобы разработать и реализовать активной подготовки системы материально- технического обеспечения. Таким образом, значительная часть мер, разработанных на основе данных о возможном бедствии, может быть принята задолго до того, как опасность станет явной.

Идея создания еще одного бюрократического аппарата для раннего предупреждения и планирования ликвидации ЧС на этом этапе представляется спорной. Более  перспективным направлением является функциональная перестройка и укрепление имеющихся структур и механизмов соответствующими службами и постоянным руководящим звеном.

В соответствии с целевым назначением  структуры систем управления в условиях ЧС они либо к дуальным, либо полиструктурам. В последних работа по ликвидации ЧС проводится в рамках  управления стратегическими ситуационными зонами (ССЗ).

Однако используются и матричная  структура управления. В ней , с одной стороны, есть иерархическое взаимодействие подразделении, а с другой, предусмотрено решение конкретных задач, реализация проектов, относящихся к разным ветвям иерархии, но к одному ее уровню. Ответственность за решение задачи при этом возлагается на руководителя проекта, который может быстро сформировать мобильный дееспособный коллектив из сотрудников разных подразделений. Использование системы управления с матричной структурой при ликвидации ЧС небольшого масштаба может дать хорошие результаты.

Матричная структура управления делает систему более действенной, гибкой и динамичной. Тем не менее центром такой системы остается ее штаб во главе с руководителем. Постоянной функциональной частью штаба должна быть группа информационного обеспечения, или информационной поддержки.

В обязанности штаба входит выявление  тенденций развития ЧС, оценка ее масштабов, расчет необходимых для ее ликвидации времени и ресурсов, предупреждение руководителей о внезапных изменениях.

Штаб регулярно корректирует перечень зон ЧС и их приоритеты, контролирует ход работы в этих зонах по всем объектам защиты.

Разделение ответственности между  уровнями системы управления в условиях ЧС должно определяться принципом результативности стратегии. Он заключается в том   , что полномочия и ответственность за каждое решение передаются на тот уровень структуры, на котором определяются переменные, относящиеся к этому решению.

2.2 Структура управления в конфликтных  и чрезвычайных ситуациях.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с  учетом его предложений решение  по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления  их последствий, вводит при необходимости  и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное Собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятия, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от ЧС. Правительство устанавливает  классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для  защиты населения и территории от ЧС, проводят обучения способами защиты и действия в указанных ситуациях.

Для осуществления государственного управления и координации органов  исполнительной власти создан федеральный  орган- Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий ( МЧС России), который создает подведомственные ему территориальные органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в области защиты населения на территории от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.

В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС- РСЧС, преобразованная в 1995 году в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий- и для решения задач по защите населения и территории в ЧС военного характера.

Организационная структура РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти и  организаций, в полномочия которых  входит решение вопросов защиты населения  в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территориальных  и функциональных систем и имеет  пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются  в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно- территориальному делению.

Функциональные подсистемы создаются  федеральными органами власти и включают органы управления, силы и средства министерства и ведомств, организующих работы по защите населения от ЧС в  сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

На каждом уровне РСЧС имеют координирующие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов и системы  связи, оповещения и информационного  обеспечения.

Координирующими органами на федеральном  и региональном уровнях являются, соответственно, Межведомственная и  ведомственная комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных  бедствий; на территориальном, местном  и объектовом уровне- комиссии по ЧС ( КЧС).

Координирующие органы организуют, контролируют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС на подведомственных им территориях и объектах.

Органами постоянного управления по делам гражданской обороны  и ЧС ( ОУ ГОЧС) являются: на федеральном  уровне- Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне- региональные центры ( РЦ), на территориальном и местном уровнях- комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, органы  управления по делам ГОЧС на объектовом уровне- отделы ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных  ситуациях Единые  дежурно- диспетчерские службы ( ЕДДС), оперативно- дежурные службы органов управления ГОЧС ( ОДС) и дежурно- диспетчерские службы органов исполнительной власти ( ДДС).

Общее руководство гражданской  обороной и защитой населения  и территорий в ЧС осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней, именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС ( РГО И ЗНиТ).

В системе управления РСЧС предусмотрено  создание стационарных и подвижных  пунктов управления ( ПУ). Стационарное ПУ могут быть повседневного ( мирное время) и запасными (военная время). Подвижные пункты могут быть воздушными и мобильными.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения постоянной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

- части и подразделения МЧС;

- поисково- спасательная служба (ПСС), включающая Центральный аэромобильный отряд (« Центроспас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска « Лидер», региональные и территориальные спасательные службы;

- противопожарные части и подразделения;

- войска ГО, состоящие из отдельных  спасательных бригад, полков и  батальонов;

- специально подготовленные инженерные  и химические части и подразделения  Минобороны ( МО) России;

-сводные мобильные формирования  частей войск ГО и МО России;

- бригады экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

- профессиональные спасательные  отряды и различные формирования  Минатома и других профильных  министерств и ведомств.

Кроме сил постоянной готовности различной  степени и ликвидации ЧС привлекают нештатные аварийно- спасательные формирования общего назначения и специальные  формирования общего назначения и специальных  служб министерств, ведомств, организаций, отдельных объектов на различных  уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяются на сводные отряды, предназначенные  для проведения как аварийных, так  и спасательных работ, и спасательные формирования, выполняющие в основном спасательные работы.

Формирования служб могут создаваться  для наблюдения за экологической  обстановкой, а также проведения противопожарных, медицинских мероприятий, охраны общественного порядка и  т. д.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно- управляющей  системой, которая включает: центр  управления в кризисных ситуациях  МЧС; информационные центры федеральных органов исполнительной власти; информационно- управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ; абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи данных.

Гражданская оборона- система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организационная структура ГО базируется на основе структуры РСЧС с учетом определенных  и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требований ФЗ « О гражданской  обороне» и полностью развертывается при переводе страны на военное положение  или при возникновении военных  действий.

Руководство гражданской обороной РФ осуществляется Правительством РФ во главе с премьер- министром  руководителем ГО страны.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности  начальниками гражданской обороны  указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ, территориальных  образований, в отдельных  организациях и на субъектах осуществляют соответственно главы исполнительной власти субъектов  РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных  организаций и объектов, являющиеся по должности руководителями ГО.

Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию  и проведение мероприятий ГО в  федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, а также  в организациях.

Координирующие органы управления в силу необходимости соблюдения принципа единоначалия в условиях  военного времени могут быть преобразованы  в органы  сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций  к постоянным органам управления.

Службы различных назначений, имеющиеся  в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных  условиях с приоритетом задач  ГО. Могут создаваться также и новые службы- маскировки, радиоперехвата, борьбы с диверсантами и т.п.

Повседневное управление гражданской  обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время ( Центры по управлению в кризисных  ситуациях, оперативно- диспетчерские службы, дежурно- диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления ( ЗПУ).

Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на них  задач, являются соединения, воинские части, формирование войск ГО, а также  нештатные формирования ГО.

Нештатные  формирования ГО являются формированиями, создаваемыми на потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение по территориально- производственному принципу, владеющими специальной техникой и подготовленными для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Они составляют наибольшие по численности формирования ГО и предназначаются для выполнения основного объема аварийно- спасательных работ и других мероприятий ГО.

Организациями могут создаваться  спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно- технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, торговли и другие виды формирований. В состав этих формирований могут входить: сводные и спасательные команды и группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы, звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно- технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и т.д.

Для выполнения задач в области  ГО в зависимости от обстановки могут  привлекаться также профессиональные аварийно- спасательные службы различных  уровней, аварийно- спасательные формирования, мобильные группировки ГО и МО, воинские части и подразделения  МО, другие части и подразделения  постоянной готовности РСЧС.

Общее руководство защитой персонала  объекта и его территории осуществляется руководителем объекта, он же руководитель ГО и ЗНиТ объекта ( председатель КЧС).

Информация о работе Понятие чрезвычайных и конфликтных ситуаций