Понятия охраны труда и техники безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Содержание

Введение
Понятия охраны труда и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники безопасности
Государственное управление охраной труда
Государственные нормативные требования охраны труда
Подготовка специалистов в области охраны труда
Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, типовые  инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами федерального уровня. В связи с чем они  могут быть обжалованы в Верховный  Суд РФ. Несоблюдение процедуры согласования, предусмотренной законодательством, является основанием для их признания в судебном порядке недействующими.

Процедура согласования предполагает рассмотрение предложений участвующих  в ней органов при разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Несоблюдение данной процедуры  приводит к нарушению прав органов, которые в соответствии с законодательством  должны в ней участвовать. В связи  с чем позиция указанных органов, лишенных возможности участия в  процедуре разработки нормативного правового акта, является основанием для его признания недействующим, так как предложения этих органов  не были учтены, им не была дана надлежащая оценка. Поэтому можно сделать  вывод о том, что в подобной ситуации не были учтены обстоятельства, имеющие правовое значение при разработке нормативного правового акта о государственных требованиях по охране труда.

В-третьих, нормативными правовыми  актами, содержащими государственные  требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы  и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды  правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные  стандарты безопасности труда.

Перечисленные нормативные  правовые акты предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные  органы федерального уровня. Указанные  акты также принимаются федеральным  органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством  процедуры согласования названных  актов также позволяет требовать  их признания недействующими в Верховном Суде РФ.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой деятельности. По общему правилу государственные  нормативные требования по охране труда  утверждаются полномочными органами федеральной  исполнительной власти на срок пять лет. Решение о продлении срока действия или об отмене рассмотренных актов должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, который их принял. Прохождение процедуры согласования при продлении срока действия или отмене нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти не требуется. Однако действие указанных нормативных правовых актов может быть продлено не более чем на два срока, который определен законодательством. Как уже отмечалось, срок действия этих актов в законодательстве определен в 5 лет. Следовательно, их действие может быть продлено не более чем на 10 лет, а общий срок действия с учетом первоначально принятого составляет не более 15 лет. Таким образом, до истечения пяти лет действия рассматриваемых нормативных правовых актов, определяющих государственные нормативы охраны труда, полномочный федеральный орган исполнительной власти дважды может вынести решение о продлении срока их действия без прохождения процедуры согласования. Но после 15 лет действия такого акта он должен быть пересмотрен с прохождением установленной законодательством процедуры согласования с государственными и отраслевыми профсоюзными органами федерального уровня. Продление срока действия нормативных правовых актов в сфере охраны труда не лишает работодателей, работников, их полномочных представителей права их обжалования в судебном порядке. Причем в ходе рассмотрения заявления о признании недействующим нормативного правового акта, срок действия которого продлен полномочным федеральным органом исполнительной власти, должна быть дана оценка и аргументам о необходимости его изменения. Признание указанных актов недействующими влечет возникновение у федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при его новом утверждении. Частичное признание нормативного правового акта недействующим влечет за собой возникновение у полномочного федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при изменении этого акта в части, признанной в судебном порядке недействующей.

Таким образом, государственные  нормативные требования охраны труда  могут стать предметом судебного  контроля. Из ч. 1 ст. 211 ТК РФ следует, что  нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, могут быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Однако акты субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, в частности, по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти. Нормативные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, в том числе и на предмет их несоответствия федеральному законодательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка специалистов в области охраны труда

В статье 217 Трудового кодекса прямо указано, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда. Согласно требованиям Квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного  постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37 (последние изменения внесены 20.04.2001), на должность инженера по охране труда могут быть назначены:

– лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда;

– специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

– специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо на других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием не менее пяти лет.

Обучать руководителей и специалистов по охране труда можно непосредственно  в фирме, а можно привлечь к  этому процессу сторонние организации  при условии, что у них имеются  лицензии на право ведения образовательной  деятельности, преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда, и соответствующая материально-техническая  база. Примерная программа обучения по охране труда утверждена Минтрудом  России 17 мая 2004 года. После окончания  обучения проводится проверка знаний, после чего слушателям выдаются удостоверения  установленного образца.

Руководители  и специалисты должны проходить  обучение и проверку знаний по охране труда не реже одного раза в три  года. Следует учитывать, что в  соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах  охраны труда в Российской Федерации» и постановлением Правительства  РФ от 28.01.2000 № 78 «О Федеральной инспекции  труда»5 государственные инспекторы труда вправе отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знания требований охраны труда.

Для организации рабочих мест сотрудников  СОТ можно обратиться к Рекомендациям  по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7.

Служба охраны труда в действии

Круг  обязанностей сотрудников СОТ достаточно широк. Он конкретизируется в должностных  инструкциях. Остановимся на том, как  проводятся инструктаж персонала компании и аттестация рабочих мест.

Инструктаж персонала

Согласно  Трудовому кодексу «все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить  обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда». При  этом работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Такая норма зафиксирована  в статье 225 ТК РФ.

Порядок проведения обучения и инструктажа  по охране труда установлен в постановлении  Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Существует несколько  видов инструктажа – вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж в обязательном порядке проводится не только для вновь принимаемых в организацию сотрудников, но и для тех, кого переводят на другую работу, командированных в организацию работников, практикантов. Обратите внимание: если служба охраны труда создается в уже действующей организации, то все сотрудники обязаны пройти вводный инструктаж.

С работниками, которые эксплуатируют, обслуживают, испытывают, налаживают и ремонтируют  оборудование, используют электрифицированный  или иной инструмент, хранят и применяют  сырье и материалы, необходимо провести первичный инструктаж. Он проводится непосредственным руководителем (производителем) работ (мастером, прорабом, преподавателем и др.) на рабочем месте сотрудника до начала самостоятельной работы. Далее такие работники проходят повторный инструктаж (не реже одного раза в шесть месяцев).

Требования  к охране труда и соответствующие  инструкции могут со временем измениться. Это связано с тем, что совершенствуются технологические процессы, происходит замена и модернизация оборудования. Нередко работники нарушают требования охраны труда, создавая реальную угрозу наступления тяжких последствий. В  подобных случаях с работниками  проводится внеплановый инструктаж.

Целевой инструктаж проводится с работниками при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются специальные документы (например, наряд-допуск).

Конкретный  порядок, условия, сроки и периодичность  проведения всех видов инструктажей по охране труда по отдельным отраслям регулируются отраслевыми и межотраслевыми нормативными актами по охране труда.

Аттестация рабочих мест

Статья 212 ТК РФ обязывает каждого работодателя обеспечить «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с  последующей сертификацией организации рабочих мест».

Об  обязательной аттестации всех имеющихся  рабочих мест сказано и в Положении  о порядке аттестации рабочих  мест по условиям труда, утвержденном постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12.

Аттестация  предполагает проведение оценки условий  труда инструментальными, лабораторными  и эргономическими методами исследований. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится исходя из изменений  условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет после  проведения последней аттестации.

По  итогам аттестации рабочих мест может  быть принято решение о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни  и (или) здоровья работников.

Кроме того, может быть выявлена связь заболевания с профессией при подозрении на профзаболевание, установлен диагноз профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке.

Результатом аттестации может быть сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, ознакомление работающих с условиями труда  на рабочих местах, а также планирование и проведение мероприятий по охране и условиям труда согласно действующему законодательству.

Только  по результатам аттестации рабочих  мест можно грамотно и обоснованно предоставлять компенсации и льготы работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке.

Работодатель  вправе проводить аттестацию рабочих  мест своими силами. В этом случае создается  аттестационная комиссия.

 Осуществить  аттестацию могут и сторонние  организации, имеющие разрешение  органов Государственной экспертизы  условий труда РФ на право  проведения указанных работ.

 

 

Ответственность за нарушение  законодательства о труде и об охране труда

Нередко работодатели игнорируют установленные  законом обязанности, в том числе  связанные с охраной труда. Например, не проводят аттестацию рабочих мест. Нелишним будет напомнить, что сотрудники службы охраны труда (в том числе ее руководитель) несут ответственность только в рамках выполнения должностных обязанностей, установленных должностными инструкциями, Положением о службе охраны труда. А ответственность за охрану труда в целом несет работодатель, то есть руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Согласно  Трудовому кодексу лица, виновные в нарушении законодательства о  труде и об охране труда, могут  быть привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 5.27) за подобные нарушения на виновное должностное лицо может быть наложен штраф от 5 до 50 МРОТ, а на организацию – от 300 до 500 МРОТ. Возможно и такое наказание, как «административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».

В упомянутой статье КоАП РФ также говорится о  том, что «за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет». Этот вид наказания назначается только по решению суда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» информация о дисквалифицированном работнике заносится в такой реестр. Но это еще не все. Статья 32.11 КоАП РФ требует расторгнуть трудовой договор с лицом, которое дисквалифицировано по решению суда.

Очень важно, что в статью 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» Трудового  кодекса Федеральным законом  от 30.06.2006 № 90-ФЗ внесен дополнительный пункт 8, который действует с 6 октября 2006 года. Он-то и предусматривает  расторжение трудового договора по причине дисквалификации работника.

И наконец, об уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда. Статья 143 УК РФ предусматривает ответственность  за «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное  лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека». Такое нарушение наказывается штрафом от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если  же нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, к нарушителю может  быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового). Об этом сказано в части 2 статьи 147 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Информация о работе Понятия охраны труда и техники безопасности