Правовые, нормативно-технические, организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:31, реферат

Краткое описание

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Содержание

Содержание: 1
Введение 2
1. Правовые основы БЖД 3
1.1.Законы и подзаконные акты 3
1.2. Нормативно-техническая документация 4
2. Управление ЧС 12
3. Международное сотрудничество 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

Стандарты предприятий  по безопасности труда разрабатываются  непосредственно на предприятии  и согласовываются с профсоюзным  комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий  труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих  установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии  и т. д.

Основные нормативно-технические  документы по чрезвычайным ситуациям  объединены в комплекс стандартов «Безопасность  в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

- повышение эффективности  мероприятий по предупреждению  и ликвидации ЧС на всех  уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности  населения и объектов народного  хозяйства в природных, техногенных,  биолого-социальных и военных  ЧС; предотвращение или снижение  ущерба в ЧС;

- эффективное  использование и экономия материальных  и трудовых ресурсов при проведении  мероприятий по предупреждению  и ликвидации ЧС.

Задача комплекса - установление:

· терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации  ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

· основных положений  по мониторингу, прогнозированию и  предотвращению ЧС, по обеспечению  безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного  хозяйства в ЧС, по организации  ликвидации ЧС;

· уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

· методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и  ликвидации ЧС;

· способов обеспечения  безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также  требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит  из индекса (ГОСТ Р), номера системы  по классификатору (ГСС-22), номера (шифра) группы (табл. 9.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения  или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

· основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

· основные термины  и определения в области обеспечения  безопасности в ЧС;

· классификацию  ЧС;

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

 
Номер группы Группа стандартов Кодовое наименование  
0 Основополагающие  стандарты Основные положения  
1 Стандарты в  области мониторинга и прогнозирования Мониторинг  и прогнозирование  
2 Стандарты в  области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства Безопасность  объектов народного хозяйства  
3 Стандарты в  области обеспечения безопасности населения Безопасность  населения  
4 Стандарты в  области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и  кормов Безопасность  продовольствия  
5 Стандарты в  области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность  животных и растений  
6 Стандарты в  области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность  воды  
7 Стандарты на средства и способы управления, связи и  оповещения Управление, связь, оповещение  
8 Стандарты в  области ликвидации чрезвычайных ситуаций Ликвидация  чрезвычайных ситуаций  
9 Стандарты в  области технического оснащения  аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Аварийно-спасательные средства  
10,11 Резерв    
       

· классификацию  продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени  их опасности;

· номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

· предельно  допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

· основные положения  и правила метрологического контроля состояния технических систем в  ЧС.

Содержание остальных  групп стандартов определяется их кодовым  наименованием.

2. Управление ЧС 

Управление  ЧС обеспечивается единой государственной  сис-темой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой Правительством РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровйей, различные общественные организации, в "компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением; безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружаю-щей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств пора-жения.

РСЧС  включает территориальные  и функциональные подсистемы и имеет  пять уровней: объектовый, местный, территориальный, реги-ональный и федеральный.

Территориальные подсистемы (республик  в составе Российской Федерации, краев  и областей) состоят  из звеньев, соответствующих  принятому административно-территориальному делению.

Функциональные  подсистемы состоят  из органов управления, сил и средств  министерств и  ведомств РФ, непосредственно  решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и  ведомственные комиссии по предупреждению и  ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов  РФ, комиссия по ЧС орга-нов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем подразделяются на силы и средства:

-- наблюдения и контроля;

-- ликвидации ЧС.

Первые  из них состоят  из сил следующих  органов:

-- контрольно-инспекционной  службы Минприроды  РФ;

-- служб и ведомств  РФ, осуществляющих  контроль и наблюдение  за состоянием  окружающей природной  среды, за обстановкой  на потенциально  опасных объектах  и прилегающих  к ним территориях,  а также проводящих  анализ их воздействия  на уровне населения;

-- службы мониторинга  опасных процессов  Минстроя РФ;

-- сети наблюдения  и лабораторного  контроля гражданской  обо-роны (ГО);

-- службы предупреждения  о стихийных бедствиях  Минприрод-ресурсов и АН РФ;

-- космических средств  наблюдения.

Силы  и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

-- военизированные  и невоенизированные  противопожарные,  ава-рийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования ми-нистерств, ведомств, организаций РФ;

-- учреждений и формирований  экстренной медицинской  помощи Минздрава  РФ;

-- частей и подразделений  служб противопожарных  и аварийно-спасательных  работ МВД РФ;

-- соединений и воинских  частей, территориальных  и объектовых формирований  ГО РФ;

-- соединений и воинских  частей химических  и инженерных войск  вооруженных сил;

-- сил и средств  поискового и аварийно-спасательного  обеспече-ния Минтранса РФ;

-- отрядов, служб  и специалистов  Ассоциации спасательных  формирований, а также  служб некоторых  других ведомств.

Координация планов и мероприятий  гражданской обороны  и по ликвидации ЧС в целом с экономическими планами производится в рамках бюджетов РФ, субъектов федерации, а также федеральных  органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится также  за счет средств организаций, находящихся в  зоне ЧС, страховых  фондов и других источников.

Важным  элементом систем управления в области  защиты от ЧС является учет инженерных сооружений ГО и паспортизация  их состо-яния. К такого рода объектам относятся убежища, противорадиацион-ные укрытия,' специализированные складские помещения, станции обеззараживания одежды и транспорта и некоторые другие объекты. В их паспортах кроме ведомственной принадлежности и месторасположения указывается тип сооружения, степень его защиты, площадь, кубатура, вместимость, количество выходов, тип воздухозаборов, на-личие и состояние систем канализации, вентиляции, энергоснабжения и аварийного освещения и некоторые другие данные. Паспорт состав-ляется владельцем сооружений. Контроль за паспортизацией осущест-вляют инженерные подразделения территориальных органов МЧС.

Другим  направлением контроля в РСЧС являются целевые  и комплексные  проверки готовности к действиям в  ЧС. Они осуществ-ляются по линии департамента инспекций и контроля МинЧС. В рамках целевых проверок осуществляется либо контроль документации (например, штабов ГО), либо состояния убежищ или других инженер-ных сооружений, либо обученное™ формирований постоянной готов-ности. При комплексной проверке контролируется общая готовность организации (производственного объекта) к действиям в ЧС.

3. Международное сотрудничество

Россия участвует  и в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и других организаций. С 1973 г. действует специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП).

Ученые и специалисты  России принимают участие в осуществлении  специальной международной программы  «Человек и биосфера», Международном  совете охраны птиц (СПО), Международной  федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного  сотрудничества в области охраны природы служит деятельность Международного союза охраны природы (МСОП).

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной  и США и включает 11 научно-исследовательских  программ и 30 проектов. Оно ведется  по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод  и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США  ведется путем обмена учеными  и специалистами, научно-технической  информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими  странами.

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации  труда (МОТ), Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ в частности разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ-нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ - по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.

Информация о работе Правовые, нормативно-технические, организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности общества